Иеромонах Лавр (Архипов)
Проповедь в День Святой Троицы, Пятидесятницы
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня вся Церковь торжественно славит Святую Троицу. Этот день называется еще и Пятидесятницей. Почему? Потому что это событие случилось на пятидесятый день после Воскресения Господня и на десятый день после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа.
События Пятидесятницы описывает книга Деяний святых апостолов, которая была написана апостолом и евангелистом Лукой. Это праздник двунадесятый, но он сравним по своему значению с такими праздниками, как Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Крещение Господне. Это великий праздник, великое событие.
Что же случилось в этот день? Апостолы вместе с Пресвятой Богородицей собрались в Иерусалиме в горнице для того, чтобы отпраздновать ветхозаветную Пятидесятницу. Этот праздник был посвящен событию, когда на пятидесятый день после того, как Моисей вывел евреев из египетского плена, он пришел вместе с ними на Синайскую гору и там получил Декалог, так называемые 10 заповедей. И именно это событие на пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи праздновали апостолы вместе с Пресвятой Богородицей. Но вдруг поднялся сильный ветер, сильный шум, и на каждого из присутствующих снизошел Дух Святой в виде пламенных языков. Некоторые святые отцы предполагают, что пламенными языками снизошел Дух Святой потому, что пламя очищает от грехов, пламя согревает и посвящает человека. Апостолы стали говорить на разных языках, как нам повествует Деяние святых апостолов. Они стали славить Бога и проповедовать о Нем.
О даре глоссолалии нам известно немного. Некоторые святые отцы говорят о том, что дар глоссолалии – это действительно говорение на разных языках. Кто-то из святых отцов предполагает, что это ангельский язык, который понятен всем. А есть предположение, что это язык допотопный, тот язык, на котором разговаривало все человечество до момента смешения языков в Вавилоне, когда люди в гордыни и безумии своем стали строить Вавилонскую башню, чтобы стать подобными Богу. И Господь смешал их языки.
И вот на шум собрались многие присутствующие на торжестве ветхозаветной Пасхи евреи, собрались вокруг горницы, где находились апостолы, которые проповедовали о великих делах Божиих. И некоторые недоумевали: «Как так, не все ли апостолы – галилеяне? И почему каждый из нас слышит свое наречие? Это же обычные люди, но говорят так, что мы их понимаем». Некоторые начали насмехаться и говорить, что они напились сладкого вина, но апостол Петр сказал, что нет, сейчас по-еврейски третий час дня, а по нашему исчислению – девятый час утра. Еще не вкушали особо, не пили.
И апостол Петр, возвысив свой голос в среде других апостолов, стал проповедовать об Иисусе Христе как о Мессии. Он говорил о том, что Того Мессию, Спасителя мира, Которого Господь ниспослал вам, вы распяли. И когда до самой глубины сердца иудеев и евреев дошли слова апостола Петра, они ужаснулись, потому что они были сопричастниками распятия Избавителя мира, они кричали Пилату в безумии своем: «Распни, распни Его!» И говорили о том, что кровь Его на них и на их детях. Их объял ужас, и они стали спрашивать апостолов: «Отцы, братия, что нам сделать? Как же нам исправить то, что мы сделали?» И тогда апостол Петр сказал: «Креститесь, примите веру во Иисуса Христа». И в этот день крестилось около трех тысяч человек.
День Святой Троицы, день Пятидесятницы, называется рождением Церкви. Именно с этого момента, после снисхождения Святого Духа на апостолов, они уразумели все, что Господь им говорил, все, о чем их учил. И они уже были готовы, ободренные Святым Духом, идти на проповедь. Они не боялись ничего, ибо с ними был Сам Господь, с ними была Истина.
С каждым днем Церковь множилась, и все новые и новые члены Церкви присовокуплялись к ней. Сначала апостолы учили среди евреев, а потом их проповедь вышла и к другим языкам, к другим народам. Как понимать кондак сегодняшнего праздника?
«Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа».
В кондаке говорится о двух действиях Святого Духа. В момент безумия – время строительства Вавилонской башни – Господь для вразумления людей смешал языки, смешал единый язык для того, чтобы они друг друга не понимали, чтобы они хотя бы на минутку остановились от того, что они творили. А сейчас Господь, раздавая огненные языки, призывает к единению всех в Своей Церкви, где хранятся, как в сокровищнице, дивные дарования Божии: в первую очередь это, конечно же, таинства и учение Господни.
Еще в церковнославянском языке словосочетание «язык пламенный», или просто слово «язык», помимо речи, обозначает еще и «народ», поэтому Господь призывает к единению не просто какой-то единственный, богоизбранный народ, но и все народы, которые уверуют в Него.
На день Пятидесятницы положено украшать храмы листвой, деревьями, травой, священники служат в облачениях зеленого цвета. Откуда пошла такая традиция? От того, что в Священном Писании и в учении церковном зеленый цвет означает жизнь. Святую Троицу называют жизнеподательной. Святой Дух дарит жизнь, и без него подлинная жизнь невозможна. В Священном Писании жизнь означает цветущее дерево, поэтому мы сегодня, тоже находясь в храме, видим растения, траву, зеленые облачения на священниках. И некоторые из прихожан тоже надевают часть одежды зеленого цвета в память о жизни, которую Господь дарует верующим в Него.
Для нас тоже была индивидуальная Пятидесятница. После Крещения апостолы возлагали руки на вновь крещенных, и на них снисходил Дух Святой, даруя дары Духа Святого. Постепенно таинство руковозложения после Крещения заменили на миропомазание, так как членов Церкви становилось много, а апостолов на всех не хватало. Каждый из здеприсутствующих проходил это таинство: кто-то – в детстве, кто-то – в юности, кто-то – уже в зрелом возрасте. Знайте, что это исключительно ваша индивидуальная Пятидесятница, в этот момент на вас снисходил Святой Дух, даруя Свои дары. И от каждого из нас зависит, возрастим ли мы это семя, которое в наше сердце посеяно, возделаем ли мы правильно землю, сделаем ли ее плодородной слезами покаяния, верой и делом, ибо апостол Иаков говорит: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2: 26). От наших усилий, от нашего желания и понуждения зависит то, станем ли мы подлинными учениками, последователями Своего Небесного Учителя или нет. Поэтому будем просить Господа, чтобы Он нам помог, чтобы молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами апостолов мы отчасти приблизились к той благодати, которую получили они в день Пятидесятницы. Аминь.
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм