Иеродиакон Илиодор (Шевчук)
Проповедь в Неделю 2-ю Великого поста иеродиакона Илиодора (Шевчука).
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Когда вчитываешься в слово Божие, в Священные тексты Ветхого и Нового Завета, невольно обращаешь внимание на то, каким образом устроены отношения между Богом и человеком. Книги Священного Писания, какого бы характера они ни были: исторические, пророческие, законоучительные, показывают нам отношения между Богом и человеком в самых разных аспектах. И сегодня я хотел бы остановить свое внимание на одном библейском принципе, который неизменно реализуется и который мы можем видеть в различных книгах Священного Писания.
Его очень хорошо сформулировал в Евангелии Сам Господь наш Иисус Христос. Этот принцип, на первый взгляд кажущийся нелогичным и иррациональным, простыми словами можно выразить так: чем больше ты отдаешь, тем больше ты получаешь. В Евангелии Господь говорит: «Если кто ради имени Моего оставит домы свои, земли свои, жену, детей, братьев, сестер, все что дорого ему в мире, то получит во сто крат более, нежели имел» (см. Мф. 19: 29). Об этом же в Евангелии говорит притча о талантах, в которой иносказательно говорится именно об этом характере отношений между Богом и человеком. Вспомним эту притчу.
Бог избрал троих и наделил их талантами – некими дарами, некими способностями, которыми они должны были воспользоваться на благо Богу и людям. Двое воспользовались тем, что дал им Господь, а третий, убоявшись или не желая чем-то жертвовать, к чему-то идти и стремиться, решил зарыть свой талант и не искать ничего в жизни, никакого смысла, никакой идеи, ничему не служить, только лишь себе. И, естественно, первые двое умножили свои таланты, умножили то, что дал им Господь, пропустив это через себя, через свое сердце. Третий же, зарыв свой талант, не только не получил то, что было дано ему изначально, но и потерял все, что имел.
Подобный библейский принцип реализуется не только в текстах Нового Завета. Вспомним историю патриарха Авраама. Господь обещал ему сына, обещал, что от него произведет Мессию, который спасет всех людей. И праведный Авраам в доверии Богу выходит из земли, в которой он жил в Древнем Междуречье, и идет за тысячу километров от этих мест, чтобы поселиться в земле обетования, в которой ему указал жить Господь. Он до самой старости ожидает исполнения пророчества, и только лишь на склоне лет у него рождается сын, которого он любит паче жизни и которым дорожит. Но Господь, испытывая веру Авраама, повелевает ему принести единственного сына, исполнение всех его надежд, в жертву. И святой праведный Авраам в доверии Богу, зная, что Господь не может желать ничего злого, идет и делает, как повелевает ему Господь, и получает большую награду, нежели получил бы, если бы не исполнил этого Божиего призыва.
Этот библейский принцип реализуется и в пророческом служении святого Моисея, который, будучи косноязычным, в полной мере не был способен вести за собой народ. Но Бог восполнил недостающее, увидев в пророке Моисее способность довериться Богу и идти за Ним.
Так же и другие пророки. Например, пророк Исаия сетовал Богу, когда Он призывал его на служение Себе, что неспособен к такому роду деятельности, потому что у него нет дара слова, но Господь восполнил этот недостаток и даровал ему это.
Что это значит? Первое: Господь призывает нас не просто стать Его служителями, стать христианами, стать священниками Божиими здесь на земле. Господь призывает нас распространять Его слово и истину, которую мы сами познали, дальше в мир. И второе: Господь призывает нас здесь, на земле, жить в доверии Богу и уповании на Его Божественный Промысл, зная, что все то материальное, что есть в нашей жизни: и наша семья, и наши дома, и земли, у кого-то этого немного, а у кого-то в изобилии, все это является даром Божиим, данным нам, но при этом временным и непостоянным.
Господь через Святое Евангелие, примеры из Ветхого Завета учит нас тому, как нужно следовать Его слову и исполнять Его заповеди. И первостепенной важностью обладает соблюдение этого библейского принципа – не просто принять дар Божий, дар веры, но и распространять его.
Каким образом? Не только лишь проповедью, подобной апостольской, можно исполнить эту Божию заповедь. В первую очередь эту заповедь мы призваны исполнять своею жизнью и своим примером, примером подлинного исполнения Евангелия в своей жизни, примером правильного отношения к миру, в котором мы живем, ко всем его благам материальным, душевным, порой не имеющим значения, или имеющим, но второстепенное значение по отношению к Богу. Мы должны показывать пример любви к Богу и к ближнему через свои слова, которые мы обращаем к ближним, через то, чтобы не стыдиться своей веры и укорененности в христианстве, через то, чтобы говорить и свидетельствовать перед людьми, что мы поступаем так, а не иначе, потому что мы – христиане и так заповедал нам Бог.
Чем чаще в своей жизни мы говорим о Боге, о Христе, о Его влиянии на нашу жизнь, тем более мы исполняем эту Евангельскую заповедь Христову о распространении дара веры и той благодати, которую дал нам Господь. Он дал нам ее не за какие-то заслуги, не за что-то хорошее, что мы сделали в жизни, а просто ни за что, бесплатно. Наше сознание порой подсказывает нам сохранить в себе то, что мы уже имеем, не расплескиваться, не тратить, а накапливать.
Действительно, и сам опыт жизни во многом учит нас этому, но я хочу привести одну, как мне кажется, интересную аналогию. Она касается бизнеса. Многие успешные бизнесмены свидетельствовали, что один из важнейших принципов, которым надо руководствоваться в успешном построении бизнеса, – это риск. Ты должен вложить то, что имеешь, и рискнуть всем ради того, чтобы получить нечто большее. В этом заключается некая формула успеха в упрощенном виде. Нечто подобное мы призваны сделать в своей жизни: не накапливать в себе те знания о Боге, которые имеем, те духовные дары и богатства, никому их не открывая, ни с кем об этом не говоря, а наоборот, открыть свою душу людям вокруг нас и свидетельствовать, что те изменения, которые совершаются в нас, совершаются Господом Иисусом Христом, Его благодатью, и что именно этим мы дорожим более всего.
В первую очередь от нас требуется именно это – своей жизнью, словами и делами проповедовать истину Евангелия. И именно в этом случае мы с вами станем исполнителями этого Евангельского принципа и последователями святого праведного Авраама, ветхозаветных пророков Моисея и Исаии и Самого Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм