Игумен Никон Афонский
Часть 1.
Однажды у нас было бдение в честь одного святого. Певец с левой стороны хорошо пел, а с правой – плохо. Канонарх путал их, но их пение продолжалось. Монах, одержимый нечистым духом, о котором я вам уже говорил, тоже был в храме. Он был рассеян, но в какой-то момент задумался, что же он на самом деле делает: молится или зевает по сторонам… Тогда он вышел из храма, взял четки, сел на камень и начал читать Иисусову молитву.
В этот момент демон напал на него, он открыл рот, но язык остался неподвижным, и раздался громкий крик:
– Замолчи! Замолчи! Почему ты произносишь это имя? Почему ты произносишь это имя?
Монах произносил имя Сына Божия.
– Разве я задеваю тебя? Почему ты злишь? Что ты за монах? Почему ты вышел из церкви? Разве ты не слышишь, как другие поют в храме? Иди в церковь и пой, вернись в храм и снова читай кафизмы из Псалтири!
Удивительно слышать, что сам диавол посылает тебя в храм, когда твой ум где-то блуждает! Тело находится в храме, а ум занимается другими делами. Это победа диавола.
Концентрируйте свой ум. Неужели это так трудно и недостижимо? Вот что по этому поводу говорит святой апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13). Как Христова благодать укрепляет нас? Священное Писание говорит нам об этом: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 5; Иак. 4: 6). Приходит Божия благодать, и мы можем сделать то, чего не смогли бы сделать своими силами.
Как мы можем смирить себя? Это происходит, когда мы совершаем таинство Покаяния, таинство Исповеди. Приходим к священнику и начинаем исповедоваться. Будем же постоянно готовиться к Святому Причастию, ведь Христос говорит: «Я живой хлеб: если будете есть сей хлеб, живы будете. Только тот, кто будет есть от хлеба сего, то есть от Меня, спасется» (Ин. 6: 48–51) Вот насколько важно Святое Причастие!
Для нас является примером святая, которая причастилась только один раз в своей жизни. Она – одна из величайших святых нашей Церкви. Это преподобная Мария Египетская. Она причастилась один раз, перед смертью, но 40 лет каялась и плакала в пустыне о той жизни, которую вела в Александрии. Вот насколько важно покаяние и вот почему мы никогда не перестанем произносить молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешного».
Не отдаляйтесь от своих священников, епископов. Не только они являются Церковью, но и вы являетесь Церковью, все мы являемся Церковью. И они будут помогать вам, а вы будете помогать им… Не отдаляйтесь от своих приходов, от своих духовников. Мы не можем понять, как таинства Исповеди и Причастия спасают нас. Наш разум этого не понимает, но это не означает, что эти таинства не являются бесценным инструментом исцеления.
Когда ты приходишь к врачу, он говорит тебе: «Если ты хочешь выздороветь, то будешь следовать этому лечению и принимать прописанное лекарство». Ты не понимаешь, как действуют прописанные врачом таблетки. Ты принимаешь их, выздоравливаешь и понимаешь, что и врач хороший, и лечение правильное. Мы на деле видим, происходит ли чудо или нет.
Священник призывает тебя исповедоваться, причащаться, и ты на деле видишь, является ли призыв иерея просто словами или эти таинства действительно приносят добрые плоды.
По-другому мы не можем познать нашу веру. Это не сборник теологических и философских знаний. Ты видишь людей, которые собрали в своем уме огромную библиотеку, они эксперты по патрологии, догматике, по всем богословским разделам и темам. Ты спрашиваешь их о чем-то, они ищут в уме ответ и сразу же отвечают на твой вопрос, но сами не знают, как это с ними происходит.
Однажды на святого напали демоны, которые сильно избили его
Я вспомнил преподавателя, который рассказывал нам об искушениях преподобного Антония Великого. Однажды на святого напали демоны, которые сильно избили его, едва не убили и оставили лежать полумертвым. Но другой мудрый и известный во всем мире преподаватель говорил, что демоны – это олицетворение страстей. Страсти святого Антония, которых он видел в образе медведей и львов, нападали на него. Это означает, что этот преподаватель никогда не произносил молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешного!» и поэтому не мог увидеть, как диавол будет преследовать его. Это означает, что он ни разу не плакал о своих грехах, чтобы увидеть, какую силу и просветление он получит от исповеди, чтобы понять то, что невозможно понять умом.
Наша вера – это не вера логики, поэтому она существует и по сей день.
Мы проживаем эти вещи и знаем, что они истинные, мы проживаем и принимаем их. Наша вера – это не вера логики, поэтому она существует и по сей день. Если бы вера опиралась на логику, то появился бы кто-то более умный и «загнал» бы тебя в угол каким-либо логически убедительным аргументом. Но когда ты видишь, как святой Рафаил, который был убит за веру почти 600 лет назад, и сегодня для тебя совершает чудо, то ты понимаешь, что слова, сказанные Христом, – это правда. Ведь если бы не было Христа, то не было бы и святого, который и сегодня остается живым, для того чтобы явиться тебе, услышать тебя и совершить для тебя чудо. Наша вера – это жизнь.
Исповедуйтесь, и вы увидите плоды Исповеди на деле. Вы помните, что сказал диавол? «Я не покаюсь!» Он не покается. Но мы давайте покаемся! И тогда он не будет знать, куда бежать, мы отрежем ему ноги.
Однажды суровой зимой группа молодых людей пришла ко мне в келью. Я спросил их, кем они работают, и каждый из них начал рассказывать о себе. Среди них был один худой юноша с волосами, похожими на парик.
– А ты? – спросил я его. – Чем ты занимаешься?
И получил от него следующий ответ:
– Я, геронда, был белым магом.
– Что? – в ужасе произнес я и вскочил.
– Нет, батюшка, я занимался не черной, а белой магией!
– Магия есть магия, независимо от того, какого она «цвета» – черная, белая или зеленая!
Затем он объяснил мне, чем он занимался и как встал на Божию стезю. Его друзья начали рассказывать ему о Христе, о Церкви, о таинствах. Однажды они пошли на исповедь и пригласили его тоже исповедаться.
– Зачем мне нужно идти с вами на исповедь? – спросил он.
– Но мы же ходим исповедоваться!
– Разве вас кто-то заставляет это делать? Не ходите!
– Мы – одна компания, поэтому ты пойдешь и исповедуешься!
– Оставьте меня в покое!
– Нет, и ты пойдешь с нами на исповедь! – настаивали друзья.
«Меня привели к одному священнику, святому человеку. Вместе с другими я ждал своей очереди у двери исповедальни. Сразу же мне бросилось в глаза, что около меня были только женщины – около тридцати, я был единственным мужчиной. Я заметил, что многие из них смотрели на меня и о чем-то перешептывались друг с другом, отчего мне стало не по себе», – рассказал мне юноша о дне своей исповеди.
В какой-то момент дверь открылась, и в коридор вошел очень высокий мужчина. Молодой человек был рад, что внимание женщин от него переключилось на мужчину. Но этот почти двухметрового роста человек направился прямо к нему и неожиданно спросил юношу:
– А теперь объясни мне, друг мой, почему ты хочешь со мной поссориться?
Юноша был ошеломлен и смог только пробормотать:
– Вы со мной говорите?
– Да, с тобой. Почему ты хочешь, чтобы мы поссорились?
– Но я вижу Вас в первый раз!
– Хм, в первый раз? Неправда! Мы уже столько лет дружим!
«Я смотрел на него и не знал, кто он? Геронда, я впервые видел его!» – рассказывал мне юноша.
– Нет, Вы перепутали меня с кем-то другим! Я не знаю Вас! – сказал юноша незнакомцу.
– Разве мы не знакомы?! Каждый раз, когда ты звал меня, разве я не приходил к тебе? Когда ты о чем-то просил меня, разве я не выполнял то, о чем ты меня просил? – ответил незнакомец.
Этот почти двухметровый юноша был одержим демоном, и этот демон разговаривал с ним, а бедный юноша никак не мог понять, о чем идет речь.
– Нет, Вы путаете меня с кем-то другим! – настаивал он и начал дрожать.
– Нет! Нет! Ты не виноват. Виноват тот бородатый мужчина, который находится в церкви. Он отнимает тебя у меня! Сейчас я ему покажу! – начал кричать незнакомец и бросился в храм, где исповедовал священник.
Женщины ужаснулись, начали кричать, и произошел большой переполох. Едва его удалось вывести из исповедальни.
Сразу после всей этой суматохи иерей спросил юношу:
– О ком он говорил?
– О тебе, отче! – ответил юноша.
– Заходи, – батюшка пригласил юношу зайти в церковь.
В храме этот юноша рассказал священнику, что сегодня вся его квартира увешана иконами, изображениями святых. Он спит на полу, у него нет кровати, посвящает себя постоянной молитве и стоит на коленях, чтобы духовно спастись. Вот так мы узнали, что диавол боится исповеди и никогда не позволит пойти на исповедь, и мы это увидели реально. И эта реальность существует уже более двух тысяч лет. Те, кто отдал себя на мученическую смерть за Христа, не наивные люди. Они лично пережили этот опыт, они знают об истине из первых рук.
В Пирее жила женщина, одержимая нечистым духом. В это же время в монастыре Логоварда на острове Парос жил святой, очень добрый старец – Филофей (Зервакос). Он, ученик святителя Нектария Эгинского, был красив внешне и прекрасен душой, много рассказывал нам о святом Нектарии. Когда старец Филофей приезжал в Пирею, то пытался изгнать нечистого духа из этой женщины, у которой была близкая, любимая подруга, вдова с детьми.
Однажды, когда старец Филофей исповедовался, вдова решила, что она тоже должна пойти и исповедаться ему. Однако ее подруга, одержимая нечистым духом, сказала вдове:
– Зачем тебе туда ходить? Пусть исповедуются те, кто совершил много грехов! Тебе нечего сказать священнику!
– Нет, нет! Я должна пойти на исповедь!
– Что ты хочешь сказать на исповеди? Пусть идут те, кто увлекает других в грех! Ты же этого не делала!
– Нет, я пойду на исповедь! – решительно сказала вдова своей подруге.
Божия благодать просветила ее, чтобы она не отступала от своего решения.
Вдова пошла на исповедь, но когда она собиралась войти в исповедальню, ее бесноватая подруга бросилась туда и, впав в истерику, кричала:
– Не входи в исповедальню! Не заходи туда! Не заходи!
Вдове все же удалось войти в исповедальню, старец Филофей закрыл дверь, а тем временем снаружи поднялась невероятная суматоха. Люди, ожидавшие исповеди, едва сдерживали бесноватую женщину, которая кричала:
– Не говори ему ничего! Молчи! Не вздумай ему что-то сказать!
Вдова исповедовалась почти три часа. Оказалось, что она подсыпала яд в кофе своему мужа и отравила его.
Когда она вышла из исповедальни, одержимая нечистым духом женщина набросилась на свою подругу и, угрожая ей, кричала:
– Я разорву тебя на куски!
Мы видим, чего боится диавол. Бесноватая женщина не знала, что сказала священнику ее подруга, но демон в ней знал о совершенном подругой убийстве. Мы понимаем силу исповеди, как она освобождает человека.
Диавол знает, что потеряет тебя, если ты выпьешь лекарство покаяния и батюшка прочитает разрешительную молитву. Поэтому он позволяет тебе делать все, кроме одного – исповедоваться. Потому что исповедь – это смирение.
Есть постыдные вещи, которые ты делаешь и говоришь о них своим друзьям, но не священнику. Ты говоришь о них другим, но не тому, кто носит епитрахиль. Почему? Потому что диавол трепещет перед этой епитрахилью и перед исповедью, которую ты совершишь не перед друзьями, а перед священником. Этого он боится, потому что он знает, что этим ты поразишь его.
В Афинах одна семья сильно страдала – их единственный ребенок был парализован. Эта женщина услышала, что в столицу с Афона приехал один старец, и с трудом уговорила своего невоцерковленного мужа пригласить старца домой, чтобы тот прочитал молитву о здравии их ребенка. Когда старец переступил порог их дома, отец пригласил гостя пройти в комнату ребенка, но гость пошел на кухню, сел на стул и сказал родителям:
– Я знаю, что ваш ребенок в комнате, мы попозже пойдем к нему. Но перед этим хочу тебя о чем-то спросить! Скажи мне, когда ты последний раз ходил в церковь?
Вопрос был обращен к отцу, который ничего не ответил и молчал.
– Как давно? – переспросил старец.
– Давно. С тех пор, как бабушка брала меня с собой в храм, – ответил отец.
– Сколько раз в день ты хулишь Христа?
Мужчина снова молчал.
– Скольких людей ты обидел?
Отец продолжал молчать.
– Почему ты отправил своего брата в сумасшедший дом? Для того, чтобы отнять его имущество?
Мужчина не знал, что ответить гостю. Он прекрасно знал, что ни он, ни его жена никогда раньше не встречали этого старца.
Затем старец обратился к женщине:
– Это твой первый мужчина?
– Да, – ответила она.
Но в действительности нынешний супруг не был первым мужчиной в ее жизни. В прошлом у нее были отношения со многими мужчинами. Но гость не хотел поставить женщину в неловкую ситуацию перед ее мужем.
– Хорошо. Сколько времени ты не исповедовалась? – спросил ее старец.
– Много лет. Не помню, когда я в последний раз ходила на исповедь.
– Сколько детей ты выбросила в мусорный ящик, прежде чем у тебя родился этот ребенок?
Мать молчала, но мысль о нескольких сделанных ею абортах ворвалась в ее сознание.
– Четыре?
При этом вопросе женщина замерла: она сделала четыре аборта.
Затем старец спросил:
– Теперь вы понимаете, почему я вам предложил сначала зайти на кухню? Потому что не ваш ребенок парализован, а вы! Проблема в вас! У ребенка чистая душа, а вы – больные! Вы хотите, чтобы он выздоровел?
– Да, мы очень этого хотим! – в один голос воскликнули родители.
– Тогда сначала вы должны выздороветь!
Старец посоветовал родителям исповедаться у двух конкретных священников.
– Когда вы исповедуете свои грехи с пятилетнего возраста, и священник разрешит вам причаститься, тогда мне позвоните, чтобы я снова приехал. Тогда я приеду и подниму на ноги вашего ребенка, – сказал старец родителям.
После ухода старца они начали плакать и вскоре пошли на исповедь. Когда исповедующий этих родителей иерей услышал их историю, когда он узнал об их драме, то сказал им сквозь слезы:
– Идите и причаститесь, чтобы ваш ребенок скорее выздоровел! Судя по тому, что старец рассказал вам, наверное, его вам послал Сам Бог. Идите!
Батюшка прочитал разрешительную молитву, и в тот же день супруги причастились – в праздник Преображения Господня.
Когда они переступили порог своего дома, думая о том, как быстрее сообщить старцу о выполненном ими поручении и снова пригласить его к себе домой, то замерли от неожиданности. Их любимый ребенок стоял перед дверью! Он уверенно стоял на своих уже здоровых ногах, и от паралича не осталось ни малейшего следа.
Рай будет переполнен грешниками, но покаявшимися и причастившимися грешниками. А ад будет полон не только грешниками, но и добродетельными и нравственными гордецами, такими, как диавол, и такими же жестокосердными, как он. Диавол говорит:
– Я не покаюсь! Пусть Бог покается!
Но что мы поем во время Великого поста? «Открой мне двери покаяния, о Жизнеподатель…»
Я молюсь, чтобы эти двери открылись для всех нас в этой жизни, чтобы мы могли войти через райские двери.
Перевел с болгарского Виталий Чеботар
«Православие БГ»
[1] Канона́рх – церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поет хор.
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм