ЧТОБЫ ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ НЕ ОСКУДЕЛА

Иеромонах Павел (Щербачёв)

Проповедь в Светлую пятницу, в день прославления в лике святых священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Сегодня мы торжественно совершаем память священномученика Илариона, архиепископа Верейского, новомученика, подвижника, богослова, оставившего нам немалое богословское наследие о Церкви.

Для многих из нас может показаться парадоксальным, но люди старшего поколения, в том числе и я, жили в ту же эпоху, что и священномученик Иларион, несмотря на то, что этот святой муж преставился уже около ста лет тому назад. Что же это была за эпоха? Мы помним эпоху воинствующего атеизма, гонений на Церковь в самых крайних формах, захлестнувших нашу жизнь. Вспоминая ту эпоху, видим, что средний советский человек, строитель коммунизма, мог задуматься о вечности, пожалуй, только в двух случаях. Во-первых, когда он сталкивался со смертью близких, а смерть – это проекция в бесконечную жизнь. Во-вторых, когда он проходил мимо храма или даже заходил в него, то понимал, что есть нечто иное по сравнению с той системой координат, в которой он живет, и поэтому он это непонятное ему отвергал. А христиане, посещающие храм, помнили о тех мучениках, которые в период безбожных гонений на Русскую Православную Церковь засвидетельствовали своей мученической кончиной истинность учения Христова.

Для многих из нас мученик – это человек, который пожертвовал своей жизнью, сохраняя верность Христу. Это верно, но это не все, потому что в переводе с греческого языка слово «мученик» – «martis» – означает «свидетель». Мученик нес свидетельство о Христе, свидетельство о том, что есть нечто несравненно более ценное и важное, чем сама наша жизнь.

Таким был и святитель Иларион. Он и всей своей жизнью, и мученическим венцом свидетельствовал об истинности Церкви Христовой как богочеловеческого организма, Церкви, которая живет и на небе, и на земле, и в преисподних земли.

Многих из древних мучеников их гонители заставляли поклоняться идолам. Сам диавол искушал Христа и говорил: «Все Тебе дам, если поклонишься мне» (см.: Мф. 4: 9). Об этом речь шла в сегодняшнем Евангелии: Христос зашел в храм Божий, в Ветхозаветную Церковь, и опрокинул столы торжников, поставивших во главу угла материальную торговлю, выгоду в том месте, в котором это совсем не подобало.

Казалось бы, мы живем в Новозаветной Церкви, и то, о чем сегодня говорилось в Евангелии, отошло далеко в века. Но священномученик Иларион еще задолго до революции и начала Первой мировой войны говорил об этом несколько иначе.

Послушаем отрывок из речи студента 4-го курса Московской духовной академии Владимира Троицкого, будущего священномученика Илариона: «Идолы все больше и больше вытесняют Христа из жизни людской. Всё, касающееся веры, более и более становится в наши дни (это 1910 год, примем во внимание) "частным делом", даже таким, которое постоянно нужно прятать в самой сокровенной "клети" (имеется в виду душа человека), которому нет и быть не должно никакого места в жизни. В наши дни христианство проявляется только как личное потаенное благочестие, но совсем оскудела христианская жизнь… Общество предпочитает идти на торжище скучного мира, мечется там в потемках от одного блуждающего огонька к другому, гибнет духовным гладом, питается от рожец, приличных лишь свиньям, и не хочет избыточестовать хлебы в дому Небесного Отца, который есть Святая Церковь Православная. А если и говорят некоторые об участии в жизни церковной, то под этой жизнью разумеют не созидание Тела Христова в общем братолюбии и духовных подвигах, нет, под жизнью Христовой Церкви разумеют ведение хозяйства, заведование столами торжников (Мф. 21: 12)».

Будущий богослов заканчивает свою речь такими словами:

«Недостаток преданности единому Богу вместе с желанием соединить поклонение Богу и идолам создали в наше время… взгляд на богословие как на одно только внешнее знание. Что такое богословие? Оно для многих есть только знание богословских истин, но не знание Бога. Знание же Бога есть наука опытная. Только чистые сердцем Бога узрят, и потому истинное богословие должно быть благочестием, и только тогда принесет оно плод по роду своему».

Конечно, страшные слова, когда под жизнью Христовой Церкви разумеют ведение хозяйства, заведование столами торжников и борьбу за какие-то политические и общественные права – я опять возвратился к речи священномученика Илариона.

Не так давно мы посетили незаурядного подвижника, архимандрита Авеля (Македонова), настоятеля Иоанно-Богословского монастыря под Рязанью, незадолго до его смерти. Он скончался в начале нынешнего тысячелетия. Нам представилась возможность встретиться с ним и побеседовать. В свое время архимандрит Авель около семи лет был игуменом Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне и имел возможность общения как с подвижниками Православного Востока, так и со многими новомучениками и исповедниками Церкви Русской. Его духовником был известный деятель Русской Православной Церкви архиепископ Дмитрий (Градусов), в прошлом дворянин, коллежский асессор, который при Патриархе Тихоне, в годы гонений, принял священный сан, тем самым соглашаясь на мученический подвиг.

Архимандрит Авель (Македонов) Архимандрит Авель (Македонов)

Когда в 1956 году авва умирал, отец Авель, тогда еще молодой священник, задал ему вопрос: «Как нам относиться к Царственным страстотерпцам? Владыка святый, как нам поминать или молиться Царственным мученикам?» Умудренный сединами опытный старец перед своим уходом в жизнь вечную ответил: «Ты знаешь, перво-наперво тебе надо понять, что они молятся за нас, и их молитвами, возможно, многое в нашей жизни благоустрояется». Потом немного подумал и добавил: «Ты знаешь, ты сейчас не поверишь мне, но вся наша огромная страна при твоей жизни, ты будешь свидетелем этого, будет покрыта золотыми куполами, но благодать в этом море золотых куполов и крестов будет обитать маленькими островками».

Вспомним слова сегодняшнего отрывка из Евангелия и слова, произнесенные в назидание нам священномучеником Иларионом, и постараемся жить так, чтобы наши сердца, которые являются престолом Божиим в Церкви Христовой, и самые церкви, где мы подвизаемся, были прежде всего путеводителями к жизни вечной, а не к увлечению трапезами торжников, чтобы те земные права, те земные страсти, которые существуют в политике и в сердцах людей, не проникали внутрь Церкви, чтобы Церковь оставалась тем путем к вечности, каковым она была создана Самим Основоположником нашего спасения Иисусом Христом. Аминь.

Христос Воскресе!

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment