ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ

Игумения Мариам (Закка) возглавляет монашескую общину в архиепископии Гор Ливанских Антиохийской Православной Церкви. В юности она окормлялась у старца Софрония (Сахарова), который и благословил ее на создание монашеского сестричества около деревни Дума. Ниже приводятся ее духовные размышления о любви к врагам.

Игумения Мариам (Закка) Игумения Мариам (Закка)

При дверях каждого дома посреди ночного мрака и дневного зноя, в белом инее рассвета стоит и стучит Господь. Он говорит нам: «Сын мой! Отдай сердце твое Мне» (Притч. 23: 26). Он просит сердце у человека, дабы омыть его Своей нежностью, согреть Своей любовью, осветить его тьму Своим светом и очистить его огнем Своей любви.

Он просит именно сердце, чтобы тот научился Божественной любви, от которой отпал при падении: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29), ибо «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). Если человек таким образом отдаст себя Богу, то Господь услышит его, потому что его сердце хочет омыться, очиститься от греха, возлюбить Бога и ближнего, и врага своего. Такое сердце хочет стать принимающим любовь Божию и Духа Божия, и оно принимает их через прикосновение Бога, через излитую на него благодать и через свое согласие на Божий призыв.

Когда человек предает себя Богу, чтобы Он очистил его от всех скверн его души, тела и духа и соделал его вместилищем Святого Духа, он начинает следовать узким и долгим путем любви длиною во всю его жизнь. Возлюбленные, это может осуществиться только через строгое соблюдение евангельских заповедей на протяжении всей нашей жизни. Это дело всей жизни христианина, и не существует иной работы, которая была бы более благородной, более трудной и более светлой.

И любовь, которая от нас требуется, – это любовь, которая выводит нас из узких рамок нашего «я», дабы мы могли увидеть Бога в брате, соседе и друге. Но Господь ждет от нас большего, потому что у любви в Боге нет предела. Он просит нас, помимо любви к Себе и к ближнему, любви и к нашим врагам.

В чем смысл заповеди Христа «любите врагов ваших» (Мф. 5: 44)? Почему Господь сказал: «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Ин. 7: 17)? Как понимал это святой Силуан Афонский?

Бог есть любовь абсолютная, которая в своем изобилии объемлет все творение. Бог присутствует как любовь даже в аду. Давая человеку в меру его способностей истинное познание этой любви, Дух Святой тем самым открывает ему путь, ведущий к полноте его существования. Достигшие Царства Небесного и находящиеся в Боге видят в Духе Святом все бездны ада, потому что во всем творении нет такой области, где бы не присутствовал Бог. Обитая на Небесах, святые видят и ад и также охватывают его своей любовью.

Старец Силуан сказал: «Небеса со всеми святыми живут Духом Святым, и ничто существующее во всей вселенной не сокрыто от Него. Те, кто ненавидит своего брата и отвергают его, умаляют свое существование. Таковые не познали истинного Бога, Который есть всеобъемлющая любовь, и не нашли пути, ведущего к Нему».

Заповедь Христова «любите врагов ваших» есть отражение совершенной любви Триединого Бога в этом мире, она является краеугольным камнем всего нашего православного вероучения. Это финальный синтез всего нашего богословия, дабы мы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10: 10). Именно об этом говорит святой Иоанн Креститель: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3: 11). Заповедь «любите врагов ваших» – это тот огонь, который Господь пришел принести на землю, это Царство Божие внутри нас, «пришедшее в силе» (Мк. 9: 1), это наше уподобление Богу.

Каким бы мудрым, ученым и благородным ни был человек, если он не любит своих врагов, то есть каждого человека, он еще не познал Бога. И с другой стороны, каким бы простым, бедным и невежественным человек ни был, если он носит эту любовь в своем сердце, то «пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4: 16). Любить врагов сострадательной любовью без Самого Бога невозможно, утверждал святой Силуан. Носитель такой любви приобщается к вечной жизни и имеет несомненное свидетельство об этом в своей душе. Такой человек становится жилищем Святого Духа и другом Христовым.

Возлюбленные, эти слова очень трудно применить в нашей повседневной жизни, в том обществе, в котором мы живем, даже если это общество монашеское, и тем более в миру. Каков же выход? «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3: 23). Но слава Божия явилась на Кресте. Вот почему человек должен в покорности пребывать на кресте Христовом каждую минуту дня и ночи, и Бог не оставит нас.

Я не буду вдаваться здесь в тайну боли, когда мы, подобно Христу, распинаем себя даже ради тех, кто не любит нас. Ибо лик Христа Моего – мое прибежище, Евангелие Его – моя пища, исполнение Его заповедей – моя жизнь. Таким образом, человек, распинаясь, выходит из круга разумного и возможного к Божественному, к открытию Царства Божия уже здесь, на земле, и вступает в ту жизнь, которую никто не может объять. Но прежде он должен покаяться и слезно помолиться о своих грехах. Такой человек ищет, как угодить Господу своему, и проводит жизнь в слезах и молитвах, ибо понимает, что его сердце нечисто, слабо, своевольно, полно гордости и лишено способности любить по-настоящему. Такой человек умоляет Бога научить его любить…

Перевела с французского Александра Калиновская

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment