АПОКАЛИПСИС. СНИМАЯ ПОКРОВ. БЕСЕДА 2

Зачем Господь оставил Откровение человеку?

Беседа 1.

В прошлый раз мы сказали, что с помощью Божией поговорим о книге Откровения святого и славного апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Мы взялись за очень непростое дело. Оно требует большого внимания и многих молитв, чтобы Господь сохранил нас и не позволил сказать ошибочные вещи.

Мы читаем Апокалипсис не для того, чтобы оценить обстоятельства нашего времени, или узнать события будущего, или прояснить, сколько лет нам осталось.

Апокалипсис святого Иоанна Богослова имеет конкретную цель – помочь нам приблизиться к Богу и дать нам блаженную надежду и убежденность в том, что Бог в конце победит, а люди, которые имеют надежду и терпение, будут с Богом вечно.

Начнем с первой главы. Откровение было написано примерно две тысячи лет назад. Это последняя книга Нового Завета, хронологически она была написана последней. Посмотрим, что говорит апостол Иоанн в первом стихе.

«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну» (Откр. 1: 1).

Иллюстрация из книги «Апокалипсис со святоотеческими комментариями», 1800 г.Иллюстрация из книги «Апокалипсис со святоотеческими комментариями», 1800 г.

Эта книга, как говорится в тексте, содержит в себе Откровение, которое дал Бог Иисусу Христу, чтобы показать рабам Своим то, что явится скоро. Слово «откровение» означает, что было нечто неизвестное, сокрытое, под покровом, а теперь оно открывается. Итак, Бог дает нам Откровение Иисуса Христа.

В Евангелии Христос говорит, что никто не знает, когда наступит конец мира. Никто, даже Сын. Ни ангелы, ни Сын. А здесь говорится об Откровении, данном Богом Иисусу Христу. Бог дал это Откровение Иисусу Христу не потому, что существует нечто, о чем Ему неизвестно, или что Отец скрыл что-то от Сына. В другом месте Священного Писания говорится, что все, что имеет Отец, то дал Сыну. Сын знает все. Нет чего-то такого, что было бы неизвестно Ему. Но мы должны знать, что часто в Священном Писании проявляются две природы Христа. Христос часто действует как Бог, а иногда – как Человек. По Своей человеческой природе Христос испытывал голод, жажду, уставал, спал, умирал, потому что Он был и Человеком. А как Бог – воскрес и воскресил других, совершал чудеса и проявлял Свою сверхъестественную силу. Как Человек Он спрашивал: «Где положили Лазаря?» Не от того, что Он не знал, а просто Его человеческая природа проявляла свое естество. Христос – совершенный Человек и совершенный Бог.

«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог» означает, что Христос как Человек воспринял это знание, потому что в Нем две природы нераздельны. Христос – Богочеловек. Человеческая природа Христа восприняла от Божества это Откровение и открывает Своим рабам все то, о чем мы дальше будем читать. Откровение дается рабам Божиим.

В прошлый раз мы говорили, что в наши дни появилось очень много лжепророков. Уже сейчас их много, а будет еще больше по мере приближения к концу. А лжепророки – это одно из знамений последних времен. Не будучи пророками, они будут казаться таковыми. Но пророком может быть только раб Божий, никто другой. Раб – это не какой-то пленник, порабощенный, зависимый, подчиненный, которого лишили свободы. Но это человек, святой человек, чистый, который освободил себя от страстей и грехов, и в его теле и душе, в уме и сердце царит присутствие и благодать Духа Святого. Христос открывает Свои тайны только Своим рабам. Никому другому. Только люди Божии, святые могут воспринять откровения от Бога, и только они могут их растолковать. Потому что откровение, слова Божии даны от Бога, от Духа Святого. Они записаны и переданы словесно святыми, и только святые люди могут правильно их разъяснить, поэтому существует множество ересей.

Страстные люди, движимые эгоизмом, своенравием, мятежным духом хотят толковать Священное Писание. Не имея Духа Святого Божия, не имея чистоты ума и сердца, не будучи смиренными людьми, они желают толковать по-своему. И часто можно услышать вещи трагикомические. Задаешься вопросом: «Откуда у человека такие мысли? Неужели он не понимает, что это глупости?» Однако у него такой эгоизм, который ослепляет ум, и человек говорит подобные вещи, не осознавая того. И в общественной жизни есть вполне серьезные люди, которые с интересом читают так называемые «пророческие книги». В чем тут дело? Они просто того же духа, что и авторы этих книг и идей. В них – дух эгоизма, гордости, тщеславия, поэтому Бог не может их просветить, а они становятся жертвами похожих на них людей. А человека смиренного, чистого сердцем, испытующего и ищущего воли Божией, Бог просвещает и ведет по жизни. Такой человек понимает, чтó есть правда, а что – ложь. И даже если он в чем-то запутается, Господь его не оставит, видя его доброе намерение.

Я встречал таких людей, которые обладали и умом, и положением в обществе, были образованы, однако они верили в вещи безрассудные, никчемные, и это меня поражало. А когда начинаешь разбираться, то оказывается, что и они заражены духом гордости.

Я знал одного человека, который постоянно верил каким-то ложным пророчествам. Сейчас распространяют много подобных книг. Один раз он мне говорит: «Знаешь, я мог бы стать выдающейся личностью в Церкви, как отец Паисий, как старец Порфирий, если бы я оказался среди монахов, в церковной среде, среди священства». Он стал верить всем ложным пророчествам, потому что внутри него жил дух гордости и высокомерия, который сделал его наивным, что он стал верить подобным вещам.

Ложные пророчества зачастую распространяют душевнобольные люди, которые сами начинают верить в то, что они пророки. Как же ты доходишь до такого состояния, что начинаешь верить их пророчествам? Это значит, что-то идет не так.

Зверь и лжепророк, иллюстрация из книги «Апокалипсис со святоотеческими комментариями», 1800 г.Зверь и лжепророк, иллюстрация из книги «Апокалипсис со святоотеческими комментариями», 1800 г.

Помню, был один йог, учитель. Ребята верили, что он – бог. Было у него хобби – коллекционировать «Роллс-Ройсы». В гараже стояло 40–50 разных автомобилей. Я попросил одного из ребят показать мне фотографию этого гуру, которого они, образованные, не какие-то простаки, считали богом. Приносит. И что я вижу? Молодого человека, лет 42, успешного и благополучного. Разве это Бог, создавший небо и землю? Бог всего мира? Что тут скажешь? Господи, помилуй! Не знаешь, что ответить. Это «бог» – на «Роллс-Ройсе», со счетами в банке и самолетами для путешествий? А ему верили. За гордость, высокомерие и тщеславие Господь попустил их уму такое: или распространять ложные пророчества, или верить в них. Эпоха прелести и заблуждений – что тут скажешь! Говоришь приходящим в Церковь людям, добродетельным, опытным, что это все нехорошие вещи.

Помните, здесь, в Лимасоле, историю в Трахони, когда Микки-Маус появился на стене? Все пошли и посмотрели. Я ничего не увидел. Приходили и более серьезные, более святые люди. Видели. Все люди Божии в один голос говорили, что это несерьезные вещи, это не от Бога. Собирался Синод, разбирались, сказали, что это не от Бога, не верьте, не занимайтесь этим. Это обман и хитрость, возможно, и сатанинская. Однако до сих пор есть люди, которые хотят быть в Церкви, как будто и причащаются, но верят этому. Тебе сказали опытные люди, люди святой жизни, а ты продолжаешь верить тому, что на стене написано.

Если начнешь ближе узнавать таких людей, то поймешь, что они не просто допустили ошибку. Мы все делаем ошибки. Но настойчиво оставаться в заблуждении – значит, что ум твой находится в прелести, тебе нравится это заблуждение, ты находишь утешение в этом духе, который, по слову нашего приснопамятного старца, – глухой и немой. Сколько не говори с прельщенным – он не слышит. Что ему ни скажи, он не отступит от своего. Чудеса сотворишь для него, воскресишь мертвых – он где был, там и останется. Это и есть признак прельщенного человека, когда его ничем невозможно увести от его помысла. Он не говорит: «Знаешь, я могу и ошибаться. Верю, но как человек могу и заблуждаться». Не задается вопросом, верны ли его убеждения. Признаки прельщенного человека – тщеславие и упрямство: «Я знаю, я так верю, я изучил и разобрался в этом, я так это понимаю» – все эти я.

Недавно у нас в Лимасоле появился один человек, который проводит беседы, интересно рассказывает, обладает красноречием, образованный, врач. Пришел увидеться со мной, чтобы потом рассказывать другим. Говорил, говорил, говорил – все о себе. Я спросил, ходит ли он в Церковь, он ответил, что он адвентист седьмого дня. Существует такая протестантская ересь. Много всего рассказал, и я остановил его: «Прости, ты говоришь уже почти целый час, и все время – только о себе: что делаешь, что говоришь, во что веришь, пятьсот раз уже произнес слово "я"». Что тут еще объяснять? Так себя проявляют прельщенные люди.

Есть один замечательный пример из жизни преподобного Симеона Столпника. Когда он забрался на столп и совершал неизвестный ранее подвиг, к нему пришли отцы и сказали: «Что ты там делаешь? Мы впервые такое видим. Что это за подвиг – сидеть на столпе?» Столп – это не подобие электрического столба, а что-то вроде минарета.

Отцы, жившие неподалеку, не знали о таком подвижничестве и решили Симеона испытать, чтобы понять: от Бога это или же заблуждение. Решили пойти и сказать ему: «Отец, ты неправильно делаешь. По гордости, по эгоизму ты залез туда, на свой столп. Спускайся и больше так не поступай». Если послушается и спустится, то он смиренный человек, ради Бога так живет, пусть продолжает. А если не будет спускаться и начнет объяснять: «Я поступил так, потому что решил это для себя», то спустим его силой, он прельстился.

Пришли к столпу и стали кричать, что он нехорошо поступает. Симеон им ответил: «Простите, отцы. Спускаюсь, раз вы думаете, что это нехорошо и соблазняет других, если вам это не нравится – с радостью». И тут же спустился вниз. Тогда отцы сказали ему: «Ступай обратно. Твои подвиги угодны Богу».

Так отличается прельщенный человек от человека Божия. Божьего человека отличает смирение. Он готов оставить свои мысли, свои решения и суждения и всегда задается вопросом о своем рассуждении: «Я подумал, что так правильно. Но я человек и могу ошибаться, не знаю». Спрашивает другого и слушает другого. Гордый, прельщенный, эгоист, тщеславный не слушает никого. Он сказал – и точка, никогда не усомнится: «Может быть, я ошибся?» Это, конечно, крайности. Но не думайте, что прельщенный падает с неба или становится таковым за одну ночь. Человек впадает в прелесть, потому что с детства постепенно навыкает вести себя эгоистично, учится тщеславию, высокомерию. Гордый человек, который слушает только себя и никого другого, становится животным. Если кто-то дерзнет с ним поспорить или сказать ему: «Знаешь, ты неправильно делаешь, ты совершил ошибку», он выходит из себя. Постепенно он впадает в заблуждение.

В вопросах веры, которые нам переданы через слово Божие, через Священное Писание, мы можем быть абсолютно тверды. Это говорит Бог, говорит Евангелие, говорит Христос – это мы не обсуждаем. «Возлюби Господа Бога твоего» (Мк. 12: 30) – это не я говорю, Бог говорит. Я могу ошибаться в словах, со мной можно поспорить. Я человек, и вполне вероятно, что совершаю ошибки. Мы все должны принять то, что мы ошибаемся, – и в самих себе, и в других людях. Не надо слишком удивляться, когда кто-то допускает ошибки. В этом нет ничего удивительного. Человеческая природа несовершенна, поэтому ей свойственно ошибаться, грешить и иметь недостатки.

Истинных рабов Божиих можно узнать по смирению (печать истинности – смирение), по чистоте сердца. Тогда человек принимает то, что говорит Бог, чистым и смиренным сердцем воспринимает Божественное Откровение. Бог дал откровение Иисусу Христу, чтобы показать рабам Его, что будет вскоре. Кто-нибудь скажет: «Итак, все это произойдет. А зачем нам знать, что это произойдет? Как нам нужно противостоять этому? Завтра может настать тот день, когда начнут ставит печать антихриста, число 666, и тот, кто не будет иметь этой печати, не сможет ничего делать – ни покупать, ни продавать, ни передвигаться и т.д. В любом случае это начнется. А нам что нужно делать? Бороться, противостоять?»

Все это произойдет, но мы не должны склонить головы и быть, как «овча на заколение ведеся» (Ис. 53: 7), мы не должны беззаботно принять все это. Каждый из нас несет ответственность за себя. Нам важно хранить свою совесть, не принимать того, что не есть хорошо, по учению Святого Евангелия, Священного Писания. То, что это неминуемо произойдет, не означает, что нам нужно все это принять. И вовсе не значит, что те, кто будет вершить дела, – это орудия в руках Божиих. Как, например, во времена гонений. Были гонения в первые века Церкви: гнали христиан, были замучены миллионы людей в течение первых трех веков. Нерон убил тысячи христиан. Но то, что он уничтожил столько христиан, а рай наполнился святыми, совсем не значит, что Нерон был орудием Божия Промысла, и он тоже пойдет в рай. Нет. Он смог наполнить рай мучениками, но сам пойдет в ад за то, что убил их. Тот, кто творит дела сатаны, дела лукавые, дела не Божии, не оправдывается тем, что он служит во спасение других людей, участвует в Промысле Божием. Многие и про Иуду говорят: «В чем виноват Иуда, раз это было предречено – предать Христа? Он в точности послужил замыслу Божию. В чем он, бедный, виноват?» Но это не так. Иуда так поступил не потому, что так было задумано. Это не значит, что много лет назад записали такое пророчество, которое должно совершиться, но потому, что он предал. Это было предсказано. Пророчества даны, потому что произойдут определенные события, но не наоборот: если есть такое пророчество, то это и должно произойти. А те, кто содействует и совершает предреченное, несут полную ответственность за свои поступки. И те люди, которые завтра уничтожат вселенную и приведут этот мир к концу, будут ответственны за это. Нельзя сказать, что они исполнили замысел Божий. Ты несешь ответственность за преступления и зло, которое совершаешь. А пророки просто это предвидели.

Мне хочется, чтобы вы поняли эту тонкость относительно пророчеств Божиих. Бог не определяет того, что произойдет, но в силу того, что это произойдет, Бог об этом предсказывает, чтобы люди не следовали за этим и чтобы уберечь их. Христос много раз пытался остановить Иуду, как мы знаем из Евангелия, чтобы он не совершал этого зла, но Иуда хотел так поступить. Он отвечает за это и за то, как окончил свою жизнь.

Итак, слова «что будет вскоре» (см.: Откр. 1: 1) означают, что так произойдет, поэтому об этом написано. Но те, кто будет принимать участие и совершать это зло, будут нести полную ответственность.

«Вскоре» – что это значит? Через день все случится? Нужно понимать, что Бог действует вне времени, и события Апокалипсиса относятся не только к последним временам. В нем описаны события, которые уже произошли, когда их описал святой апостол Иоанн, и те, которые произойдут позднее. Церковь всегда жила чаянием дня воскресения из мертвых, последнего дня. Мы будем читать: «Гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20). Церковь живет ожиданием Пришествия Христова, чаянием наступления Царствия Божия. «Да приидет Царствие Твое» (Лк. 11: 2), – говорим мы в молитвах. Просим Царствия Божия и внутри наших сердец, и в целом. Каждый человек в Церкви ожидает пришествия Царствия Божия. Когда это случится – неизвестно. И сколько мы не будем трудиться, чтобы узнать сроки, ничего не получится, Бог никогда не скажет об этом. Потому что Бог действует не по человеческому любопытству, а совсем другим образом.

Н. Гизис, «Се, Жених грядет» (фрагмент картины)Н. Гизис, «Се, Жених грядет» (фрагмент картины)

«Послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну» (Откр. 1: 1). Бог показал все это через ангела рабу Божию Иоанну. Иоанн был верным рабом Божиим – смиренным, чистым, непорочным, обладающим всем необходимым, что нужно иметь человеку для восприятия Божественного Откровения. «Который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел» (Откр. 1: 2). Апостол и евангелист Иоанн засвидетельствовал то, что видел, что ощутил, что пережил вместе со Христом и о слове Божием.

А далее говорит: «блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1: 3). Значит, Апокалипсис написан для того, чтобы люди читали его. «Блажен читающий». Блажен, благословен, счастлив и тот, кто читает и изучает книгу Откровения и Священное Писание, и те, кто слушает поучение, толкование слова этого пророчества. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы читать слова пророчества. Достаточно, чтобы это делалось правильно: в духе смирения и учения, согласно с толкованиями святых отцов нашей Церкви, с единственной целью – соблюсти то, что там написано. Не нужно читать ради того, чтобы удовлетворить наше любопытство, как люди любят читать гороскопы: понять, что делать сегодня, а что – завтра. Некоторые, часто серьезные люди, не могут жить, если не прочитают гороскоп. Интересно, что в разных газетах пишут разные гороскопы, и они не соответствуют друг другу, поэтому надо выбирать, что читать. Глупости!

«Время близко». Вы скажете: «Отче, уже две тысячи лет прошло, и не пришел конец». Да, пока не пришел. Могут пройти еще две тысячи лет, и не придет. Однако абсолютно точно, что конец наступит. Через 5, 10, 100 тысяч лет наступит. Сомнений нет. Ты можешь не дожить до этого времени, но придет час, когда ты уйдешь из этого мира. Поэтому важно читать и хранить то, что написано в Откровении не потому, что ты сам застанешь этот день. Некоторые будут жить, встретятся с антихристом и увидят все, что там написано. Но мы, кто, вероятно, не будет жить в те времена, должны каждый день переживать разные события, распознавая те, которые антихристова духа, которые происходят от нарушения заповедей и от грехов, при отречении от Бога. Вокруг нас происходит множество событий, которые бросают нам вызов и склоняют нарушить заповеди Божии.

Когда мы подойдем к концу своей жизни, к биологическому концу, тогда и мы окажемся перед лицом всего того, что мы сделали, что думали, что совершили. Жизнь наша, хотим мы того или нет, к сожалению (а может быть, – и к счастью), имеет свой предел, конец. И когда-то он наступит. Иногда он приходит рано, иногда позднее, но в любом случае он наступает. «Время близко». Можно рассуждать, что мы не доживем до антихриста, но ведь настанет час нашего ухода из этого мира, когда мы предстанем перед Богом и увидим, что мы сделали и что не сделали. Мы должны жить не в страхе и в угнетении. Откровение и Евангелие написаны не для того, чтобы нас запугать или чтобы заставить нас из страха верить в Бога. Это неправильно: верить в Бога, потому что ты боишься. Но они написаны, чтобы мы полюбили Бога, веровали в Него по-настоящему, с любовью, потому что там мы видим, как Бог любит мир, что Он уготовал нам жить с Ним в вечности. Бог зовет нас в Вечное Царство и в вечное пришествие Его Любви.

(Продолжение следует.)

Сайт omilies.net, 2010 г.

Митрополит Лимасольский Афанасий

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment