Аскетизм (дух подвижничества и воздержания), как известно, – это особый образ жизни православных христиан. Он основывается на Священном Писании и по сути своей есть подражание образу жизни Христа. Следуя словам Господа нашего Иисуса Христа – «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21), – а также примеру Пречистой Богородицы, Иоанна Предтечи и святых апостолов, тысячи подвижников с древних времен стремились максимально приблизиться к идеалу целомудренной, нестяжательной и молитвенной жизни. Сочетая в себе аскетический подвиг, мудрость и особые духовные дарования, свидетельствующие о присутствии в их душах Духа Божия, многие из них внесли неоценимый вклад в формирование религиозного опыта Церкви.
С конца XX века в России милостью Божией стала возрождаться церковная жизнь. Однако сегодня в начавшемся процессе духовного возрождения наблюдается спад. В частности, меньше православных христиан посвящают себя сугубо подвижнической жизни, а в монастыри приходит все меньше послушников, поскольку многим современным людям трудно предать себя в совершенное послушание. Связано это с тем, что в современном информационном потоке человек начинает терять себя, и в сознании многих людей ценности меняются не в лучшую сторону. Теоретически многие наши современники считают себя такими же верующими людьми, как и прошлые поколения, а на деле проявляют полное безразличие к вере. Высшей нравственной ценностью для них становится удовлетворение личных желаний и потребностей, то есть то, что, по мнению святых отцов, является любовью к себе.
Кроме того, появляются мнения и высказывания, что в условиях современной цивилизации аскетизму и духу воздержания пришел конец. Идее подвижничества, которую предписывает Евангелие, противопоставляются мрачные и унылые разговоры о конце света. Подобные вызовы современности были всегда, сегодня они лишь приобретают новые формы. И чтобы противостоять этим вызовам современности, прежде всего необходимо четкое осознание наличия аскетизма в жизни Церкви.
Сегодня по-прежнему стоит вопрос о духовном возрождении и нравственном оздоровлении человеческого общества, а монашествующие и подвижники-миряне, как известно, во все времена воспринимались как некая духовная сердцевина общества и как благоприятнейший путь к духовному совершенству христианина. Основой в аскетическом делании является духовный опыт святых отцов Церкви.
«Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания учеников» авторства преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка – одна из жемчужин духовно-аскетической литературы. Мы очень мало знаем в подробностях о жизни этих великих аскетов. Тем не менее такое замечательное творение, как «Руководство к духовной жизни…», указывает на то, что преподобный Варсонофий Великий, посвятивший свою жизнь делам воздержания и молитве, достиг при содействии благодати Божией духовного совершенства и опытного богопознания.
«Руководство к духовной жизни…» – не сухой теологический трактат, но практическое вспомоществование для ищущих духовного совершенства, и отличается оно конкретным подходом к решению насущных вопросов духовной жизни. Учение преподобного Варсонофия Великого излагается в форме вопросов духовного сына к своему духовному отцу и ответов последнего на поставленные вопросы. Должно отметить, что даже сама эта форма изложения учения святого Варсонофия утверждает величайшую важность и необходимость духовного руководителя на пути христианского совершенствования.
С чего начинается сей путь духовного преуспеяния? Какова первая ступень, и другие последующие? В учении преподобного Варсонофия Великого мы находим обо всем этом довольно четкое и убедительное изложение.
Учение преподобного Варсонофия Великого о духовном совершенствовании, содержащееся в его ответах и явившееся плодом благодатных Даров Святого Духа, приобретенных им подвигом христианской жизни, демонстрирует сущность христианского подвижничества. Этот путь, ведущий к обретению духовного и нравственного совершенства, заключается в исполнении фундаментальных евангельских добродетелей: покаяния, поста, молитвы и смирения. Исполнение этих добродетелей, составляющее смысл христианской жизни, ведет подвижника к духовному спасению. Стяжание Святого Духа является для христианина признаком истинности пути, мерилом всякого явления духовной жизни, целью его повседневной молитвы и аскетических подвигов.
Значение наставлений преподобного Варсонофия заключается в том, что в его руководстве описан во всей целостности путь христианской аскезы и воздержания, завершающийся духовно-нравственным совершенством, достижением Царства Небесного. Сам преподобный Варсонофий так описывает назначение своих наставлений: «Я написал тебе все от альфы до омеги, от устроения новоначального до совершенства, от начала пути до его конца, от совлечения ветхого человека с похотями его до облечения в нового, созданного по Богу, начиная с того, чтобы быть чуждым земли чувственной, до того, чтобы сделаться небожителями и наследниками земли обетованной».
Христианское совершенствование, с точки зрения святого Варсонофия, заключается в непрекращающейся аскезе. Преподобный говорит о следовании по сложному и трудному пути подвижнической жизни, где встречаются лишения, искушения, падения, и которая завершается духовным восстанием.
Его учение весьма важно и ценно для всякого христианина как духовное руководство к опытному усвоению евангельских истин и практическому построению своей жизни по образцу, данному в Господе нашем Иисусе Христе.
Иерей Антоний Русакевич
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм