Митрополит Лимасольский Афанасий
Подражание и вера Богу
Содержание статьи:
Беседа 14.
Мы продолжаем читать Откровение, 17-ую главу. В 15-й и 16-й главах (их на официальном канале митрополита Афанасия нет – прим. авт.) мы видели семь ангелов, имеющих семь язв. Эти ангелы держали семь чаш. Каждая чаша изливалась на землю и приносила в мир язву. Мы видели стеклянное море, описанное евангелистом Иоанном, и разные чаши. Первая чаша стала язвой против отступников, вторая – против живущих в море существ, третья – превратила реки в кровь, четвертая – стала сжигать огнем людей, пятая – помрачила царство зверя, шестая чаша открыла путь царям Востока по высохшей реке Евфрат, от седьмой произошли молнии, громы и землетрясения.
Сегодня читаем 17-ую главу. «И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр. 17: 1–2). Здесь евангелист Иоанн видит перед собой картину, как и остальные: один из семи ангелов, которые держали семь чаш, описанных раннее, приходит и зовет апостола, чтобы показать ему наказание великой блудницы. Некоторые толковали ее образ как город, как империю, некоторые – как Римскую империю, другие – как разные идеологии и религии, которые появлялись в разные времена. Никто не может знать наверняка, кто это. Вероятно, это не просто женщина, определенная личность, а нечто иное, что мы не можем знать. С ней блудили цари земные, и вином ее блуда и греха упивались все живущие на земле.
«И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее» (Откр. 17: 3–4). После того слова, которое ангел сказал апостолу Иоанну, в духе (то есть по благодати Божией, в восхищении Духом Святым) он проводил его в пустыню. Там, в пустыне, была женщина, сидевшая на красном звере, который был преисполнен хульными именами. Представьте себе эту картину: красный зверь, исполненный богохульных имен, у которого было семь глав и десять рогов. И эта женщина была одета в порфиру и багряницу, была украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В ее руках была золотая чаша, наполненная мерзостями и нечистотою блудодейства. Вся ее нечистота, все ее грехи, все ее состояние было внутри золотой чаши, которую она держала в своей руке.
«И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр. 17: 5). Представьте себе нечистоту, разврат и злобу этой женщины. В продолжение ангел объяснит апостолу Иоанну, что именно он видит, мы встретим это позднее.
«Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим» (Откр. 17: 6). Видите, он начинает объяснять и раскрывать таинство. Здесь ясно видится путь святых в этом мире. Святые, люди Божии – подражатели Христа. Иначе не может быть. Ты не можешь быть учеником Христа, если не пойдешь тем же путем, которым Он прошел. А поскольку Он пролил Свою кровь и пострадал, то и те, кто Ему последует, будут страдать. Возможно, не понадобится пролить нашу кровь, возможно, нас не убьют, не зарежут, не сделают с нами тех страшных вещей, которые претерпели святые. Но мучения – не только это. Святые отцы говорят, что наш ежедневный подвиг – это пролитие крови. «Дай кровь и прими дух», – говорят отцы. Чтобы духовно подвизаться и принять благодать Духа Святого, нужно «дать кровь». Просто так не происходит – через глубокие размышления, интеллектуально, с легкостью. Нужно побороться до крови, очень сильно побороться, чтобы ты мог последовать за Христом. Дело не в том, что Божий путь тягостный и удручающий. Кто-то может сказать: «Зачем мне идти этим путем Божиим, чтобы меня убили, чтобы всю кровь мою выпили?»
На днях мне один паренек философского устроения сказал: «Послушай, отче мой, зачем мне молиться о Царствии Божием, когда мне постоянно нужно решать повседневные проблемы? Если у меня не получается с ними справиться, что мне о Царствии Божием говорить?» С одной стороны, он прав в том смысле, что не так легко сказать другому человеку: «Не переживай, тебя убьют, выпьют твою кровь ради Царствия Божия». Он скажет в ответ: «Хорошо, а ради чего мне на это соглашаться? Кто мне может гарантировать, что я останусь, потерплю столько страданий и пойду в Царствие Небесное?»
А почему святые терпели мучения? Была ли в этом нужда? Разве Бог желает, чтобы мы мучились, страдали? Разве Бог хочет, чтобы Его любимые люди, которые последовали Ему, возлюбили Его, претерпевали бы столько мучений? Недостаточно того, что они полюбили Его? Конечно, Бог этого не желает. Он никакому человеку не желает мучиться, страдать и умирать. Но таков путь, если ты желаешь быть похожим на Христа, совлечься ветхого человека, сбросить с себя грехи, страсти, сохранить то, во что ты веришь. Иногда тебе понадобится противостоять даже до крови, потому что воевать против этого, в первую очередь, будешь ты сам. Когда будешь желать согрешить, склоняться к этому, нужно воздерживаться, не позволять себе.
Я не говорю только о плотских страстях, хотя и это очень сильная борьба. Но ведь есть и много самых простых вещей. Например, месть. Я хочу открыть рот и сделать так, чтобы тот, кто стоит передо мной, не знал, куда ему бежать от меня, тот, который говорит плохо обо мне, который оскорбляет меня, который клевещет на меня и причиняет мне столько мук. И я могу это сделать. Язык есть у нас у всех, слава Богу. Но если я не хочу так поступать, понимаю, что Евангелие не позволяет мне этого, то, стиснув зубы, прикусываю язык, иногда и в прямом смысле, чтобы не сказать ни слова. Это кровопролитие. Когда я вижу, что человек насмехается надо мной, водит за нос, обманывает, сети плетет против меня, приходится пролить кровь, чтобы претерпеть все это, чтобы не отомстить, не начать вести себя таким же образом.
Или у меня есть возможность получить материальную выгоду, а совесть внутри подсказывает, что это неправильно, нехорош тот путь, который я вижу перед собой. Начинаем находить тысячу оправданий, что можно и так. Как тот вор, который говорит:
– Отче, я украл золотые часы. Дам их тебе?
– Я не хочу их. Зачем мне их давать?
– А что мне с ними сделать? – спрашивает вор.
– Верни их тому, кому они принадлежат.
– Отче, он не хочет их принять.
– Раз не хочет – оставь себе.
Духовник не понимает, что эти часы вор украл у него. Понимаете, что происходит? Умный вор. Так и мы себя ведем. Если видим что-то выгодное для нас, находим такие измышления, такие мудрования, тысячу оправданий, тысячу всего.
Думаешь в постный день: «Прошло уже время, поешь, чтобы не смущать никого, чтобы не думали, что ты из себя святого строишь, вдруг ты кого-то этим оскорбляешь? Ничего тут такого, поешь, не надо из себя строить нечто». И начинаешь есть все, что можно и что нельзя.
А с вещами как мы себя ведем? «Если мне это мама дала, что поделаешь», берешь себе, а вся остальная семья претерпевает. Мы всегда находим себе оправдание. Если мы что-то хотим сделать, то находим множество оправданий для себя, наше «я» очень умело нас убеждает. Как только мы это сделаем, начинает проявляться оборотная сторона, тогда дела идут похуже. Противостоять себе самому – это требует труда, это совсем непросто. Нужно противостоять «кожа за кожу», как говорил старец Иосиф Исихаст, воевать напрямую со своим противником. Есть и диавол, который воюет духовным оружием, лукавством. Есть наше окружение. Приходишь куда-то, там начинают: «А, ты церковный!» И отвечай за священников, за владык, объясняй, отстаивай, когда тебя прижимают к стене за каждую мелочь. Тысяча поводов в день, и ты должен противостоять, выдерживать тяжесть.
Даже наши дети. Я уже вам говорил в прошлые разы, что удивляюсь маленьким детям, которые еще даже не в начальной школе, а уже несут на себе свидетельство за Христа. Приходят в школу, не хотят говорить ругательные слова. Или его начинают задевать, а он не хочет так же себя вести в ответ. Или постится ребенок, его зовут на день рождения с разными угощениями, а он по своей воле не ест всего, потому что не хочет есть, а хочет попоститься, причаститься на следующий день или знает, что сейчас идет пост. Эта борьба. Хорошо, что дети подвизаются с ранних лет, потому что потом станут добрыми воинами. Но это подвиг. Возможно, что не понадобится пролить кровь: Бог не хочет, чтобы человек мучился. Но действительность такова, что, к сожалению, для того, чтобы сокрушить ветхого человека, чтобы изменить ситуацию и пройти через море: мир, диавола, наши страсти, наше «я», наше окружение – тысячу разных вещей, нужно принести себя в жертву, совершить серьезную борьбу.
Эта женщина была упоена кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, поэтому некоторые толкователи видели в ней Рим, потому что тогда в Риме (когда было написано Откровение, 90-е годы после Христа) сотни людей принимали мучения за Христа каждый день. В Риме были тысячи мучеников. Это был центр гонения на христиан – Римская империя. Некоторым казалось, что в образе жены-блудницы говорилось о Риме: он упивался кровью святых и мучеников. Апостол Иоанн увидел ее и был поражен.
Имена в Книге Жизни
В 7-м стихе ангел говорит ему: «И сказал мне Ангел: чтó ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов» (Откр. 17: 7). Толкователи полагали, что семь голов – это семь холмов, на которых построен Рим, 10 голов – это 10 императоров, которые гнали христиан. Это одно из толкований. Мы не знаем.
Ангел сказал ему, что объяснит тайну жены и тайну зверя, носящего ее (она сидела на красном звере, исполненном богохульными именами, с семью главами и десятью рогами).
«Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится» (Откр. 17: 8). Зверь, которого он видел, был, а теперь нет его. Был – и нет. В противопоставление тому, что он говорил о Боге в начале: «был и есть, и грядет», Тот, Который существовал, существует и будет существовать. А зверь существовал, а теперь не существует. И все дела сатаны, все дела людей существуют, а потом их не будет в продолжении. Потом зверь выйдет из бездны и пойдет в погибель, в наказание, в разрушение. Все живущие на земле удивятся, те, имена которых не записаны в Книгу Жизни от начала мира.
Помните книгу, которую мы видели ранее, в которой записаны имена тех, кто веровал во Христа, в Агнца, в Бога? Их имена были записаны в Книгу Жизни. Это были те люди, которые своим намерением свободно следовали за Христом, у них был иной путь. А здесь упоминаются те, чьи имена не были записаны в Книге Жизни. Я поясню немного. Дело не в том, что Бог решил не записывать чьи-то имена в Книге Жизни, но это был выбор этих людей – не иметь отношений с Богом ни в этой жизни, ни в вечности. Это вопрос свободы человеческой, а не предопределенность – кто-то записан, кто-то не записан в Книге Жизни. Не скажешь: «В чем я виноват, раз мое имя не записано?» А еще более лукаво будет сказать: «Пойдем, посмотрим, записано ли наше имя там? И если нет, то хотя бы развлечемся, совершим пару-тройку грехов вместо того, чтобы подвизаться, а потом все равно оказаться вне чертога Жениха».
Такой пример нам часто приводил святой Паисий. Он говорил: «Есть некоторые люди, не имеющие благочестия внутри себя. Допустим, говорят, что началось Второе Пришествие. Собираются те, кто хочет быть спасен, приходят в рай, а в какой-то момент Господь говорит: «Извините, рай наполнился, нет больше места еще кого-то принять. Мы не предусмотрели столько мест, не учли всех. Простите, только те, кто вошел, останутся, а вы не войдете, не помещаетесь». Те, которые не обладали благочестием, скажут: «Может, мы успеем тогда вернуться, сделать еще что-то, чего не делали до сих пор?» А благочестивые скажут: «Ничего, не переживай, Господи, довольно нам, что рай наполнен людьми. Для нас это огромная радость и благословение, мы довольны и благодарны. Ничего, что мы не попали. Довольно, что там есть достойные люди, и Ты, Господи, рад и доволен, что рай наполнился»». Так он говорил, чтобы показать разницу между людьми, обладающими благочестием, великодушием и усердием, и людьми, не обладающими этим. Это не Божие дело – определять, кто записан, а кто нет, это дело самого человека. Человек записывает свое имя в Книге Жизни, но человек может либо стереть его, либо вовсе не записать, если он не желает иметь связи с Богом, – это вопрос его собственной свободы.
Те люди, чьи имена не записаны в Книгу Жизни, не Божии люди, удивятся и придут в недоумение, увидев этого зверя, который всем казался сильным и крепким, но это было ложной картиной. Теперь этот зверь идет в погибель, и больше его не будет.
«Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена» (Откр. 17: 9). Здесь дается еще один элемент, позволяющий предполагать, что эта жена символизирует Рим. Здесь апостол Иоанн говорит, что нужно понять, нужно иметь мудрость. Семь голов – это семь гор. На этих горах сидит та жена. Вы все знаете, что Рим называли городом на семи холмах. Жена, восседающая на этих горах, – Римская империя.
«И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть» (Откр. 17: 10). Видите, здесь говорится о тех событиях, которые совершились? Пророчески говорит апостол Иоанн, Духом Святым. Апокалипсис говорит и о тех вещах, которые уже совершились, как и в этом случае. Он говорит о семи царях этого города, пять из которых пали, один есть, а последний придет и пробудет недолго. Кажется, что здесь говорится о Римской империи, которая заклала мучеников. Напомню, что, возможно, это так, но эти слова могут означать и нечто иное. Возможно, это говорится о Риме в эпоху Иоанна Богослова, но одновременно это может указывать и на события, которые откроются в последние времена. Не знаем наверняка, но вероятность есть.
«И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари на один час» (Откр. 17: 11–12). Это цари, которые царствовали в этих обстоятельствах.
«Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю» (Откр. 17: 13). Все эти цари будут иметь одни мысли, одно мнение, в чем-то они будут иметь согласие – против Христа, против христиан. Власть они отдадут зверю, сатане, диаволу и орудиям его.
«Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей; и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» (Откр. 17: 14). Все они будут воевать с Агнцем. Агнец – это Христос, как мы говорили и видели в другие разы, где-то закланный, где-то – как есть. С одной стороны – этот незлобивый Агнец, вземлющий грехи мира, Господь наш Иисус Христос, кроткий, как овечка, как мы выражаемся, а с другой – зверь. Несмотря на это, Агнец побеждает зверя. Но побеждает не по-мирски, а иначе. Святые побеждали не мирскими методами, а побеждали даже тогда, когда казалось, что они были побеждаемы миром.
«Ибо много званых, а мало избранных»
Вспомним, что нам говорил Христос: «Вот, я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10: 16). Он сказал это ученикам, а через них – и всем остальным Своим ученикам во все века. Наш старец блаженной памяти говорил: «Хорошо, Господи наш, Иисусе Христе! Ты не сказал нам, что мы овцы Твои и пошлешь к нам немного волков. Допустим, будет 500 овец, и придут к ним несколько волков, 50, к примеру. Тогда хотя бы одна овца сможет ускользнуть. Каждый волк по 10 овечек съест, 5–6 овечек, может, и избегут этой участи. Но Ты, Господи, говоришь, что нас будет 10 овечек, и Ты пошлешь нас среди 500 волков. Какова будет судьба этих овец? Ни одной овечки не останется. Судьба их предначертана. Выпьют все кровь их. 10 овечек посреди 500 волков – нет вариантов избежать погибели, конец». Но, несмотря на это, эти овечки побеждают волков. Это чудо, которое совершается по Божественной логике. И Агнец побеждает зверя. Тот, который кажется слабым, незлобивым, кротким, который не ругается, не устраивает беспорядков, а своим методом, своей силой Божественной Он побеждает этот мир. Почему? Потому что на нем печать Христова. И здесь Агнец, Сам Христос заступается за Своих людей, идет впереди последовавших за Агнцем (как мы читали в других местах: Агнец и за ним множество людей, огромная толпа в белых одеждах, с финиковыми ветвями в руках, которые похожи на Агнца и следуют за Ним).
Конечно, как говорил еще один хороший старец: «Чтобы следовать за Агнцем, нужно и тебе быть агнцем». Если ты дикая козочка, ты не сможешь пойти за Агнцем: разбегаешься и бодаешь других, несешься скакать по скалам, ведешь себя, как пафосские козочки, ты не становишься овечкой. Одно дело – овца, другое дело – козленочек. Они могут быть из одной семьи, но очень сильно отличаться. Те, кто следует за Агнцем, становятся агнцами, возьмите это себе на заметку. А если мы хотим быть дикими козочками, то неизвестно, где окажемся. Посмотрим. Где-нибудь среди картошки.
Однако этот Агнец, таинственный Агнец, носит имя Господь господствующих и Царь царей. Видите, это еще одно свидетельство Священного Писания о Божестве Христа. Свидетельство о том, Кто есть Господь господствующих и Царь царствующих. То же предназначение дается и Богу Отцу, и Богу Слову. Христос есть Господь господствующих и Царь царствующих. И те, кто с Ним, кто следует за Агнцем, – это званые, это избранные, это верные. Помните, как Христос говорит в Евангелии: «Ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22: 14)? Здесь говорится о тех, которые есть и званые, и избранные, и верные. Все мы званые. В Царствие Небесное позваны все люди. Нет человека, который не позван в Царствие Божие. Если был бы такой человек, то он имел бы право сказать: «Я не виноват, что не следую за Христом. Ведь меня не позвали, нет у меня приглашения. Как Господь станет меня наказывать и отправлять в ад за то, что я не следую за Ним? Он меня не позвал». Тогда получается, что виноват Бог, потому что Он пристрастный, лицеприятный, одних зовет, а других не зовет. Это не так. Мы все – званые.
А избранных мало. Кто это? Это те, кто принимает приглашение от Господа и следует без принуждения, по собственному изволению за Христом, идет Его путем. Потому Христос сказал нам: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 32). «Когда Я будут распят на Кресте, всех привлеку к Себе и дам возможность и силу для спасения». Все мы званые, а избранные – это те, кто следует за Христом и остается верным Ему.
Знаете, это непростая вещь – остаться верным Христу. Когда об этом говорят отцы Церкви и святые, они знают, что это означает. Возможно, мы это не проживали, но когда внутри человека ад, когда он переживает страшные проблемы, то на него нападает неверие. Возникает большой вопрос: где же сейчас Бог?
Однажды много лет назад один человек (сейчас он человек Божий во всем) отступил от Бога, потому что столкнулся со множеством серьезных проблем. Он переживал это всем своим существом, очень тяжело, всё было против него. Он был готов восстать против Бога. И в таком состоянии он проходил мимо одного храма (это было в Греции, я был тогда на Святой Горе), обратился к храму и сказал Христу: «Ну, где Ты, где же Ты? Если Ты существуешь, разве Ты не видишь, в каком я положении оказался? Я весь сокрушен, все разрушено, все идет вкривь и вкось. Если Ты есть, я плюну в Тебя». Не бойтесь, такое случается, но человеку непросто такое сказать. Когда оказываешься в таком положении, когда ты доведен до крайности, можешь нечто подобное произнести. Он плюнул в Бога. «Раз Ты видишь меня и не помогаешь мне, не сокрушаешься, Тебе все равно». А этот человек действительно был в аду, во всех значениях этого слова, все шло наперекосяк и рушилось вокруг него. После этого он провалился в ужасный мрак. Уже позднее, Промыслом Божиим, с помощью духовных людей, он обрел себя, действительно стал человеком Божиим, но пережил такой страшный опыт.
Знаете, поэтому и говорится «верный раб Божий». Как Господь говорил о святом Антипе, который принял мученическую кончину в Пергаме: «…верный свидетель Мой» (Откр. 2: 13). Это непросто – остаться верным Богу. Помните об Иове? Бог говорил диаволу: «Видишь, что Иов верен Мне?» «Конечно, верен, когда у него полны закрома, у детей все прекрасно, все идет хорошо. А дай мне его искушать, посмотрим тогда, останется ли он верным». И диавол принял власть искушать его, взбудоражил и пошатнул Иова со всей своей силой.
Когда у нас все хорошо, почему бы нам не быть верными? Когда ты говоришь: «Я очень благодарен Богу! Все, чего я не просил у Него до сих пор, Он давал мне». Горе мне, если я не буду благодарным в таком положении! Но какова ценность такой благодарности? «Я посмотрю, когда придет час, когда Я не буду давать все, что ты хочешь, когда все, что ты делаешь, рассыплется на куски, ты будешь сокрушен, весь расплавишься с головы до ног, и тогда будет видно, насколько ты верный человек». Господь говорит, что тогда явит себя истинный раб Божий, верный, избранный. В такие сложные моменты будем просить Бога укрепить нас. Как Христос говорил апостолу Петру: «Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22: 31–32).
Когда Петр отрекся от Христа, он пришел в очень сильное сокрушение, глубоко скорбел о своем падении. Другого ученика, Иуду, такое сокрушение довело до самоубийства. Петр горько плакал от сокрушения. Христос молился о Петре, чтобы не оскудела его вера. Он прежде всего был апостолом веры, поэтому и нам нужно всегда держать это в уме и просить Бога укрепить нашу веру. И в сложные часы будем сохранять нашу веру. Я думаю, что каждый человек в своей жизни, по меньшей мере один раз (я думаю, что только один раз и случается, потому что дважды этого не вынести), доходит до предела своих сил, до ада, когда дальше уже некуда. И если ты этого не пройдешь во время жизни, будешь проходить в момент смерти, в час смерти, в свой последний миг.
Когда ты увидишь, что все прошло, что ты уходишь из этого мира, ты будешь проживать крайнее состояние своего существования. В такой момент теряется все – и молитва, по-настоящему все, остается только вера. Нужно постараться остаться верным Богу, продолжать верить, что Бог рядом, что Бог существует, что Он не оставит тебя. Эта вера будет той ниточкой (очень крепкой, но ниточкой), которую ты будешь держать и висеть на ней в бездне, главное – не отпустить ее в этом хаосе. Если человек однажды пройдет через это, то все остальное в его жизни после этого будет, как комарики. Но это очень тяжелый опыт: настолько ты приближаешься к краю в этот момент, настолько он насыщенный и наполненный. Представьте, что сначала по вам проедет дорожный каток и превратит вас в лепешку (как мы видим иногда на дорогах бедных животных, по которым проехали, – одна кожа осталась на дороге), а потом проедет велосипед.
Помню епископа Августина (Кандиотиса), ныне уже приснопамятного, из Флорины. Он был горячим и обличительным, если бы он был здесь и говорил вам об Откровении, то это было бы огромным делом. У меня нет его дарования. Однажды он приехал на Святую Гору. Будучи вспыльчивым, он устроил разнос, разгорячился, произнося слово о патриархе, о начальстве и властях и так далее. Священный Кинот Святой Горы провел внеочередное собрание и попросил его удалиться с Афона. Он совершил вечерню в монастыре, после чего его попросили выехать со Святой Горы. Ночь. Я был тогда вместе с владыкой на вечерне, не участвовал в собрании Священного Кинота, когда они принимали это решение. Они пришли и сообщили ему: «Ваше Высокопреосвященство, Священный Кинот принял решение о том, что Вы должны покинуть Святую Гору. Просим сделать это немедленно». Священный Кинот имеет такое право. Было уже поздно. Я думал: «Куда же они владыку так поздно выгоняют?» Он был уже пожилой. Сделали исключение, позволили уехать на следующий день с восходом солнца. Все расстроились. Это была большая личность, святой человек своей эпохи. Но и Священный Кинот можно было понять, он принадлежал Вселенскому Патриарху, владыка устроил разнос в его адрес…
Я зашел вечером в келию, где он остановился, чтобы увидеть его, поговорить немного. Говорю ему:
– Вы расстроились, Ваше Преосвященство, что Вас выгнал Священный Кинот?
– Бедный мой отче, по мне дорожный каток проехал! Что для меня все эти вещи? Велосипед! Велосипед! Велосипед! Я совсем не расстроился. Такие грозы мне пришлось пережить в этой жизни, это все мелочи.
И действительно, когда человек вкусит целый ад, все остальное – мелочи. Но один раз придется это пережить. Человек должен туда спуститься. Возможно, это будет очень болезненный опыт (не бывает большей боли, чем такой опыт), но после того, как человек пройдет через это (а это может длиться годы, долгое время), он восстановится, окрепнет, будет прекрасным. Это очень помогает человеку. Но если он не потеряет веры. Поэтому Христос говорил Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22: 32). Наши отцы тоже обращали внимание на этот момент: будьте внимательны, храните веру. Это большое дело.
Те, кто следует за Агнцем, суть званые, избранные и верные. Сложно остаться верным Богу, но одновременно это и самое простое из того, что мы можем сделать.
Ангел продолжает объяснять Иоанну Богослову: «И говорит мне: вóды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне» (Откр. 17: 15–16). Десять рогов, которые ты видел на звере, возненавидят блудницу (этот город, эту империю, это событие). Они возненавидят ее, восстанут против нее, опустошат ее, обнажат ее, съедят ее плоть и сожгут целиком. Блудница разрушается самим зверем, на котором она сидела с чашей, наполненной нечистотами ее блудодейства, из которой упивались живущие на земле.
«Потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии» (Откр. 17: 17). И не желая всего этого зла, они не смогут убежать от замысла Божия. Творение Божие не останется без попечения, не будет предоставлено на волю случая. Все – под неусыпным взором Божественного Промысла.
«Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями» (Откр. 17: 18). Завершилась 17-ая глава.
Я помню, когда на Святой Горе были серьезные обсуждения относительно антихриста, отцы говорили: «Смотрите, давайте мы будем заниматься своей духовной жизнью, за этим следить, за своими обязанностями, о которых говорит Бог. Будем жить в Церкви покаянием и чаять Пришествия Христа. Неужели будем жить ожиданием антихриста? Мы ведь Христа желаем! Оставьте антихриста. Он нас не интересует. И что нам им интересоваться, когда мы можем завтра умереть? Или послезавтра, или через некоторое время. Я пойду на небеса, чтобы там встретиться со Христом. И там будет видно, что я сделал своими руками. Не надо размышлять, поставил ли на нас свою печать антихрист, пока он не пришел. Нельзя нам жить такими вещами».
Христос говорит об этом, говорит Откровение, чтобы мы были внимательны. Но, как мы говорили в начале, Откровение – это книга не об антихристе, а книга о Христе. В ней не говорится о победе антихриста, а говорится о победе Христа и о сокрушении антихриста и победе над диаволом. Это крайне оптимистичная книга, говорящая о победе Христа в мире. Она написана не для того, чтобы нас запугать, а чтобы нас обрадовать. Несмотря на все это, победит Христос, Он останется на века, а все остальное исчезнет. Таков смысл Евангелия.
– Хочу задать вопрос об именах, которые будут записаны в Книге Жизни. В Книге Жизни будут только люди, которые принимают Крещение, Миропомазание, печать Духа Святого? Что об этом говорят святые отцы? Обязательно ли быть крещеным, чтобы твое имя было написано там?
– Очень хороший вопрос. Христос говорит нам в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16: 16). Но мы не знаем, что будет делать Христос. Мы желаем, чтобы все люди спаслись и наслаждались Царствием Небесным. Как говорил преподобный Силуан Афонский, «Господи, дай им Духа Твоего Святого, да познают Тебя Духом Святым». Так молится Церковь.
Мы не знаем, как поступит Христос. Однако мы знаем, что Господь устроил Церковь как кивот спасения человека, оставил Святое Крещение, Миропомазание как таинства возрождения и обновления сил человеческих. Он сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53). Об этом Он говорил безусловно.
Конечно, любой человек задается вопросом: «А что же станет со всеми остальными людьми? Неужели все они погибнут?»
В Евангелии есть ответ на вопрос. В Евангелии нам заповедано проповедовать благую весть каждой твари, любить всех людей, с почтением относиться к каждому человеку, молиться о спасении всего мира, видеть других как своих братьев, а не как чужих людей. Но если мы станем говорить, что «нет никакой разницы – крещен ты или нет», тогда получится, что Христос в Евангелии говорил ложь. Поэтому я не могу говорить неправду этого мира. Сегодня есть теории, что все мы дети Божии, все верим в одного Бога, все религии монотеистические, но это ложь.
Разве мы веруем так же, как в исламе? Мы веруем в Бога Троицу, во Отца, и Сына, и Святого Духа. Ислам не принимает того, что у Бога есть Сын. Никакой связи с исламом нет. А с иудаизмом? Евреи принимают веру во Святую Троицу? Принимают Воплощение Бога Слова? Принимают Христа как истинного Спасителя мира? Мы веруем иначе. Когда мы начинаем говорить: «И вы верите в того же Бога. У нас много общего», тогда мы лжем. Лучше сказать: «Посмотри, Евангелие говорит так. Мы вас любим, вы наши братья по плоти: мы все чада Адама, но в Евангелии говорится таким образом».
Перевела с греческого Мария Орехова
Сайт omilies.net 2010 г.
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм