Каждый несёт свой крест в одиночку. Кто-то с надрывом, кто-то вприскочку. Кто-то гордится им. Кто-то страдает. Кто-то перед собою толкает. Не поменять и не скинуть креста. Не отсидеться тихонько в кустах. Долог ли путь, и куда он ведёт – знать не дано никому наперёд… (Надежда Капкова)
Есть у меня знакомый, зовут Алексей. Мужчина 47 лет, одинокий. Живет в «двушке» с мамой-инвалидом, о которой, кстати, трогательно, с любовью заботится. И вот он считает себя праведником.
Так и говорит: «Я живу праведной жизнью, потому что я девственник, как святые апостолы. Моя жизнь полностью посвящена маме. Не пью, не курю. Соблюдаю Божьи заповеди, все православные праздники и поминовения. Читаю Священное Писание».
Я ему в ответ: «А почему, Алексей, в храм не ходишь? Дорогу к Богу забыл… Не исповедуешься, не причащаешься…». На что мой оппонент возражает:
«В храм не хожу, потому что дома есть Интернет. Включаю богослужение и смотрю себе! А исповедь мне не нужна, потому как я безгрешен».
Если присмотреться, ведь таких чудиков вокруг нас хватает. И странно мне это, и непонятно, как человек, православный христианин, всерьез изучающий Писание, может так вознестись?
Как тут не подумать о том, что не случайно у замечательного слова «праведник» есть еще и второй, так сказать, уничижительно-ироничный смысл? Когда люди в глаза говорят человеку: «Тоже мне праведник!».
- Почему такое происходит с верующими – не нам судить. А вот праведник или нет живущий рядом – определять всё-таки нам.
Вспомним, что праведниками в православии испокон веку считали юродивых, святых и просто мирян, которые прославились прежде всего строгим исполнением Божьей воли.
А главный признак праведности – это, конечно же, смирение. Сам Иисус в Евангелии называет себя «кротким и смиренным сердцем». (Мт., XI, 29). И каждого христианина призывает научиться у Него этому качеству.
Потому и апостол Павел писал филиппийцам: «в вас должны быть те же чувствования, какие во Христе Иисусе. Он, будучи Образом Божиим… унижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти… Посему и Бог превознес Его…». (Фил., II, 5–11).
Праведными были родители Богородицы – Иоаким и Анна. И ветхозаветный Ной тоже был праведны. Святым праведным являлся Иоанн Кронштадтский – «Всероссийский батюшка».
А может ли человек, живущий, по его личному мнению, праведно, называть себя праведником? Думается, всё-таки нет. Даже великие святые отцы такого себе не позволяли, искренне считая себя «последними грешниками».
Святой праведный Алексий Мечёв писал:
Содержание статьи:
- 1 Святой праведный Алексий Мечёв писал:
- 2 Очень любопытное мнение о праведниках высказал в свое время протоиерей Димитрий Смирнов:
- 3 Читайте также:
- 4 Дорогие друзья, читайте, изучайте Священное Писание! Не забывайте молиться Господу, Пресвятой Богородице, своим святым и Ангелам-хранителям! Никогда, ни при каких обстоятельствах не сдавайтесь! Будьте счастливы и здоровы!
«Среди искушений не смущайся. Кто посылает случай к сражению, Тот даст силы к победе. Будь спокоен духом, уповай на Бога; если Бог за тебя, то кто против Тебя?».
Очень любопытное мнение о праведниках высказал в свое время протоиерей Димитрий Смирнов:
– Дело вот в чем, как это ни печально, но на Земле праведников нет. Есть только люди, которые считают себя праведниками. По статистике, 64% американцев считают, что у них хорошие шансы попасть в рай. Это они считают себя праведниками. Людей с таким сознанием в раю нет. Потому что если человек считает себя праведником, значит, этот человек находится в самообольщении. В чем это выражается? В том, что он не видит свой грех.
А учитель Церкви Пётр Дамаскин говорил, что когда увидишь свои грехи, как песок морской, знай, что ты положил начало покаянию. Это еще не покаяние, но это уже правильное, реальное понимание самого себя. Потому что очень важно каждому из нас поставить себе диагноз. Вот когда мы спорим с кем-то, что-то доказываем, свою правоту, мы ещё не видим своих грехов, потому что когда человек понял, что он грешник, он сидит тихонько и вообще никого не осуждает. Потому что осуждающий другого похож на горбатого, который пальцем показывает на другого: "Вон кривой пошел".
Заслуживает внимания и мнение руководителя сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадия (Войтишко), которым он поделился в интервью радио «Вера»:
– Будучи святым, святой — это не безгрешный, безгрешен, без греха только один Господь — Бог. Будучи святым, это слово святость, святой — это означает слово, принадлежащее Богу, то есть вот это еврейское слово «кадош», «кадеш» означает принадлежность Богу и никому и ничему иному. Так вот, каждый святой, то есть тот, кто принадлежит Богу, он праведен, он праведник. И для еврейского нарратива, если мы говорим уже про Ветхий Завет, историю Ветхозаветную, как-то более свойственно говорить о праведности прежде всего, хотя и «кадеш» и святость, она тоже подразумевается в отношении людей. И, между прочим, замечу, что именно о праведниках мира, например, говорят о тех людях, которые спасали евреев в годы Холокоста. Тоже интересный такой момент. Так вот, если мы вернемся к нашей церковной традиции, да, можно поставить знак синонимичности, наверное, созвучия, скажем, понятия праведность и понятия святость. Это вот как бы разные ракурсы, может быть, даже не разные, но это вот огранка одного и того же бриллианта.
Хорошо сказано, да? Урок для многих из нас, чтобы не возвышали сами себя, невольно впадая в гордость и самолюбование.
Читайте также:
Птица-синица: история девочки, для которой чужие люди стали мамой и папой
Псалмы о помощи детям!Что такое псалом?Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева.