АПОКАЛИПСИС. СНИМАЯ ПОКРОВ. БЕСЕДА 8

Митрополит Лимасольский Афанасий

Печати Откровения

Беседа 7.

«После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего» (Откр. 4: 1).

Я. Массейс. «Откровение святого евангелиста Иоанна на острове Патмос», 1563 г. Я. Массейс. «Откровение святого евангелиста Иоанна на острове Патмос», 1563 г.

После того как апостол услышал послания, он увидел перед собой дверь, отверстую на небеса. Услышал тот же голос, похожий на звук трубы, который он уже слышал ранее. Голос велел ему подняться наверх, чтобы увидеть то, что будет происходить. Видите, Дух Святой зовет апостола и евангелиста Иоанна. Он показывает, что то, что Он хочет открыть апостолу, принадлежит Небу. Это от Бога, события Божии, потому апостол и говорит, что видел «дверь, отверсту на небо». Апостол снова услышал голос Христа, как и до этого. Сам Христос говорил с ним и позвал его подняться, чтобы увидеть грядущие события. В то же время, слова «взойди сюда» означают, что человеку, желающему созерцать тайны Божии, нужно превзойти человеческое. Помните, как Моисей взошел на гору Синай, когда Господь давал ему заповеди? В Преображении Господь возвел учеников на гору Фавор, чтобы показать, что человек призван превозмочь человеческое, чтобы созерцать Божественное. Уйти от всего человеческого, освободиться от человеческих связей, а главное – от страстей и греха. Тогда будет возможно воспринять все то, что Бог показывает людям Своим.

«И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр. 4: 2–3). Апостола уловил Дух Святой, он оказался в состоянии восхищения Святым Духом. Он увидел трон, на котором Кто-то сидел. От Него исходило сияние, подобное сиянию драгоценных камней – ясписа и сардиса. Вокруг престола была светящаяся радуга, блистающая подобно смарагду.

«И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Откр. 4: 4). Вокруг этого удивительного престола, поражающего своей славой и величием, были двадцать четыре престола. Апостол не пишет здесь, Кто сидел на том престоле, описывает сам престол и само место, но не Сидящего, как ранее. Этот престол блистал драгоценными камнями – смарагдом и другими. Вокруг престола была небесная радуга и двадцать четыре иных престола, на которых сидели 24 старца, одетые в белые одежды, на главах которых были золотые венцы. Мы видим перед собой блистающий престол, вокруг него – 24 других престола, на которых восседают 24 старца (пресвитера[1]) в белых одеждах и с золотыми венцами на главах.

А. Дюрер. «Святой Иоанн перед Богом  и двадцатью четырьмя старцами»А. Дюрер. «Святой Иоанн перед Богом  и двадцатью четырьмя старцами»

Кто такие эти 24 старца? Апостол Иоанн не объясняет. Старцами (пресвитерами) называли иереев. И сегодня иерей в христианской, евангельской терминологии – это пресвитер. Есть три степени священства – диакон, пресвитер, епископ. Некоторые толкуют, что 24 старца были священниками, сидящими вокруг престола Божия. Другие объясняют, что это были 12 апостолов и 12 патриархов Ветхого Завета. Иные говорят, что это ни то, ни другое, но 24 старца – это люди, достигшие высоких добродетелей. Они были одеты в белые одежды, свидетельствующие об их чистоте, и увенчаны золотыми венцами Царствия Божия. Конечно, все это образы, символы. Это не значит, что Бог явится и поставит престол, а вокруг него еще 24 престола. Ничего из этого не будет. Это образы, чтобы через них показать нам величие и славу Божию, и насколько препрославленны те, кто окружают Бога.

«И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4: 5). Все это окружало тот поразительный престол. Все это свидетельствует величие и возвещает страх. Страх не в психологическом смысле, но благоговейное ощущение величия и непостижимости присутствия Божия в мире. Эти громы, гласы и молнии напоминают нам гору Синай, когда туда спустился Бог, чтобы дать Моисею заповеди: вся гора сотрясалась, были слышны гласы, громы, блистали молнии. Так Господь дал Моисею заповеди. Вокруг престола были семь светильников горящих, которые есть семь духов Божиих. Это не значит, что у Бога семь духов, но это означает полноту. Число семь всегда напоминает нам о полноте и совершенстве, здесь – духов Божиих. Многие спрашивают в храме: что символизируют свечи, лампады, подсвечники? Образы, которые здесь описаны, говорят об этом – светильники, лампады, гласы, фимиам. В храмах у нас все сделано по образу того, что было открыто в видениях святым.

«И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади» (Откр. 4: 6). Вокруг было стеклянное море, подобное кристаллу. А в центре и вокруг престола было четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. Мы видим перед собой величественный престол в великолепии и славе, вокруг него – 24 других престола и старцев, сидящих на них, в белых одеждах и со златыми венцами на головах, а также семь светильников, горящих у престола, которые символизируют семь духов Божиих, совершенство Божие. И сказано, что пол, на котором был установлен престол, был подобен стеклянному морю, напоминающему кристалл. Вокруг престола были четыре животных. Они были исполнены очей спереди и сзади. Что это означает? Это означает бодрствование, недремлющее внимание. Эти животные (которые, конечно, что-то символизируют) пребывали в непрестанном, недремлющем внимании, наблюдая, воспевая и соединяясь с Богом.

«И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4: 7). Это были не эти самые животные, но подобны им. Вам, наверное, это что-то напоминает? Помните, что апостолы-евангелисты Марк, Матфей, Лука и Иоанн в иконографии изображаются рядом с этими животными? Почему именно лев, телец, орел и человек? Это цари животных. Лев – царь диких животных, телец – царь животных, прирученных человеком, орел – царь птиц, а человек – понятно, царь всего живого. Четыре животных, исполненных очей, пребывали в бодрствовании и предельном внимании, без следа беспечности и дремания. Один подвижник говорил, что человеку полезно быть «весь око». Такое внимание должно быть у человека, словно весь человек – это один глаз. Как мы в просторечии говорим: «Смотри во все глаза»[2]. Будь настолько внимателен, словно у тебя четыреста глаз и ты смотришь повсюду. Таковы были четыре животных, которые символизируют четырех евангелистов, держащих и утверждающих Евангелие для Церкви.

«И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они были исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4: 8). Эти четыре животных не имеют покоя, постоянно, непрестанно воспевают Бога, произнося: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Видите, мы постоянно встречаем свидетельства о Троичности Бога. Животные воспевают трижды – свят, свят, свят – в честь Святой Троицы. «И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4: 9–11). Все это видение, которое описано здесь апостолом Иоанном, относится к Богу, Сидящему на престоле. Старцы возносят Богу славу, благодарение, поклонение и все свои добродетели и святость. Кто сотворил все? Бог – творец всего, Христос.

Запечатанная семью печатями книга

Далее мы увидим еще одно видение. «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» (Откр. 5: 1). Видите, апостол не описывает Того, Кто сидит на престоле, либо потому что он не мог Его видеть, либо Дух Святой так просветил его записать. Он не говорит, Кто был на престоле, но в Его правой руке апостол видел книгу, исписанную изнутри и снаружи. Книга была запечатана семью печатями. Запечатана сургучом, как и наши письма в старину запечатывали сургучом, чтобы их не открыли. Притом семью печатями, что значит книга была абсолютно закрыта. Книга была вся исписана, но ее держал в правой руке Сидящий на престоле, и она была запечатана. Никто не мог ее открыть и посмотреть.

«И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» (Откр. 5: 2–3). Никто ни на небе, ни на земле не мог подойти и взять эту книгу, открыть ее и посмотреть. Никто даже приблизиться к ней не мог. И Ангел спрашивает: кто же может открыть эту книгу?

«Иоанн плакася». Иллюстрация из книги «Апокалипсис со святоотеческими комментариями»«Иоанн плакася». Иллюстрация из книги «Апокалипсис со святоотеческими комментариями»

«И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее» (Откр. 5: 4). Апостол Иоанн сильно плакал о том, что не оказалось ни одного достойного подойти взять эту книгу, открыть ее и посмотреть. Невозможно было даже смотреть на нее от сияния славы, и ни одного написанного слова нельзя было рассмотреть. Иоанн увидел эту запечатанную книгу в правой руке Божией, но никто не мог подойти к ней. Иоанн плакал от того, что никто не мог взять книгу.

«И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр. 5: 5). Не плачь, лев из колена Иуды, корень Давидов победил. Он сможет открыть эту книгу и снять с нее печати. Мы видим такое поразительное видение, а далее вы примерно поймете, о чем идет речь.

«И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (Откр. 5: 6). А постол увидел закланного Агнца с семью рогами и семью очами. «И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле» (Откр. 5: 7). Кого нам напоминает закланный Агнец? Христа. Что это за картина? Это образ мира перед Рождеством Христовым. Человечество ожидало пришествия Христова, но не было никого достойного, через кого могло произойти вочеловечение Бога Слова, пока не пришла Пресвятая Богородица. Своей святой жизнью, Своей святостью Она удостоилась того, чтобы от Нее воплотился Христос и Бог стал человеком. И теперь как Человек (потому здесь говорится «закланный Агнец»), через Свою человеческую природу и жертву, Он идет и принимает книгу, держит ее в Своей руке. Вот Кто оказался достойным принять книгу – Агнец, Христос. А что это была за книга? Книга благодати, Нового Завета, новой жизни, которую Христос принес миру – спасение и обожение человека. Он пришел и взял ее из правой руки Сидящего на престоле.

«И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр. 5: 8). Двадцать четыре старца и четыре животных пали пред Агнцем и поклонились Ему. Видите, они поклонились Ему так же, как прежде поклонились Сидящему на престоле. Когда к нам приходят свидетели Иеговы и спрашивают: «Почему вы поклоняетесь Христу как Богу? Почему Христос – истинный Бог?» – вот, пожалуйста: об этом говорится в Писании. То же поклонение, которое старцы и четыре животных (евангелисты) воздали Богу, они воздают и закланному Агнцу, Богочеловеку Христу. Старцы поклонились Агнцу, у каждого же в руках были гусли и золотые чаши, полные фимиама. А этот фимиам, который старцы возносили из золотых кадильниц, был молитвами святых. Видите, то, что мы имеем в Церкви, это не вымысел людей. Никто не садился и не рассуждал: «Надо найти что-нибудь, чтобы у нас в храмах был дым». Все это сделано по образу того, что святые Духом Святым видели на Небесах. Они видели фимиам, видели свечи, видели златые кадильницы, наполненные фимиамом, которым кадили перед Богом. Поскольку Церковь – отпечаток Небесного, она напоминает нам все то, что описано в Откровении, в Ветхом Завете. Пророку Моисею Сам Бог сказал: «Будь внимателен! Делай все в точности, как ты увидел на святой горе. Не надо делать по-своему. Ты видел на Синае кадильницы, фимиам, кивот, светильники – так и сделаешь» (см. Исх. 30: 31).

«И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5: 9). Все они перед Богом, перед Богочеловеком Христом воспевают новую песнь: «Ты принес Себя в жертву за нас, приняв заколение, и тем искупил нас Богу».

К. Локс. «Агнец на книге с семью печатями»К. Локс. «Агнец на книге с семью печатями»

«И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр. 5: 10). Видите, Христос пришел, стал человеком, принес Себя в жертву за нас, принял книгу от Бога, дал ее людям, и теперь Ему поклоняются как Богу Отцу. Он достоин, потому что был заклан за нас и искупил нас Богу Своей Честною Кровию, всех – из каждого колена, языка, народа и племени, без всякого рассуждения. Царство ушло от народа Израильского и вошло в народ Церкви. Люди из каждого колена, каждого языка, каждого народа – все приглашены войти в Церковь. Бог соделал нас Своей Святой Кровию, Своей жертвой, через наше крещение, царями и священниками Богу. Помните, как апостол Петр говорит: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Петр. 2: 9)? Крещеные во имя Святой Троицы – цари и священники. Цари – потому что они царствуют над страстями и грехом, а священники – потому что каждый из нас (будь то мужчина или женщина) священнодействует, приносит Богу как священнодействие свое спасение, себя самого, свое существо.

«И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр. 5: 11–13). Апостол слышал не только голоса людей, но и то, как каждое создание словно говорило: «Сидящему на престоле и Агнцу – единая честь». Богу, Сидящему на престоле, и Агнцу принадлежат благословение, честь, слава и держава во веки веков. «И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (Откр. 5: 14).

«Всякое дыхание да хвалит Господа»

Скажем о том, что это видение, этот опыт апостола Иоанна, видевшего, как все воспевают Бога и становятся причастными Божественному присутствию, – часто повторяется в Священном Писании («Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150: 6) – и облака, и птицы, и звери – все). Святые в своей духовной жизни часто созерцали славословие Бога, в котором участвовало все творение, каждое создание – своим голосом, своим способом. Это не значит, что камни и деревья обладают логикой, но все творение Божие имеет эту силу и возможность своим присутствием (Богу известно как) воспевать Бога. И все это было сотворено для человека. Помню, как однажды старец Паисий говорил нам о своем первом духовном опыте среди многих других. После одной сильной скорби и одного серьезного искушения он был в своей келье и видел в духе все творение, все создание, все звезды, всю землю, все планеты, даже глубины морей. Представьте себе, что возможно увидеть все это перед собой! И все это благословляло и славословило Бога, говоря, что все было сотворено для человека, чтобы привести его к общению с Богом Отцом.

Икона Рождества Христова «Всякое дыхание да хвалит Господа»Икона Рождества Христова «Всякое дыхание да хвалит Господа»

Все воспевало Сидящего на престоле и Агнца, завершая славословие словами: «Благословение и честь, и слава и держава во веки веков». Эта фраза очень часто повторяется в храме: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Мы произносим ее и думаем: «Хорошо, во веки веков, аминь!» Сказали какое-то слово, завершили. Но опытное познание этих слов удивительно. Я думаю, что уже говорил об этом, но повторюсь и сейчас. Мне рассказал об этом священник, иеромонах Святой Горы, мой знакомый. После его хиротонии во пресвитера он пошел служить Литургию. Когда он произнес первый возглас: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков», перед ним Духом Святым отверзлось время, он увидел пространство места и времени. Он увидел благословение, которое произнес, распространившимся на века.

Как вам это описать, чтобы было понятно? Ты издаешь звук, который достигает глубин всего. Представьте, сколько миллионов световых лет может существовать в глубине мира, чтобы ты услышал свой голос, тот же самый, не ослабевший, в глубинах этого мира? И когда он это увидел – не фантазийно или умственно, но опытно, всем своим существом – он увидел, что наше слово, обращенное к Богу, благословение, достигает вечности. Он понял, сколь великое дело, когда человек молится. Потому что каждое слово, исходящее из наших уст, не завершается здесь, где мы стоим, не падает вниз. Как помните, Микки Маус говорил слово, а оно падало вниз? Наше слово простирается на все века. Я очень много читал Микки Мауса, когда был маленьким. Тысячи раз! Думаю иногда: столько читал святых отцов, а их слова не помню, а вот из Микки Мауса все запомнил! Не помню, было ли там что хорошее, чепуха одна.

Каждое слово простирается на века. Наши слова – это не так просто. Христос говорил нам внимательно относиться к словам, не произносить праздных, скверных слов. Представьте, если благословение простирается на века, то какое на нас сходит благословение от этого. Но и когда мы ругаемся, говорим неприятные слова, какие последствия это имеет для нас, насколько это серьезно. Наше слово и наше предстояние перед Богом – ничто не проходит без следа. Сегодняшняя наука говорит, что можно создать такой прибор (теоретически, на практике пока еще не сделали), с помощью которого можно будет услышать слова, произнесенные людьми две тысячи лет. Я где-то читал, что можно будет найти и услышать даже слова Христа. Ничего не теряется. Исходит из уст твоих звук и уходит, но, по существу, он не исчезает, а простирается на века. Не знаю как. Сейчас ведь придумали телефон, с помощью которого мы легко общаемся, несмотря на расстояния. Я сейчас говорил с одним человеком из Японии и думал о том, как на такие расстояния переносится именно мой голос, не смешивается с другими голосами, в тот же самый момент слышится на другом конце земли? Не приходится даже немного подождать – в ту же секунду. Слышно даже твое дыхание, зевание. Представляете, какое путешествие голосу приходится совершить до Японии и сколько таких голосов в воздухе раздается? И как они не смешиваются и мы слышим один другого? Если бы мы рассказали об этом сто лет назад, люди не поверили бы: «Это фантазии! Такого не бывает!»

Святой Косма Этолийский говорил 300 лет назад: «Придет время, когда люди смогут общаться между собой на дальних расстояниях, словно они находятся в двух соседних комнатах». Вероятно, святой говорил так, потому что видел эту картину. Он говорил, что настанет время, когда в жилища проникнут бесы под видом небольших коробок, а их рога будут торчать на крыше. Люди говорили: «Он что, сумасшедший? Разве станет сатана рога на крышу ставить и в коробочку разве полезет? Что ему делать в коробке?» А святой говорил об этом. Говорил, что люди будут летать, как птицы, из одной страны в другую. Это был приблизительно 1750 год. Примерно триста лет назад, не так давно. Исполнилось все это, вы видите, стало понятно, о чем он говорил.

Не знаем, изобретут ли такой аппарат, но знаем, что Слово Божие простирается на века. Ничего не теряется. «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков». Это свидетельство божества Господа нашего Иисуса Христа.

Иллюстрация из книги«Апокалипсис со святоотеческими комментариями» Иллюстрация из книги«Апокалипсис со святоотеческими комментариями»

Великие откровения

А теперь перейдем к великим откровениям. «И я увидел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри» (Откр. 6: 1). Агнец взял книгу и открыл ее. Мы говорили, что это произошло в воплощении Христа. Это уже произошло, здесь говорится не о грядущих событиях. Апокалипсис говорит не только о событиях, которое произойдут, но и о тех, что уже совершились, и о текущих.

Начинают сниматься печати. «Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6: 2). Апостол увидел такую картину. Эта фраза: «и вышел он как победоносный, и чтобы победить» – напоминает нам о Христе. Христос вышел, чтобы победить.

«И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр. 6: 3–4). Сидящий на рыжем коне обладал властью взять мир с земли, попустить войну на земле, чтобы люди убивали друг друга. У него был большой меч. Страшен всадник, который сделал это. Вы спросите: «Неужели Бог дал ему такую власть? Забрать мир, чтобы люди убивали друг друга?» Нет. Это не значит, что Бог дал ему такую власть. Грехи людей дали ему право так себя вести. И он так поступил не потому, что здесь об этом написано. Но поскольку он так поступил, здесь об этом написано.

В. Васнецов. «Воины Апокалипсиса», 1887 г. В. Васнецов. «Воины Апокалипсиса», 1887 г.

Пророчества не пишутся, а потом совершаются. Они пишутся, потому что грядут определенные события. Люди не подчинены пророчествам. Пророчества свидетельствуют о том, что будут делать люди, не определяя их действия. Иначе люди стали бы говорить: «Какая на мне ответственность за мои грехи и ошибки? Все это было мне предначертано – совершить такие ошибки. Виноваты те, кто это мне предначертал». Иду убивать человека и говорю: «Мне было так предсказано, что я тебя убью. Я в этом не виноват. Вина на том, кто это предначертал». Это не так. Ты несешь полную ответственность за свои поступки. Бог может знать об этом. Но ты сделал это не оттого, что Богу о том известно. Просто Богу известно о твоих поступках. В этом разница между свободой человека и пророчествами Божиими.

Апостол увидел снятие второй печати. Рыжий конь. На нем всадник, который взял мир от земли. Люди начали убивать один другого. В руках у всадника был огромный меч.

«И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откр. 6: 5–6). Еще одно видение. Похоже, что здесь описывается недостаток в еде. Есть правда (праведность, справедливость) Божия, которая предусматривает все. Бог попустит людям за грехи мира потерпеть эти сложности, но Бог не попустит повредить вино и елей, то, что действительно необходимо для питания. Мы не можем знать, что это означает, когда оно случится или мы это уже пережили.

«И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертой частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр. 6: 7–8). Конь был бледный, желто-зеленого цвета. На коне был всадник, имя которому «смерть», а за ним следовал ад. Этот всадник смертью косил души людей и забирал их в ад. Четвертый страшный всадник – это сама смерть. И по грехам людей ему дана была власть взять с лица земли четверть всех людей, убивая их мечом, голодом, мором (болезнями) и зверями земными. Еще одно видение, которое каждый может толковать, как он чувствует, как полагает. Такие страшные вещи происходят, но Христос сказал нам, что, приближаясь к концу, все это будет умножаться, в мире будет становиться больше зла.

Четвертый всадник. Иллюстрация из книги «Апокалипсис со святоотеческими комментариями»Четвертый всадник. Иллюстрация из книги «Апокалипсис со святоотеческими комментариями»

«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр. 6: 9–10). Здесь другое видение. Под жертвенником были души всех тех, кого убили за слово Божие и за свидетельство об Агнце. Это были все мученики, все святые, которые были убиты за то, что остались верными Богу, Христу. Их убили за свидетельство, за их верность и терпение, души их оказались под жертвенником. Это одно из свидетельств Священного Писания о бессмертии человеческой души. Свидетели Иеговы говорят, что человек после смерти уходит в небытие. А здесь Иоанн Богослов говорит нам, что человек умирает, а душа его живет. Он видит души убитых мучеников под жертвенником. Они не просто находились под жертвенником, но возопили громким гласом. Видите, духовный закон, Божию справедливость? В мире происходит множество несправедливости, несправедливо убивают людей, но существует вечная Божия справедливость. Никто не останется без справедливости. Бог оправдает в вечности каждого, кто потерпел несправедливость. Они все молились и просили у Бога Его справедливости. Божия правда не в том, чтобы наказать, а в том, чтобы просветить людей, чтобы они пришли к любви, к покаянию, чтобы все люди приблизились к Богу.

«И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6: 11). Им нужно было еще подождать своих братьев и сотрудников, пока те примут мученическую смерть за свою любовь ко Господу. Чтобы те, кто жаждет принять смерть за Христа, смогли принести себя в жертву, чтобы они не лишились славы мучеников.

Перейдем к шестой печати. «И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас от лица Сидящаго на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6: 12–17).

А. Дюрер. «Снятие пятой и шестой печатей»А. Дюрер. «Снятие пятой и шестой печатей»

Так завершается шестая печать. Конец этой печати – конец этого мира: великая беда, все разбегаются от страха, и все люди от отчаяния, страха и ужаса просят у камней укрыть их, ощущая гнев Божий. Хотя Бог не гневается, у Бога нет нервов, как у нас, но наши грехи заставляют нас бояться Бога. Человек, любящий Бога, не боится Его. А человек, живущий грехом, боится Бога. Как раньше, хулиган боялся, когда видел полицейского. Сейчас не знаю, похоже, что полицейские боятся хулиганов. Раньше хулиганы тряслись при виде полицейского. Такая психология у виноватого. Виноватый чувствует, что пришел на нас гнев Божий, катастрофа. Но Бог не гневается и не разрушает нас. Грехи людей разрушат мир и всех нас.

Повторюсь, Апокалипсис написан, чтобы передать нам оптимистичное сообщение, что все, что есть, что было и что будет, не должно привести нас в отчаяние и напугать, но мы должны знать, что в конце победит Бог. Человек Божий не должен ничего бояться, ему подобает иметь блаженную надежду, оптимистичное чаяния вечного Царствия Божия.

Перевела с греческого Мария Орехова
Сайт
www.omilies.net 2010 г.

[1] В греческом тексте – πρεσβύτεροι, от πρέσβης – старший, уважаемый, старейшина. В первые века христианства так называли членов Синедриона (иудейского священства) и опытных мужей первых христианских церквей.

[2] Греческий вариант: «Имей 400 очей».

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment