Подвижники благочестия
Святые об отношении к ближним и об искусстве жить среди людей.
Священномученик Игнатий Богоносец:
О других людях непрестанно молитесь. Дайте им научиться, по крайней мере, из дел ваших. Против гнева их вы будьте кротки; против их велеречия – смиренномудренны; их злословию противопоставляйте молитвы, их заблуждению – твердость в вере; против их грубости будьте тихи. Не будем стараться подражать им, напротив, своею снисходительностью окажем себя братьями их, а постараемся быть подражателями Господу.
Все, вступивши в сожительство с Богом, уважайте друг друга, и никто не взирай по плоти на своего ближнего, но всегда любите друг друга во Иисусе Христе.
Преподобный Антоний Великий:
Если кто-нибудь придет к тебе по какому-нибудь делу, обращайся с ним ласково и смиренно.
*
Сын мой, если ты хочешь обличить кого-нибудь во грехе, то обличай кротко и человеколюбиво, потому что и ты сам подвержен заблуждениям и проступкам.
*
Ежели ближний твой находится в печали – печалься вместе с ним и участвуй в его несчастии.
*
Если ты посещаешь кого-нибудь из ближних своих, то сохраняй в сердце своем страх Божий и в разговорах с ближним своим соблюдай благоразумие, чтобы дух твой был спокоен и не развлечен, когда ты возвратишься домой.
*
Сын мой, умышленно причинять оскорбление ближнему своему или гордиться пред ним, не чувствуя собственных своих недостатков, есть великий грех.
*
Не питай ни к кому ненависти, но люби всех, как самого себя, потому что Писание говорит: «Возлюбиши искренняго твоего яко сам себе» (Мф. 22: 39).
*
Не ропщи ни на кого и ничем не оскорбляй никого.
*
Отнюдь ни на кого не сердись, и всем прощай.
*
Щадите друг друга, да пощадит вас Господь.
Преподобный авва Дорофей:
Не желай знать пороков ближнего твоего и не принимай на него подозрений, внушаемых тебе врагом; если же они и возникают в тебе, по порочности нашей, то старайся обращать их в добрые помышления. Благодари за все и приобретай благость и святую любовь. Паче же всего будем все хранить совесть свою во всем, в отношении к Богу, к ближнему.
Иногда мы не только осуждаем, но и уничижаем ближнего; ибо иное есть осуждать, и иное уничижать. Уничижение есть то, когда человек не только осуждает, но и презирает другого, – гнушается им и отвращается от него, как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее.
*
В братолюбии изнемогаешь ты от того, что принимаешь помыслы подозрения на ближнего и веришь своему сердцу; это случается с тобою также и потому, что ты не хочешь ничего потерпеть против своей воли. Итак, прежде всего должен ты, с помощию Божиею, отнюдь не веровать своим мнениям и всею силою стараться смирить себя пред братиями твоими, и от всей души отсекать перед ними свою волю. Если кто-нибудь из них тебе досадит или как-нибудь опечалит тебя, то ты, по слову отцов, помолись о нем, как об оказавшем тебе великую пользу и о врачующем сластолюбие твое. Через сие раздражительность твоя будет уменьшаться, ибо, по словам святых отцов, любовь есть узда раздражительности.
Преподобный авва Исайя Отшельник:
Никого не порицайте, никого не осуждайте, не уничижайте ни словом, ни мыслию.
*
Если помысл борет тебя уничижить ближнего, помысли, что Бог за сие предаст тебя в руки врагов твоих, – и сей помысл отступит от тебя.
Преподобный Ефрем Сирин:
Будем утешать друг друга, возлюбленные; будем служить друг другу, поучать друг друга страху Господню, пока не взойдем в пристань жизни.
*
Не нападай на брата своего в день скорби его и к душевной скорби его не прилагай новой скорби.
*
Не гнушайся человеком, чтоб не прогневать его Творца.
Преподобный Исаак Сирин:
Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь выше меры его… А когда разлучишься с ним, говори о нем все хорошее и что-нибудь досточестное. Ибо сим и подобным этому привлечешь его к добру… и посеешь в нем семена добродетели. От такой, снисканной тобою привычки, отпечатлеется в тебе добрый образ, приобретешь в себе смирение многое и без труда преуспеешь в великом. А сверх этого, если чествуемый тобою и имеет какие недостатки, легко приимет от тебя врачевание, постыждаемый тою честию, какую ты оказал ему. Пусть всегда будет у тебя этот нрав – ко всем быть благоприветливым и почтительным.
Никого не раздражай и никого не ненавидь, ни за веру, ни за худые дела его, но берегись кого-либо и в чем-либо укорять или обличать, потому что есть у нас нелицеприятный Судия на небесах.
*
Кто защищает обиженного, тот поборником себе обретает Бога; кто руку свою простирает на помощь ближнему, тот в помощь себе приемлет Божию мышцу. Кто обвиняет брата своего в пороке его, тот обвинителя себе обретает в Боге. Кто исправляет брата своего в клети своей, тот исцеляет собственный порок; а кто обвиняет кого-либо пред собранием, тот увеличивает болезненность собственных своих язв.
Преподобный Антиох Палестинский:
Непозволительно презирать кого-либо, или уничижать, или превозноситься над кем-либо за то, что он простец, или некрасив, или неученый, или беспечный, или грешник, или по еще какому-либо поводу. Потому что тех, кого мы презираем, Бог избирает для Себя, и тех, кого мы уничижаем, Бог в меру совершенства возводит. Потому что не останется у тебя благодати, ибо она не гнушается такими, которыми гнушаешься ты.
*
Лицеприятие соседствует с человекоугодием, и их обоих мы находим в Божественном Писании порицаемыми и запрещаемыми. Посему непозволительно нам так поступать, но должны мы все, приняв единоверие Божие, уважать друг друга и не по плоти взирать на ближнего, но всегда во Христе любить друг друга.
*
Уважать старших весьма угодно Богу и похвально у человеков. И должную честь воздавать старикам подобно же Богу приятно, нам же – хорошо и полезно.
*
Наше дело – всем воздавать должное: «кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13: 7), и не только добрым и кротким, но и суровым. И «будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12: 10).
Всяким образом будем стремиться к тому, чтобы не давать предлога или причины кому-нибудь быть настроенным против нас по благому поводу или без повода, чтобы не стала непринятой молитва наша.
Святитель Василий Великий:
При старших молчать, мудрых слушать, к равным иметь любовь, низшим подавать исполненный любви совет.
Преподобный Иоанн Карпафский:
Думаю, что тебе, подвизающемуся против страстей и ко благу, чтобы спокойнее стал путь твой к этому, полезнее не принимать дурной мысли против своего ближнего, даже если его слова или поступки по отношению к тебе или другому кажутся свидетельствующими о каком-то явном пороке. Сам перед собой оправдывая его, сам будь его адвокатом: так ты не примешь помыслов ложной подозрительности, осуждения и гордости, а еще памятозлобия, гнева и печали, добромыслием прогоняя рой названных пороков, и тем соделаешь ристалище души своей беспрепятственным.
Святитель Иоанн Златоуст:
Предпочитая другого, ты отдаешь честь самому себе, делаясь достойным большей чести; будем же всегда уступать первенство другим.
*
Чего мы хотим получить от Бога, то должны прежде дать ближним, а если мы лишаем этого ближних, то как хотим получить то же от Бога?
*
Ты, будучи разумным человеком, не подражаешь даже и зверям в своем отношении к единоплеменникам, а обижаешь и пожираешь своего брата. И чем ты в состоянии будешь оправдать себя? Не видишь ли ты пчелы, труды которой вкушают во здравие и цари, и простые люди, как ничто не спасает ее от смерти, если она делает зло, а она умирает вместе с жалом. На ее примере научись не огорчать ближних, потому что мы сами первые принимаем от этого смерть.
*
Мы должны так заботиться друг о друге, как заботимся о себе самих, и щадить ближних так же, как и нас Бог.
Преподобный Марк Подвижник:
Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении.
Святитель Григорий Палама:
Лучше же прикрой падение ближнего, если от этого не будет вреда для других.
*
Каждый всевозможными способами, чем только можешь, делай добро ближнему. Не можешь чудотворящим словом исцелять немощи людей? Однако словами утешения можешь ободрить; если же ты послужишь сам лично, то и сам возымеешь Служителем (о, чудо!) Христа.
Не обладаешь даром учить, побуждать к добродетели, не обладаешь силою обличать, отвращать от зла, увещевать к добродетели? Будь учителем самыми твоими делами, став делателем добра и для самого себя, и для ближнего.
Святитель Тихон Задонский:
Кто обижает ближнего, то есть всякого человека, тот разрушает заповедь Божию, которая нам велит не только не обижать, но и любить его, как самих себя. Поэтому таковой является Божиим преслушником.
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.
*
Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение пред ним.
Подготовила Александра Калиновская
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм