Епископ Ситкинский и Аляскинский Алексий (Трейдер) родился в 1965 году. В Свято-Тихоновском монастыре, принадлежащем Православной Церкви в Америке, он был пострижен в монашество. Несколько лет он провел на Святой Горе Афон в монастыре Каракал, где принял священство и великую схиму. После этого долгое время служил в одной из женских обителей Греции. Два года назад был назначен главой Аляскинской епархии Православной Церкви в Америке. Между своими многочисленными поездками епископ Алексий любезно согласился ответить на некоторые вопросы.
– Владыка, благословите. Первый вопрос такой: для верующих иногда непросто найти духовника, у многих его нет, что бы Вы посоветовали таким людям? Как спасаться при этом?
– Ходить на исповедь к любому священнику, который доступен для этого, и исповедоваться хорошо. Существует множество книг об исповеди, их можно найти и прочитать. Важно готовиться к исповеди: молиться, исследовать свою жизнь с последней исповеди, какой она была по отношению к ближним, к Богу и к себе самому. Было ли то, что я делал, угодно Богу или нет? Таким образом человек отмечает все, что нуждается в исповедании, каждую свою душевную рану.
Когда он запишет то, что хочет сказать, чтобы ничего не забыть, и исповедает это, он получит благодать Божию в момент чтения над ним разрешительной молитвы, поэтому первое, что можно сделать, – исповедоваться настолько хорошо, насколько вы можете. Нужно идти к любому священнику, который доступен. Важно желать измениться и помолиться, чтобы Бог просветил священника, к которому вы идете, и дал ему нужное для вас слово. Однако иногда священник не скажет ничего кроме «терпи и молись». Но, самое главное, участвуя в исповеди, вы получаете благодать Божию, ваши грехи прощаются. Одно это должно сподвигать вас на то, чтобы не останавливаться на пути ко спасению и двигаться дальше.
Конечно, это большое благословение, если у человека есть хороший духовник. Но даже если кто-то не может его найти, для верующих возможно вести очень серьезную духовную жизнь во Христе, жизнь благодатную, когда вы меняетесь от худшего к лучшему, такую жизнь, через которую вы почувствуете вкус Небес.
– Если духовник у человека все-таки есть, как должны выстраиваться эти духовные отношения, чтобы они были правильными, угодными Богу?
– Мне кажется, что любому духовнику нужно смотреть на приходящего к нему человека с определенной перспективы. Она заключается в том, чтобы видеть человека не только таким, какой он есть в данный момент, но и таким, каким он может стать по благодати Божией, когда преодолеет свои страсти. Человек меняется, если он следует заповедям Божиим, если живет жизнью Церкви. Нужно смотреть на человека с этой перспективы.
Как смотрит на человека Бог? Как на Свой образ. Бог хочет от нас, чтобы мы раскрыли Его образ в себе. И это – наша отправная точка. Духовник видит, каким человек может стать, и его основная задача – поддерживать его, воодушевлять его на то, чтобы он жил церковной жизнью. Такая жизнь включает в себя регулярное участие в таинстве Исповеди, в Причащении с благословения священника, в работе над своими страстями, в стремлении к стяжанию смирения. И когда все это присутствует в жизни человека, такие духовные отношения в конечном итоге преображают его жизнь и становятся для него благословением.
– Владыка, в Салоникийском университете Вы изучали патристику и психологию, защитили докторскую диссертацию. Какая основная причина возникновения депрессии у современных людей? Как они могут избавиться от этого состояния?
– Депрессивный человек видит жизнь в черных красках. Все вокруг него темно. Его будущее кажется ему темным и безнадежным. Такой человек себя тоже видит в черном свете, он не видит внутри себя ничего хорошего. Но для христиан, если они настоящие христиане, открывается другая перспектива взгляда на себя и на мир. Конечно, внутри христиан остаются страсти, которые они пытаются изжить, но они видят в себе также и добродетели, которые нужно развивать, перспективу развития.
Когда христианин оглядывается вокруг себя, он видит своих братьев и сестер, каждого или каждую из них как образ Божий. Он идет в церковь и лобызает там святые иконы. И он понимает, что он не одинок в этом мире, что вокруг него – «облако свидетелей» (Евр. 12: 1), воистину великое множество святых свидетелей. Когда христианин смотрит вперед, в свое будущее, он видит возможность того, что он войдет в Царствие Небесное, что он будет вечно пребывать со Христом, с Всецарицей нашей, Пресвятой Богородицей, со всеми святыми. И в таком случае уже весьма затруднительно оставаться в депрессивном состоянии.
Я думаю, что для православных христиан очень хорошо всегда помнить примеры святых мучеников, которые держались за святую православную веру до конца и таким образом получили свои венцы. Эти святые мученики стали триумфаторами в своем терпении за Христа, и они в тот момент, как мы читаем в их житиях, пребывали в радости. Они знали, что они будут замучены, что им придется перенести много физической боли. Люди вокруг ненавидели их, глумились над ними, и они это тоже стойко переносили. В конце концов, после мучений разного рода, все заканчивалось физической смертью. Если вы посмотрите на подвиг мучеников с мирской точки зрения, то они должны показаться вам самыми депрессивными людьми в мире. Но что же мы видим? Они оставались радостными. И все потому, что они обращали свой взор на Христа и чувствовали, что Он рядом с ними во всем Своем могуществе.
Мне кажется, решением проблемы депрессии будет изменение того, как человек смотрит на мир, своего рода μετάνοια (в переводе с греческого – изменение ума – прим. А. К.). Нужно изменить этот взгляд со светского, мирского, бездуховного на духовный и начать смотреть на мир глазами веры. Конечно, существуют клинические случаи депрессии, когда причина болезни – в химическом дисбалансе в мозге человека. Но, безусловно, такое состояние часто обусловливается именно тем, как человек смотрит на мир. Смотрит ли он в перспективе Евангелия и святых отцов? Или же это взгляд безбожный, как будто в мире не существует Бога? В последнем случае мы должны признать, что это взгляд глупца: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 13: 1).
Существует множество людей, которые внешне как будто верующие. Они ходят в церковь, прикладываются к иконам, крестятся, но, к сожалению, это люди очень слабой веры, которых Господь в Евангелии называет «маловерами» (Мф. 6: 30). Что нужно маловерному человеку? Нужно помолиться: «Господи, пошли мне больше веры, такой крепкой веры, как у святых». И если у нас будет вера, как у святых, если у нас будет такая же любовь ко Христу, как у святых, тогда у нас будет и такая же радость, как у святых. Тогда мы поймем, что имел в виду святой апостол Павел, когда говорил: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16). И это действительно то, что нам, христианам, нужно.
– Возможно ли для современного человека стяжать такую крепкую веру, какая была у святых?
– Для стяжания такой веры нужна и важна молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Нужна молитва перед сном; молитва, когда мы просыпаемся; молитва на протяжении всего дня. Важна любовь ко Христу. Нужно искать возможности, чтобы угодить Ему. В каждой ситуации у нас есть выбор, действовать по страстям или поступить так, как угодно Богу. Мы всегда должны спрашивать себя: «Какая моя реакция на ту или иную ситуацию будет наиболее приятна моему возлюбленному Господу Иисусу Христу?» Нужно поступать, опираясь на это. И тогда Христос каждый раз будет посылать нам немножко Своей благодати. Если же мы постепенно будем приобретать Божию благодать в нашем сердце, именно она поможет зернышку веры в нашем сердце расти. И из этого зернышка может появиться прекрасный благоухающий цветок.
У каждого из нас есть живое сердце, которое бьется, любит и болит. И нам нужно стараться больше любить Христа, возрастать в любви к Нему, больше любить Божию Матерь, стараться быть более послушными заповедям Христовым. Некоторые описывают это возрастание как лествицу, некоторые – как восхождение на гору. Но суть не меняется, это духовное возрастание. И оно не должно быть резким, с рывками, нет. Мягко, шаг за шагом. Вспомните, как сказал Спаситель: «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10: 42). Малые шаги, которые совершают христиане, потому что они именно христиане и хотят показать Богу, что они любят Его, все вместе составят нечто большее. И в конечном итоге человек станет святым. Опять хотел бы сделать акцент на том, что это вопрос веры. У нас есть примеры святых, в том числе и современных, которые своей жизнью показывают, что святости можно достичь.
– Владыка, скажите, пожалуйста, Вы сами встречали людей, которых можно было бы назвать святыми? Не могли бы рассказать о Вашем опыте общения с ними?
– Да. Думаю, назову нескольких, всем известных. Например, преподобный старец Ефрем Катунакский. Я однажды вскарабкался в его келию на Катунаках, которая находилась в труднодоступном месте. Но тогда я был молод и смог это осуществить. Он был уже стар и слеп, ничего не видел. Его окружали ученики. Он преподал мне благословение. И я, неопытный и молодой мальчишка, почувствовал в тот момент, будто я оказался в присутствии духовного богатыря внушительной силы, ветхозаветного пророка, подобного пророку Моисею. Это святость, которую человек может буквально осязать рядом с такими людьми.
Также я встречал старца Паисия Святогорца. Что могу вспомнить о нем? Его крайнюю доброту, простоту и величайшее смирение. В то время я был всего лишь послушником, скажем прямо – никем и ничем. Но этот святой человек подошел ко мне и попросил моего благословения (вероятно, прозревая, что послушник Иоанн, как звали епископа Алексия до монашеского пострига, станет архиереем – прим. А. К.). Он показал по отношению ко мне огромное смирение.
Еще я встречал старца Эмилиана (Вафидиса) из монастыря Симонопетра. Вероятно, эта встреча была одной из самых важных в моей жизни. Мы пришли в Симонопетру вдвоем со знакомым иеромонахом. Старец начал общаться с ним, а я, будучи послушником, только наблюдал. Конечно, со стороны старца это было правильно. Вообще, когда я только приехал на Афон, то мечтал увидеть именно этого старца. Признаюсь, я немного расстроился в тот момент от того, что он не обращает на меня никакого внимания, а общается с моим спутником. Я начал молиться. И в какой-то момент ко мне подошел один из монахов со словами: «Старец хочет говорить с тобой». Я тут же пошел к нему.
Как я уже упомянул, эта встреча была одной из самых важных в моей жизни. Старец сказал мне многое из того, что произойдет со мной позже. Он дал мне несколько советов о том, как поддерживать в сердце огонь веры, радость Христову. Но вместе с его словами на меня произвел впечатление и факт его присутствия рядом со мной, его сладкая улыбка, которая не сходила с его уст.
И нужно еще, пожалуй, сказать о наместнике Каракальского монастыря, где я на тот момент подвизался, схиархимандрите Филофее. Он был учеником старца Ефрема Филофейского. В мою душу запали его особенная доброта и любовь. Вспоминаю один эпизод, когда он молился. Я был тогда рядом с ним и почувствовал, будто солнце засияло рядом со мной, он весь светился…
Всех этих людей объединяла искренняя любовь ко всему и всем, простота в общении и горячая вера в Бога.
– Вы служили в женской обители святого Димитрия в Неа Кердиллия. Как думаете, существует ли разница между мужским и женским монашеством? Почему среди прославленных Церковью в лике святых так мало женщин?
– Конечно, суть монашеской жизни для всех одна и та же в любом монастыре. Мужчины, кстати, часто отмечают, что женщины больше преуспевают в обустройстве своих монастырей. Монахини – лучшие повара, лучшие садовники, они украшают обители обычно более красиво, чем монахи. Основное отличие, на мой взгляд, в большей утонченности женской души, которая как раз и видна через эти внешние проявления.
Образ монашеской жизни – один и тот же для всех, а достижение святости происходит у всех по-разному. Монахини пытаются смиренно угодить Богу, исполнить волю Божию в своей жизни, в то время как монахи стремятся стать духовными атлетами, изнуряют себя постами, количеством поклонов. Еще думаю, что монахи пытаются каким-то образом приобрести в сердце каплю той нежности, которая есть у Богоматери, поскольку по природе мужчинам это свойственно меньше. А монахини лицезреют подвиг мучеников и стараются приобрести больше мужественности и стойкости в качестве добродетели. Вот такие различия, на мой взгляд. Но цель всех монашествующих одна – жить во Христе. Это общее и самое главное.
Что касается святых, то у нас есть Самая Главная Святая – Пресвятая Богородица. Преподобный Никодим Святогорец сказал, что Она – вторая по старшинству в Царствии Небесном после Святой Троицы. Помните, у нас есть служба всем святых после Пятидесятницы, когда мы чтим святых, известных и неизвестных? Если честно, я не уверен, что мужчин в Царствии Небесном больше, чем женщин. Единственное, мне кажется, что на земле более заметно появление святого мужчины, чем святой женщины. Вероятно, в этом причина того, что в святцах мужчин больше.
– Вы перевели книги о святом Паисии Святогорце с греческого на английский язык. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Я перевел две книги о нем по послушанию моему игумену. Первая принадлежала авторству иеромонаха Исаака (Атталы), это была биография старца Паисия (по которой позже русской творческой группой был снят многосерийный фильм о святом – прим. А. К.).
Вторая книга называлась «Гуру, юноша и старец Паисий». Там говорилось о молодом человеке, который посетил старца Паисия. Но, продолжая находиться в поиске истины, он поехал в Индию, посещал там ашрамы. На перевод этой книги поступил запрос из Австралии, где было много молодых людей, также посещавших Индию, ищущих истину в индуизме. И вот ее я и перевел сначала. Там, в частности, есть интересные моменты о старце Паисии, о его святости и простоте. Признаюсь, мне было нелегко работать над этой книгой, но я знаю, что в конечном итоге она была полезна для многих людей.
– Расскажите о Вашем служении на Аляске. Какие у Вас трудности и радости?
– Аляска – это такое чудесное место, где живут прекрасные люди! Я никогда не думал, что стану епископом в этом штате. Но здесь я вижу Промысел Божий. Знаете, есть даже что-то общее между Грецией, где я долго служил, и Аляской. Тут много православных деревень. И для меня большая радость, что многие местные жители идентифицируют себя именно как православные. Они не русские, но у многих из них были русские предки, может быть, прадедушки, прабабушки. И это достаточно часто встречается. Во многом благодаря бракам русских с коренными жителями Аляска в свое время и стала православной. И по сей день здесь можно видеть множество отголосков русской культуры. Большой радостью для меня является посещение местных православных приходов.
Но есть, конечно, и сложности. Когда Россия в XIX веке продала Аляску Америке, американское правительство стало оказывать большое давление на православных. Сюда были присланы протестанты, баптисты, методисты, пресвитериане и представители других деноминаций. У людей в правительстве была идея полностью уничтожить русскую Церковь на этой земле. Они закрывали русские приходские школы по всей Аляске, потому что в них говорили на русском. Более того, они пытались подавить и индейские языки, распространенные здесь, то есть хотели уничтожить и местную культуру.
Сейчас у нас очень мало священников. Под моим непосредственным руководством находится 80 приходов и всего 25 священников на все эти приходы. Спустя целый век после тех суровых событий существование Православной Церкви на Аляске – это чудо Божие. Ведь она могла быть полностью уничтожена через американских миссионеров других деноминаций, которые приезжали сюда с Библией в руках.
Недавно мы отметили Рождество Христово, и мои прихожане пели: «Рождество Твое, Христе Боже наш» (поет по-русски). Мое сердце радуется от этого. Я был в одном приходе в местечке под названием Атка, и аткинские верующие спели для меня тропарь Рождества по-церковнославянски. Они очень гордятся тем, что знают его еще с тех пор, как там в XIX веке функционировала православная церковь. У них нет постоянного священника с того времени. И когда мы там служили, вся деревня пришла на исповедь, а затем и на Литургию, на Причастие. Честно говоря, я считаю это современными маленькими чудесами, происходящими с моей аляскинской паствой.
Безусловно, находиться здесь для меня является Божиим благословением. Да, это очень трудно, но это воистину благословение. И любой священник из России, который доберется до этих мест, сможет беспрепятственно служить тут Литургию. Мы будем очень рады. Священники нашей епархии смотрят в сторону России с большой любовью.
Вообще, у людей на Аляске осталась теплая любовь к русским священникам. Потому что, когда сюда приехали русские христиане, еще в XVIII веке, они ничего не разрушали, а, наоборот, поддерживали здешнее индейское население. И что они сделали? Добавили к местной культуре веру в Господа нашего Иисуса Христа и красоту православной веры. Когда же сюда приехали американцы из других штатов, они пытались разрушить и веру, и культуру автохтонных народностей, желая сделать из них усредненных американцев. Здесь, конечно, чудесно, и я очень счастлив и благодарен Богу за то, что нахожусь и служу на Аляске.
– Владыка, Вы посещали Россию. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о нашей стране.
– О, для меня было большой радостью побывать в России и в Москве! Я был очень тронут дивной красотой российских храмов, прекрасными богослужениями, глубоким благочестием русских людей, их радушным гостеприимством! Молюсь, чтобы Господь сподобил меня вновь побывать в вашей стране.
– Что бы Вы могли сказать русским верующим на прощание?
– Вероятно, я бы лишь напомнил им то, что они уже знают. Православные верующие находятся в истинной вере, и нет никакой другой Истины: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). Святое Православие – это сокровище из сокровищ. Поэтому людям нужно держаться святой Православной Церкви, нужно регулярно участвовать в церковных Таинствах, нужно читать жития святых, иметь Иисусову молитву как на устах, так и в сердце. Постарайтесь восстановить все то, что было свято и священно в Святой Руси, соблюдайте церковные посты и праздники. И тогда русские верующие, как маленькие огоньки, составят свет России. И она станет тем, чем и должна быть – светом для всего остального мира, прославляющим Бога. Аминь.
Примечание от автора.: использованное в заголовке слово «агапе» (ἀγάπη) греческого происхождения. Одно из его значений – безусловная любовь. Оно часто встречается в Новом Завете для обозначения любви к Богу и ближнему.
Беседовала Александра Калиновская
Епископ Ситкинский и Аляскинский Алексий (Трейдер)
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм