Этой статьей я начинаю цикл статей по Индии и индуизму.
Да простят меня мои православные подписчики, но этот канал не просто так называется Храм Всех Религий. В европейской части нашей страны, где я проживаю, доступны по большей части православные или природные святые места, и поэтому я большую часть времени посещаю и пишу о них.
Но у других народов, населяющих нашу планету, есть свои Учения, свои Святые Учителя и свои Святые Места, ничем не уступающие нашим. Это просто другие пути к той же самой цели. И здесь мне хотелось бы выделить Индию, как одну из древнейших и богатейших знаниями цивилизаций на Земле. Сама я тесно связана с индийской духовной традицией, изучаю ее на протяжении многих лет, имею Посвящение в одном из направлений йоги и радостно черпаю знания из этого воистину бесконечного источника духовных знаний.
Христианская религия главной своей целью ставит развитие любви и сострадания в человеке, а также, очищение от эгоизма и других пороков, таких как гнев, злость, жадность, ревность, зависть и прочие грехи в человеке, ведущие его по ложному пути неправедной жизни полной страданий. В христианстве достигают результата путем изучения священных писаний, молитв, медитаций на Христа и претворения изученных христианских истин в своей собственной жизни.
Индуизм, на мой взгляд, дает более полную картину Мироздания и места человека в нем. В этом учении имеются непосредственные технологии о том, как ускорить процесс собственного очищения и духовного развития – это многочисленные мантры, янтры, ритуалы и практики йоги разной направленности, применяемые осознанно, в зависимости от того, где у вас не доработано. В индуизме, также, поясняется к какой конечной цели мы в итоге стремимся – к слиянию своего индивидуального Сознания с Божественным Сознанием, обретению вечной жизни и вечного блаженства в Духе, и даются конкретные указания, как этого состояния достичь.
В йоге дается последовательная техника прохождения всех необходимых для достижения этой цели этапов. Это так называемые 8 ступеней йоги:
1) ЯМА. Мы принимаем и следуем в жизни следующим принципам: ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), не присвоение чужого (астея), воздержание от чувственных излишеств (брахмачарья), отказ от привязанностей и накопительства (апариграха).
2) НИЯМА. Мы взращиваем в себе: чистоту тела, речи и ума (шауча), удовлетворенность своей жизнью (сантоша), аскетизм – умение жертвовать своим комфортом ради высшей цели (тапас), самопознание (свадхьяя), подчинение Богу – жизнь по формуле «да свершится Воля Твоя, Господи» (Ишвара пранидхана).
3) АСАНА. Поддержание тела в развитом, здоровом состоянии необходимо для духовных практик. Только такое тело способно сохранять длительную неподвижность во время медитации и не отвлекать внимание на себя. Как говорится, в здоровом теле – здоровый Дух.
4) ПРАНАЯМА. Техника дыхания, позволяющая контролировать ум, беспокойное состояние которого, в свою очередь, препятствует медитации и концентрации.
5) ПРАТЬЯХАРА. Контроль чувств. Чувства не должны управлять человеком и его поведением. Чувства не разумны и зачастую иррациональны, а человек, живущий под их диктовку, становится подобен животному.
6) ДХАРАНА. Концентрация. Способность концентрировать ум на одном объекте многократно усиливает силу мысли.
7) ДХЬЯНА. Медитация. Концентрация на Божественном (образе или звуке) приближает слияние с Божественным.
8) САМАДХИ. Переживание слияния с Божественным Сознанием. Конечная цель духовных практик и духовного развития. Осознание и переживание своего единства с Творцом.
Как видим, йога предлагает нам конечный ряд конкретных действий и навыков, овладев которыми за счет постоянных практик мы гарантировано придем к заветной цели постижения собственной Божественной природы. Но поскольку человек склонен к самообману, и часто не объективен к себе, не видит некоторых своих недостатков, освоение высших ступеней йоги требует контроля и наставничества со стороны реализованного Мастера – просветленного Учителя, Святого, прошедшего этот путь в своих прошлых воплощениях, и пришедшего на Землю для того, чтобы помочь людям, идущим духовным путем.
Для того, чтобы обрести наставничество Учителя, человеку, решившему встать на путь духовной реализации и самопознания, требуется доказать серьезность своих намерений через последовательно и постоянно прилагаемые усилия в самостоятельном освоении первых ступеней йоги: ямы и ниямы. Также, ему необходимо сформулировать четкий и осознанный запрос о встрече с Учителем и постоянно держать его в уме, повторять в молитвах и медитациях, особенно в Святых Местах.
«Готов ученик – готов ему и Учитель. Готов дух человека, созрел он – готова и новая форма труда и деятельности для него. Никто не может «вести» человека. Он сам идет. И в зависимости от того, как он сам идет, Учитель может ему ответить, освещая – с той или иной силой – горизонт его духовного пути», как было сказано в прекрасной книге К. Антаровой «Две жизни».
Желаю успехов на Пути всем, ищущим Истину и свой Путь в Вечность.
В следующих статьях я начинаю рассказ о недавно посещенных Святых Местах Индии.
Ом…