В понедельник, 26 февраля, прошла десятая беседа из цикла «Четьи-Минеи». Лекция была посвящена житиям преподобных Прохора и Исаакия Печерских.
Преподаватель вновь обратил внимание слушателей на первую фразу в повествовании. Житие Прохора Чудотворца, Лебедника, начинается с напоминания о том, что Бог попускает наказания на род человеческий для его вразумления. При этом в наступающих бедствиях Господь не перестает миловать людей.
Александр Николаевич объяснил, почему преподобного Прохора прозвали Лебедник: кроме этой горькой травы он не вкушал иной пищи, за исключением просфор. Со временем за терпение подвижника в воздержании Господь стал претворять вкус лебеды в сладкий. Прохор жил практически как птица, единственным его имуществом являлись запасы перемолотого растения, за которые он себя корил: «в сию ночь, душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12: 20).
Лектор рассказал о прославлении Прохора: Господь послал голод на Русь, но благословил урожай лебеды. Народ стекался к угоднику Божию за хлебом из этой травы. Александр Николаевич заметил, что, когда люди пекли хлеб сами или воровали его у Прохора, то он был горьким. Затем Господь послал новое бедствие – повсеместное исчезновение соли, но по молитвам Прохора, зола превращалась в соль. Из зависти князь выкрал у святого столь дорогой продукт, но соль вновь стала пеплом. Правитель устыдился, покаялся и больше не причинял никому зла. Так праведность одного монаха исправила правителя и помогла народу.
Далее профессор Ужанков перешел к разбору жития Исаакия Затворника, в котором также сделал акцент на первой фразе: «Невозможно избегнуть человеку искушений». Будущий святой раздал все имение, принял постриг и вел суровую подвижническую жизнь: обитал в тесной келье, не спал на боку, бил ночью поклоны, носил власяницу, ел только просфоры – и то через день. Однажды к нему пришли бесы в облике Христа и ангелов. Исаакий, соблазнившись мыслью своего достоинства божественного видения, поклонился без ознаменования себя крестом и молитвы. Падшие духи поколотили подвижника и два года держали его в расслаблении умом и телом. На третий год по молитве преподобного Феодосия Исаакий исцелился от прелести и стал жить строго по монашескому Уставу. Со временем он начал юродствовать и снова переселился в пещеру, но отныне надеялся не на свои силы, а на Христа.
Лектор подчеркнул, что чудесам предшествует духовное делание и творит их не подвижник, а Сам Господь. «Человек, искушенный напастями врага, просвещается пред Богом своими добрыми делами, как яркое дневное светило», – процитировал он агиографа Димитрия Ростовского.
Александр Ужанков
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм