БОГАТСТВА, КОТОРЫЕ ГОСПОДЬ ДАРОВАЛ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Проповедь иеромонаха Афанасия (Дерюгина) в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Когда мы заходим в наш собор Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, то над алтарем мы видим изображение распятия Христа. Распятому Христу предстоят Пресвятая Богородица, апостол Иоанн Богослов, мученик Лонгин сотник, другие святые, которые действительно были в тот день на Голгофе. Но, кроме этого, мы видим предстоящими Кресту Христову и других людей, которых реально на Голгофе не было. Мы видим фигуру человека в архиерейском облачении, и это наш покровитель, священномученик Иларион, мы видим священника с двумя сыновьями в военной форме – это священномученик Философ Орнатский и его сыновья, мученики Борис и Николай. Эти люди не предстояли Кресту Христову тогда, 2000 лет назад, но вся их жизнь была таким же предстоянием у Креста Христова. Это изображение очень символично.

При жизни Христа, пока Он учил народ, творил чудеса, кормил людей хлебом, вокруг Него собирались толпы людей, а когда Он взошел на Крест, осталось только несколько человек, самых преданных учеников. Так же случилось и в Русской Церкви: пока Церковь была свободна, к ней принадлежало большинство жителей Российской империи, по крайней мере формально, по документам. А когда Церковь Христова стала гонима, осталось гораздо меньше верных людей, и в первую очередь это те, кого мы прославляем как новомучеников Церкви Русской.

Предстоящими у Креста Христова мы видим еще одну игумению. В черном монашеском облачении, в особом клобуке с крестом – это преподобномученица Афанасия (Лепёшкина). Она была настоятельницей Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, этот монастырь сейчас располагается в Новой Москве, он был основан в XIX веке, и преподобномученица Афанасия возглавила его перед самой революцией. Она была дочерью купца, ушла в монастырь в раннем возрасте и из монастыря до его закрытия практически не выезжала. Сохранилась история, которая характеризует и саму святую Афанасию, и то непростое время.

После революции большевики в первую очередь закрывали и уничтожали монастыри, но некоторым обителям удалось продлить свое существование еще на несколько лет благодаря тому, что формально, с точки зрения государства, эти монастыри были преобразованы в сельскохозяйственные артели. Монахи или монахини трудились, сдавали какие-то продукты государству, и, с точки зрения властей, это была артель, но в целом они продолжали жить монашеской жизнью. И именно так случилось и с Зосимовой пустынью, и соответственно игумения Афанасия, с точки зрения государства, была руководителем этой артели, и ей по должности приходилось бывать на каких-то собраниях, где собирались подобного рода представители различных предприятий.

И вот однажды она появилась на таком мероприятии в своем клобуке, высокая, статная, а остальные представители этих артелей, разумеется, были обычными советскими людьми, и появление игумении вызвало некоторую неловкость, и один из присутствующих, чтобы развеять эту неловкость, решил пошутить и, показывая на портрет Карла Маркса, сказал игумении: «Вот, матушка, это наш вдохновитель, Карл Маркс, он был социалистом, а первый социалист Иисус Христос, поэтому можно сказать, что это ученик вашего Христа». В то время можно было встретить такую мысль, что первым социалистом был Христос. Но игумения не растерялась и ответила на это: «Но если он ученик Христа, то портрет ученика я вижу. А где же портрет Учителя?» Разумеется, никто не нашелся, что на это ответить. После закрытия монастыря она проживала недалеко от обители, а потом была арестована, сослана в Казахстан и, не выдержав тяжелого пути, сразу по прибытии в ссылку, скончалась.

Игумения Афанасия (Лепёшкина)Игумения Афанасия (Лепёшкина)

К чему я все это рассказываю? Я хотел бы напомнить одну очень важную мысль: порой мы плохо знаем тех святых, которые находятся буквально рядом с нами. К сожалению, нередко приходилось встречать людей, которые были на Святой Земле, на Корфу у святителя Спиридона, в Сербии у сербских святынь, и при этом не были в тех обителях, у мощей, у святых, которые располагаются рядом с нами. Думаю, очень немногие из нас были в Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, а это по сути – на территории Москвы, совсем рядом, а там подвизалась замечательная подвижница, и другие святые были там.

Какое огромное богатство дал Господь нашей Русской земле! Сколько удивительных святых и подвижников, а особенно после прославления новомучеников мы встречаем практически везде! Это не значит, что наши святые чем-то лучше, чем другие. Разумеется, и Сербская Церковь, и Болгарская, и Румынская, и другие Церкви имеют потрясающих удивительных подвижников. Но очень часто бывает, что мы что-то ищем далеко и не знаем, какие сокровища лежат у нас прямо здесь, под руками. И, может быть, нынешняя непростая ситуация тоже поможет нам обратить внимание на те богатства, которые Господь даровал нашей Русской Церкви. Если мы будем больше узнавать о наших святых, посещать те места, где они жили и подвизались, соприкасаться с ними духовно, то, Бог даст, будем им подражать в нашей жизни. И тогда Господь и нас не оставит, и по их молитвам поможет нам быть их соучастниками в Царствии Небесном. Аминь.

Христос Воскресе!

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment