«Ищите прежде Царствия Божия, а остальное все приложится вам! Потихоньку да помаленьку». Архимандрит Павел (Груздев)
Содержание статьи:
- 1 «Ищите прежде Царствия Божия, а остальное все приложится вам! Потихоньку да помаленьку». Архимандрит Павел (Груздев)
- 2 Напротив. Он часто повторял: «Унывать грешно, а скорбеть должно». Говорил также: «Родные мои… У совести нет зубов, а она загрызет до смерти… Не теряйте совесть! Совесть потерять – самое страшное». Он же говорил: «Не бойся сильного грозы, а бойся слабого слезы…»
- 3 Охранники лагеря его называли «святоша»
- 4 В то суровое время единственное, что грело ему душу, – это молитвы. И еще песнь, которую он часто пел во время работы: «Спаси, Господи, люди Твоя И благослови достояние Твое…».
- 5 Русский дух богатыря
- 6 Из Жития архимандрита Павла Груздева, старца:
- 7 Из воспоминаний советского и российского фотографа и журналиста, писателя, актёра, телеведущего Юрия Роста:
- 8 Дорогие друзья! Если вам понравился материал – подписывайтесь на канал, пишите комментарии и оценивайте текст «лайком»! Для меня это будет лучшая награда. Благодарю вас! Будьте счастливы и здоровы!
Все знавшие отца Павла говорят о нем, как об избранном Божием сосуде благодати. У многих он был семейным духовником. И каждому старец умел дать самое главное – силы жить дальше и ни в коем случае не сдаваться. Всю свою долгую жизнь он был заступником людей и в стенах тюрем, и на свободе.
Архимандрит Павел (Груздев) – великий старец Русской Православной Церкви. С детских лет жил в монастыре, служил Богу и Церкви. Провёл немало лет в ссылках и лагерях. Получил множество даров Святого Духа. Среди них прозорливость, духовное рассуждение, горячую веру, искреннюю молитву и любовь Христову. Отошел ко Господу в 1996 году.
ПУТЬ К ХРИСТОВОЙ ВЕРЕ
Павел Груздев родился в Ярославле в январе 1910 года. У него было две младшие сестренки – 1912-го и 1916 года рождения. Когда отец ушел на войну – не в силах была прокормить детей. Тогда маленький Паша вместе с сестренками пошел просить милостыню ради Христа. Босые и голодные дети ходили по домам и им подавали.
В 1916 году Павел ушёл в Кирилло-Афанасьевский женский монастырь к тёткам – монахине Евстолии и инокиням Елене и Ольге. Сначала пас цыплят, затем коров и лошадей, пел на клиросе. Ему было 8 лет, когда находившийся на тот момент в монастыре патриарх Московский Тихон благословил носить подрясник послушника.
В храме Павел стал знакомиться с Богом ближе. Он изучал житие святых и старательно выполнял все послушания, которые ему поручались. Так как Павел был единственным мужчиной в монастыре и к тому же весьма силен, то, конечно же, вся мужская работа лежала на нем. Но парнишка, надо отдать ему должное, никогда не жаловался.
Напротив. Он часто повторял: «Унывать грешно, а скорбеть должно». Говорил также: «Родные мои… У совести нет зубов, а она загрызет до смерти… Не теряйте совесть! Совесть потерять – самое страшное». Он же говорил: «Не бойся сильного грозы, а бойся слабого слезы…»
Охранники лагеря его называли «святоша»
В годы революции разруха не пощадила ни монастыри, ни священнослужителей. Последних арестовывали и увозили. Павел вынужден был скитался поисках места, чтобы продолжить служить Богу. Ноги сами привели его в Новгород. Здесь он успел принять монашество. Да еще у кого! У самого епископа Алексея Симанского, который, несмотря на революцию, вскоре стал Патриархом.
Но и Павел не миновал горькой участи. В 1938 году он был арестован и отправлен в тюрьму. Как только его не оговаривали и не винили, но вины за ним все равно не нашлось. И его выпустили. А в мае 1941-го снова пришли за ним. Всю войну днем и ночью он строил железную дорогу.
В то суровое время единственное, что грело ему душу, – это молитвы. И еще песнь, которую он часто пел во время работы: «Спаси, Господи, люди Твоя И благослови достояние Твое…».
Целых 6 лет Павел провел в лагере для заключенных. В так называемой «душегубке», где его окружали преступники и рецидивисты. Здесь он приобрел для себя статус СОЭ-социально – опасный элемент. Впрочем, все священнослужители в те годы заработали аналогичные буквы, которые, спустя время, стали сами по себе служить доказательством их честности и мужества.
Отец Павел некоторым благотворителям советовал: «Не строй церковь – пристрой сироту, из-за сирот и церковь сияет».
Старец, бывало, наставлял прихожан: «Что легко приобретается, то легко и теряется. Таков естественный порядок, кто мало потрудился, тот мало и приобрел».
Еще говорил: «Употреби труд, имей мерность – богат будешь! Не объедайся, не оппивайся – здоров будешь! Твори благо, избегай злаго – спасен будешь!».
Русский дух богатыря
Голос у Павла был высоким, громким, речь четкая, доходчивая. А сам он был сильным и выносливым. Русский дух богатыря никогда не покидал его.
Павла и еще двоих священников увезли от родных мест очень далеко. Только на поезде на дорогу обратно ушло два месяца. А потом бывших зэков взяли и отпустили на все четыре стороны без документов и денег. Голодные, грязные, в рваных одеждах они добрались до города Павловска. Отыскали храм по звону колоколов. Помолились, причастились. Павел потом ел дыню и плакал от радости, что все самое страшное теперь позади…
Аж в 1950 году его признали, наконец, полностью невиновным.
9 марта 1958 года в кафедральном Феодоровском соборе в Ярославле отец Павел был рукоположён епископом Угличским Исаией во диакона, а 16 марта — во пресвитера. В августе 1961 года архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом пострижен в монашество.
Из Жития архимандрита Павла Груздева, старца:
«Служил настоятелем церкви села Борзово Рыбинского района. С 1960 года настоятель Троицкой церкви села Верхне-Никульского Некоузского района (ранее Мологского уезда). Получил известность далеко за пределами села и даже области. Самые разные люди ехали к нему за благодатным утешением и решением жизненных вопросов. Учил христианской любви просто: притчами, жизненными рассказами, некоторые из которых были записаны и позднее изданы. Отец Павел был образцом христианского нестяжания: несмотря на широкую известность он очень просто питался и одевался, за всю свою жизнь не накопил никаких материальных ценностей».
Отец Павел часто повторял: «Лучше свой сноп, чем чужая копна».
Еще любил присказку: «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу».
Он еще говорил: «Бедный-то ох, а за бедным-то Бог».
Наставлял также: «Не ищи красоты, а ищи доброты».
Из воспоминаний советского и российского фотографа и журналиста, писателя, актёра, телеведущего Юрия Роста:
Отец Павел часто ходил босиком не только в деревне, но и в городе. Летом и зимой. Однажды в Питере его даже милиционер остановил – почему сапоги через плечо, и не украл ли он часом кружку с изображением царской семьи. Однако, узнав, что босоногий человек – священник, поймал машину и помог добраться до вокзала, куда, собственно, и спешил Павел Груздев. А вообще, если спрашивал его кто из посторонних, отчего он по снегу ходит без обуви, отец всегда отвечал: «Спорт!»
На самом деле в лагерях, куда он угодил в мае 41-го года по статье 58-1, его ставили босиком на мороз. Однако он не простудился и не обморозился чудесным образом, а привык так ходить.
Лет пяти он попадает в Мологский Кирилло-Афанасьевский женский монастырь, где находятся три его тетки. Там он два года учится грамоте в церковно-приходской школе, помогает на скотном дворе, поет на клиросе. Здесь же в 18-м году патриарх Тихон дарит восьмилетнему мальчишке подрясник, скуфейку и четки и тем самым определяет ему дорогу в монашество.
Не прямую, как оказалось. Поначалу он работает на судостроительной верфи в Новгороде, потом на скотном дворе селекционной станции, в бывшем Афанасьевском монастыре, возвращается в город Тутаев, где пономарит и поет в церковном хоре в Леонтьевской церкви. И тут его, раба Божьего, по сфабрикованному делу архиепископа Варлаама арестовывают и дают шесть лет лагерей.
Отец Павел Груздев действительно прошел путь страданий и жертвенности. Он верил. И с Богом у отца Павла были свои доверительные отношения. Прямая связь.
– У Гальки сын пьет, а сам хороший, добрый. Да помоги Ты ему, Господи!
Или:
– У Маньки корова не доится – помоги ей!
И помогал. Он двумя босыми ногами стоял на земле, а духом был высоко. Считай, рядом. Такой мост между небом и людьми».