«БУДЬТЕ СВЯТЫ»

Митрополит Серафим (Жоантэ)

Церковь – это сообщество святых. Она включает в себя святых из «Ecclesia triumphans», то есть «Церкви Торжествующей», находящейся в состоянии совершенства на небесах, и «Ecclesia militans» – «Церкви воинствуюшей», пребывающей на земле. В Православной Церкви есть различие между поклонением и почитанием. Поклонение должно быть только Богу, явленному во Святой Троице. С другой стороны, мы почитаем святых. Это значит, мы помним об их чистой и благочестивой жизни, стремимся следовать их примеру, призываем их к заступничеству и помощи.

Слово «святой» встречается в Священном Писании более 450 раз. Оно относится главным образом к Самому Богу, к Источнику всякой святости. Но в то же время понятие святости распространяется и на людей, послушных Богу, исполняющих и творящих Его волю. Бог желает, чтобы мы освятились.

Апостол Павел пишет в своем Послании: «Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4: 3). У апостола Петра мы читаем: «Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1: 16). Именно этого хочет Бог от Израиля в Ветхом Завете. И мы можем стать святыми, потому что мы созданы по образу и подобию Божию (см.: Быт. 1: 27).

Человеку от момента его сотворения присущи все качества Бога: любовь, святость, свобода, мудрость и способность творить добро. Румынский богослов и философ Никифор Крайнич говорил, что святость – это полнота человечности, и единственное реальное несчастье человека – не быть святым. «Ты сотворил нас для Себя, Господи, и сердца наши неспокойны, пока не найдут упокоения в Тебе», – пишет блаженный Августин в своей «Исповеди». Человек по своей природе стремится к высшему. Он стремится уподобиться Богу, то есть стремится к святости.

В еврейском языке слово «святой» означает, в частности, «отделенный», это значение предполагает полную чистоту. Так и святой апостол Павел говорил: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2 Кор. 6: 17). Христиане с самого начала называли себя святыми и отделяли себя от массы грешников, поклонявшихся богам и идолам. Апостол Павел описал образ мыслей грешников: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 19).

Истинные христиане не отвергают мира и творения и не испытывают ненависти к грешникам. Они искренне и всеми силами стремятся не творить зла и освятить всю свою жизнь, соблюдая заповеди Божии. Величайшей же заповедью из всех является двойная заповедь о любви: любовь к Богу и к ближнему.

Спаситель говорит о Своих учениках: «Вы – соль земли» (Мф. 5: 13). Дальше Он продолжает: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16). Будучи христианами, мы все являемся учениками Христа, когда соблюдаем Его заповеди и следуем примеру Его жизни.

Современные люди часто негативно реагируют, когда слышат о заповедях Божиих. Само слово «заповедь», или «закон», имеет для них неприятную коннотацию. Современный человек хочет быть свободным от всяких внешних обязательств, ему кажется, что любая заповедь ограничивает его свободу. Однако истинную свободу человек обретает только через послушание Богу.

Бог ввел в Свое творение естественные законы, согласно которым всё в мироздании и управляется. Он также дал человеку Свои заповеди, чтобы защитить его от греха и деградации. Звезды на небосклоне существуют по законам, которые записаны Богом, и поэтому во всем космосе также царит гармония. Слово «космос» происходит от греческого «κόσμος», что также означает «гармонию», «порядок». Псалмопевец говорит: «Хвалите его, небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко той рече, и быша: той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет» (Пс. 148: 4–6). Только человек, созданный со свободной волей, нарушает установленные Богом законы и Его заповеди. В результате чего в его душе и в человечестве в целом больше хаоса, смятения и разделения, чем гармонии

Грех наших прародителей имел космические последствия. Грех повредил их природу и природу всех, кто произошел от них. От Адама и Евы мы все унаследовали склонность к непослушанию и гордости, к отделенности от Бога, к стремлению стать независимыми от Него. Мы хотим стать, как боги, подобно тому, что змей обещал первым людям, но не через послушание Богу, а независимо от Него.

Однако независимость от Бога ведет к зависимости от тварного. Человеческое сердце очаровывается и увлекается материальными благами, но они не могут удовлетворить и наполнить его сердце, поскольку оно создано для Бога и для общения с Ним. Осознавая это искушение лукавого, святые пытаются преодолеть свою гордыню и себялюбие, открыть свое сердце для общения с Богом и ближними.

Святые отцы Церкви говорят, что человек есть микрокосм, то есть космос в малом масштабе. В его сердце таинственным, даже мистическим образом, как в едином фокусе, объединено все человечество и все творение. Подобным же образом в человеческом сердце концентрируются все физические и психологические силы и энергии, пронизывающие сущность человека и Вселенной. Сам Бог почивает в сердце человека, поэтому аскетические усилия святых направлены на обретение доброго сердца, то есть сердца сострадательного, как говорил преподобный Исаак Сирин, живший в VII веке. Речь здесь идет о сердце чутком и восприимчивом к людям, ко всему творению и к присутствию Божьему.

По словам преподобного Исаака, «признак святости – сострадательное сердце, горящее за всякую тварь, за людей, за птиц, за скот, за врагов истины. От великой и чрезвычайной жалости, которая владеет сердцем такого человека, сердце его не может уже ни выносить, ни слышать, ни видеть, как какое-либо существо терпит вред или мучается… Такой человек молится, чтобы всякое существо было спасено и прощено». Сострадательное сердце содержит в себе все человечество и все творение, подобно тому, каким было сердце у Христа. Такое сердце есть результат действия благодати Божией в душе верующего человека.

Но благодать не действует в нас без наших собственных усилий. Мы должны работать над тем, чтобы преодолеть в себе эгоизм через молитву, посильное подвижничество и добрые дела.

Чем больше мы будем стремиться молиться (дома, в церкви, в дороге, на работе), к чему нас призывает святой апостол Павел, тем более простой и умеренной жизнью мы начнем жить. Благодаря молитве мы сделаем больше добра ближним, даже тем, кто нас ненавидит. И таким образом все больше будет возрастать действие благодати в нашей душе. Именно благодать постепенно преображает наши сердца, делает их чувствительными, наполняет их любовью к Богу, к людям и ко всему творению. Таким образом Бог обновляет в нас сокровенное и фундаментальное единство со всем человечеством и со всем творением.

Святые, которых Церковь предлагает нам для почитания, были не «сверхчеловеками», а такими же людьми, как и мы, со многими недостатками. У них тоже были грехи. Но для нас важно то, что они навсегда отвратились от своих грехов. Среди святых были и мученики, которых преследовали или убивали за Христа. Другие удалились в пустыню, но не для того, чтобы бежать от людей, а для того, чтобы молиться за них и за весь мир. Святые – это люди, преодолевшие чрезмерную любовь к себе и вообще проявление всякого эгоизма и поставившие себя самыми разными способами на служение ближним. Почитая святых, мы почитаем Самого Бога, освятившего их Своей благодатью. Ему же слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Перевела с немецкого Александра Калиновская
Сайт Mitropolia-ro.de

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment