Иерей Алексий Таах
В современном мире, особенно за последние 100–150 лет, человечество сделало огромный прорыв в науке и жизни в целом. Если раньше, в течение многих веков, люди жили по большей части ремеслом и земледелием, то сегодня все иначе. Медицина, технологии, новые профессии, новые возможности. Мода и социальные правила менялись многократно, из десятилетия в десятилетие. Сегодня одни работают в космосе, другие, сидя за компьютером, управляют сложнейшими процессами, такими, как движение поездов в городе или сборка автомобилей на конвейере. Казалось бы, мы все изменились и стали совершеннее, но есть то, в чем люди никогда не меняются – склонность ко грехам.
«Изгнание Адама и Евы из рая». Фрагмент фрески Троицкого Калязинского монастыря
Любой человек, каким бы он ни был образованным и воспитанным, человек любого социального уровня, любого образа жизни, взглядов и мировоззрения, подвержен греховным страстям. И поучения святых отцов древности, такие, как, например, «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, актуальны и по сей день, ведь человеческая душа остается такой же, как и раньше: ранимой и слабой перед грехом. Меняется наука, меняется мир вокруг, словно декорации в театре, а люди остаются все теми же людьми, со своими грехами и страстями. Так что же такое эти страсти?
Грех и страсть неразрывно связаны, но их стоит разделять. Грехом мы называем действие человека, которое нарушает одну из Божьих заповедей: осудил, солгал, украл, обидел и так далее. Страсть – это склонность человека к тому или иному греху. Если сравнивать грех с болезнью, как это часто делали святые, называя грехи болезнями души, то грех – это разовое заболевание, а страсть – хроническое.
У каждого из нас свои страсти. Кто-то склонен ко лжи, кто-то – к блуду, кто-то – к пьянству, гордыне, зависти. По словам святых отцов, рядом с каждым из нас стоит свой искуситель, который, говоря образно, постоянно шепчет на ухо, склоняя нас ко греху. И если для одних – это лишь иногда проскакивающие мысли, то для других – это искушение, самая настоящая страсть, которая со временем становится проблемой, может быть, даже зависимостью.
Святые отцы выделяют семь главных страстей, которые соответствуют семи смертным грехам: гордыня, сребролюбие (жадность), гнев, зависть, похоть (блуд), чревоугодие, уныние. Иногда, отдельно от гордыни, в этот список восьмым пунктом добавляют тщеславие. Ложь не входит в этот список отдельно, так как она неизменный спутник многих смертных грехов: невозможно, скажем, изменять без лжи; гордиться и тщеславиться, не притворяясь скромным человеком, чтобы не осуждали; завидовать, не подавая вида, и так далее. Помимо главных (смертных) грехов, существуют остальные, также могут приходить в душу человека в состоянии страсти.
Думаю, каждый встречал в жизни, особенно в детстве, друга-фантазера, который прямо на ходу сочинял интересные небылицы, а потому с ним было интересно гулять. И хоть мы и понимали, что это мало похоже на правду, но таким фантазиям хотелось верить. С течением времени, взрослея, каждый из нас понимает, что та гнутая железка за гаражами навряд ли отвалилась от пролетавшей здесь летающей тарелки; а в недостройке в соседнем квартале вряд ли мог быть спрятан клад, который мы «точно найдем». А потом вы наверняка замечали, что этот товарищ лжет не только на прогулке для сюжета, но и в мелочах: то говорит другим о вас то, чего вы не делали, то вам – какую-то неправду. Причем не ради выгоды, а просто так, из «спортивного интереса».
И вот эта повальная ложь во всем и всюду – это и есть страсть. Лично знаю одну девушку, которая постоянно лгала всем и сама не могла объяснить, зачем ей это надо. Хотя бы в мелочи, но слукавит. И она сама неоднократно страдала от своей лжи: у нее ухудшились отношения с близкими, она потеряла уже не одну работу и все равно продолжала лгать. Собственно, мы познакомились, когда она пришла в храм, пытаясь понять, в чем ее проклятье и кто его наложил, почему в ее жизни все рушится. Но как выяснилось, причина кроется в ней самой, в этой страсти, а не в магии и проклятиях. Со временем она стала пытаться побороть в себе эту привычку, ходить в храм на Исповедь и Причастие. Надеюсь, у нее все получится.
И какая бы ни была страсть, будь то ложь, зависть, блуд, гнев или другие, результат ее может быть разрушительным не только для духовной, но и для физической жизни человека. Подверженный страстям постепенно портит отношения с близкими, коллегами, начальством и потом уже не имеет рядом людей, способных его поддержать ни физически, ни морально, ни молитвой, что важнее всего.
В плане воздействия страстей на человека преподобный Варсонофий Оптинский разделял людей на три категории: плотские, борющиеся и совершенные. Люди плотские – это те, кто является рабом своих страстей, как та девушка. Они даже не замечают в себе эту греховную привычку или попросту заглушили свой голос совести, чтобы грешить в свое удовольствие и не чувствовать ее угрызений. И только осознание своей страсти и искреннее покаяние и попытки исправиться могут приблизить человека ко спасению, подобно благоразумному разбойнику на кресте, который покаялся и обрел спасение во Христе.
Люди второй категории – это борющиеся со своими страстями. Это вторая ступень в борьбе с грехом. Как советует преподобный Иоанн Лествичник, бороться с грехом нужно противоположной ему добродетелью. Человек, расположенный ко гневу, может спастись, если будет творить благо своему оппоненту, молиться за него, как и заповедал нам Христос: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). А склонный к осуждению должен мысленно пытаться оправдывать всех, кого хочет осудить. Так же, как мы оправдываем себя, если совершаем что-то плохое, чтобы успокоить свою совесть. И борющихся уже точно не оставит Господь и будет им помогать.
Наконец, люди совершенные – это те, которые владычествуют над страстями. Конечно, страсти у них есть, но они держат их под контролем. Таких в истории было совсем немного. Разумеется, речь о святых. Конечно, не всем доступен такой уровень контроля над своими желаниями и душой. Нам, грешным, хорошо бы и на второй ступени держаться, не падая.
Но самое главное, что мы можем усвоить из Евангелия и творений святых отцов, – победить эти страсти сам по себе человек не способен. Без Божьей помощи тут никак не обойтись. Если человек решает без Бога бросить вызов самому себе и исправить какую-то негативную, страстную сторону своей личности, то да, он может достигнуть успеха. Внешне. Однако в духовном плане эту негативную часть просто заменит гордыня: я это сделал, я молодец, я особенный и лучше многих окружающих, подобно евангельскому фарисею из притчи (см. Лк. 18: 9–14). Невозможно самостоятельно победить в себе страсти, это под силу только Богу.
Однако человек и сам должен прилагать усилия: если он сам не пытается потрудиться над собой, то и Господь не станет мешать его свободной воле. Важно помнить, что мы не марионетки в Его руках. Бог дал нам свободу и указания, как жить в согласии с Его волей. И человек сам может и должен делать свой выбор. Необходимо регулярно молиться, приступать к таинствам Исповеди и Причастия, чтобы не отступать от Бога и быть в общении с Ним. А также стараться не допускать в себе зла и творить добро и милостыню.
Если говорить об общих принципах борьбы со страстями, то можно выделить следующие шаги:
Осознание своих страстей. Первым шагом к борьбе со страстями является осознание их наличия. Каждому необходимо понимать, какие именно желания и привычки начали тобой обладать и вызывать у себя самого или окружающих негативные эмоции, какие действия человека приводят к их усилению. Важно научиться распознавать свои страсти и стараться не поддаваться им.
Обращение к Богу. Древняя поговорка гласит: «Без Бога – ни до порога». Без Божией помощи справиться со своими грехами и страстями невозможно. Свою совесть мы легко можем заглушить, а успехами возгордиться. Помня, что мы немощны перед грехом, нужно обязательно начать духовную жизнь. Многие, конечно, пытаются оправдать свою самостоятельность, мол «Бог у меня в душе, а храмы – это просто бизнес, основанный на вере, и платить я им не хочу». Такое мнение, вернее даже – оправдание, есть у многих мирян, которые просто ленятся начать свой православный путь. Но чтобы прийти в храм, деньги не нужны.
В православии никто никого не заставляет приобретать свечи или заказывать особые молебны. Самое основное в храмах всегда было и будет бесплатным. Молиться на службах о себе и близких – бесплатно, исповедаться – бесплатно, причаститься – бесплатно. Все зависит только от вас: хотите ли вы? Готовы ли вы начать работу над собой и своей жизнью? Это труд, долгий и упорный, длиною в жизнь. Не без радостей, но и не без препятствий. Святые отцы говорили, что храм – это больница для духа и души и исцеление как тела, так и души, требующее времени и усилий. Одной таблеткой хронические болезни тела не вылечить. С душой – принцип тот же.
Следующий шаг: найти близкого по душе священника. Все священники – люди. У каждого из них свой темперамент, характер и свои грехи. Не бывает врача, который не болеет. И как со всеми людьми: с одними общение складывается легко и просто, с другими – не очень. Благо, что сегодня храмов много и священников в них, соответственно, тоже. Кому-то нужен строгий наставник, кому-то – легкий в общении и открытый. Найдите того, с кем вам будет просто и легко говорить о своей духовной жизни.
И конечно, если с вами рядом будут понимающие вас близкие люди, то и вы сможете им доверить свои переживания и страхи. Любовь и взаимная поддержка – неотъемлемая часть духовной жизни. Об этом говорил и Господь: «По тому узнáют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35).
В заключение скажу так. Страсти доставляют несчастье и самому человеку, и его близким. Борьба со страстями требует времени, усилий и терпения. Но если трудиться над своей духовной жизнью, можно не только приблизиться к спасению в Царстве Небесном, но уже здесь, на земле, жить более счастливой и гармоничной жизнью.
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм