Евгений Николаевич Погожев (21.04.1870–13.02.1931) – русский публицист и религиозный писатель, канонизированный Русской Православной Церковью Заграницей в лике мучеников. Он прожил жизнь, полную неожиданных поворотов, и оставил заметный след в литературе, работая под псевдонимом Евгений Поселянин. Его отец Николай Александрович был врачом, своим усердным трудом заслужил личное дворянство. Но по стопам родителя Евгений не пошел, блестяще окончив московскую гимназию, поступил на юрфак. Он был духовным сыном преподобного Амвросия Оптинского, по благословению которого стал писать «в защиту веры, Церкви и народности». Евгений Николаевич был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации и в 1931 году расстрелян. Его произведения, до того запрещенные, после распада СССР стали привлекать внимания широкой православной общественности.
Библиография писателя насчитывает несколько десятков произведений. Дебютом Поселянина стали книги «Ясные дни» и «Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская земля», подаренные им императору Александру III. Особняком стоит его книга «Старец Амвросий», рассказывающая о нелегкой судьбе святого и его тяжелом кресте, который он нес всю жизнь ради Христа
Одной из самых известных в наше время работ Поселянина можно считать рассказ «Николка». Это короткое психологическое произведение рассказывает о женщине, отдавшей на съедение волкам своего пасынка. Мальчик буквально чудом Божиим был спасен от страшной смерти. Детям Евгений Поселянин посвятил немало своих произведений: «Святочные дни», «Спасенный мальчик», «Святая юность», «Кто первым вошел в рай?», «Радетель земли Русской. Алексий Московский. Детство и юность».
Вообще жанру, в котором пишет Евгений Поселянин, трудно дать четкое определение. С одной стороны, он пишет о святых, и на первый взгляд может показаться, что он занимается агиографией. Между тем автор описывает жизнь Богородицы, Ее иконы или целые жития святых совершенно разных эпох (от первых христианских подвижников до светочей Русской Церкви XVIII века) в художественной форме либо в собственном изложении. «Богоматерь на земле», «Божья рать», «Пустыня», «Избранные жития святых», «Святые вожди земли Русской», «Русская Церковь и русские подвижники XVIII века», «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и русские подвижники XIX века» – вот лишь некоторые книги Евгения Николаевича на эту тему. Поселянин много ездил по святым местам России, а потом написал: «Русская душа, несомненно, носит на себе, предпочтительно пред людьми других народов, печать какой-то особенной помазанности, какого-то избрания, какой-то ярко выраженной небесности…»
Смысл творчества Поселянина заключается в обращении в православную веру людей, далеких от Бога. Писатель хотел показать красоту и глубину христианского подвига в повседневной жизни. Поселянин не использует ни обличительный моралистический тон, ни говорит языком эсхатологии. Он показывает преображение внутренней жизни своих героев. Представитель русской религиозной философии Николай Лосский писал: «Возвышенный характер русской литературы общеизвестен. Искание абсолютного добра, смысла жизни, обличение зла, глубокое проникновение в тайники душевной жизни человека, воспитательный характер русской литературы – все эти высокие свойства ее несомненны».
Бывает трудно дать строгую классификацию трудам Поселянина, поскольку одни и те же произведения неминуемо попадают сразу в несколько категорий. Так «Святые вожди земли Русской», кроме собственно агиографической темы, имеют и историческую составляющую. Славной истории нашей страны и народа у автора посвящены «Сто лет назад. Воспоминания о 1812 годе» и «Краса русской армии братья Панаевы». Воздает почести Поселянин и мыслителям, например, поэту Аполлону Майкову и философу Константину Леонтьеву.
В «Идеалах христианской жизни» автор рассуждает, в действительности ли та жизнь, которую ведут его верующие современники, соответствует тем идеалам, которые заповедал нам Христос. Еще в предисловии Поселянин предлагает использовать мощный прием: представить, что Спаситель вновь оказывается среди людей, наблюдая за современной действительностью. Надо сказать, что этот метод очень хорош для личного трезвения и духовного роста: представлять, что Господь оказывается в нашей жизни в качестве собеседника, гостя, коллеги, приятеля… Бог становится не отдаленной абстракцией, а приближается к нашему пониманию в качестве воплощенной личности. Собственно, именно для этого однажды Сын Божий и сошел на грешную землю – чтобы люди ощутили Его присутствие и через встречу Богочеловеком мобилизовали свои духовные ресурсы для изменения, совершенствования, преображения.
Пожалуй, одним из важнейших достоинств книг автора можно назвать их сфокусированность на уже упомянутом внутреннем преображении человека без морализма и экзальтации, без нравоучений и возвышения писателя по отношению к читателю. Думается, что такой подход всегда будет актуальным, отсекая лишнее в диалоге с аудиторией, которой, вне зависимости от эпохи, всегда нужна будет здоровая пища для размышлений о том, в чем суть нашего христианства и что по-настоящему важно, когда речь заходит о духовной жизни.
Владимир Басенков
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм