Ирина Дмитриева
Но мы все мчимся, бежим, суетимся… Большие города, большие планы, большие иллюзии в отношении своей незаменимости, своей значимости, своей исключительности… А надо всего-то остановиться. Отключиться от суеты окружающего мира и уйти в себя в полной тишине мыслей с одним только вопросом: «Господи, где Ты?». Или, как Закхей, бросив все, как мальчишка, мысленно взлезть на свою «сикомору»: «Господи, где Ты?». Не было случая, чтобы Он кого-нибудь когда-нибудь не услышал.
____________________________________________________________________________
Иерихон имеет славную историю. В Ветхом Завете читаем, что это был первый город, взятый израильтянами под предводительством Иисуса Навина при вступлении в Землю обетованную. Его каменные стены и башни считаются практически первыми исключительно военно-оборонительными сооружениями (построены за 8 тысяч лет до Рождества Христова). Именно они пали на седьмой день от звука знаменитых иерихонских труб.
Город расположен в 37 км от Иерусалима. Здесь Архистратиг Божий Михаил явился Иисусу Навину. Пророки Илия и Елисей посещали этот город. Недалеко от Иерихона был вознесен на небо пророк Илия. «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 11).
В 9 веке до Рождества Христова в центре города стоял дом бедной сонамитянки, больного сына которой исцелил пророк Елисей. С тех пор и по сей день здесь бьет святой источник. Когда-то по дороге в Египет здесь останавливалось Святое семейство. Позднее на этом месте стоял дом Закхея, сборщика податей, который Господь посетил накануне Своих крестных страданий. Отсюда Он и направился в Иерусалим. Сейчас там стоит православный греческий монастырь в честь пророка Елисея. Стараниями монахов сохранилось дерево, на которое взлез Закхей, чтобы увидеть Господа.
Мы вошли в уютный двор монастыря, где нас приветливо встретил иеромонах-грек. После осмотра храма мы собрались у знаменитой сикоморы. «И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал увидеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью» (Лк. 19: 2–6)
О, благословенная сикомора! Если бы мы могли так, как Закхей, забывая обо всем на свете – о своем положении, о земном назначении и возрасте, наконец, – вот так же ринуться на дерево, возжелав лицезреть Христа, хотя бы на мгновение коснуться взглядом и на вечность запечатлеть Его Пречистый Лик в своем сердце и вдруг услышать: «Спускайся, ныне Я посещу твой дом». Если бы каждый из нас смог услышать Его зов: «Сыне, дай Мне сердце твое, и Я сотворю в нем Царствие Небесное».
Но мы все мчимся, бежим, суетимся… Большие города, большие планы, большие иллюзии в отношении своей незаменимости, своей значимости, своей исключительности… А надо всего-то остановиться. Отключиться от суеты окружающего мира и уйти в себя в полной тишине мыслей с одним только вопросом: «Господи, где Ты?». Или, как Закхей, бросив все, как мальчишка, мысленно взлезть на свою «сикомору»: «Господи, где Ты?». Не было случая, чтобы Он кого-нибудь когда-нибудь не услышал.
Мамврийский дуб
Мы долго ждали, когда откроют ворота монастыря. Местные ребятишки прыгали вокруг машин, заглядывали в окна, с любопытством рассматривая нас, как в цирке. Мы прекрасно понимали – для них это редкое развлечение, экзотика. Последнее время паломникам все реже и реже удается попасть на арабские территории, а Хеврон – город арабский.
Этот древнейший из городов, упоминаемых в Священном Писании, расположен примерно в 40 км к югу от Иерусалима. Хеврон по-арабски называется Эль-Халим. Это имя Авраама, означающее «любимец» (Божий). Хеврон стоит в ряду четырех главных мест поклонения мусульман. Ну, а для христиан…
Ворота распахнулись, и мы проехали на территорию монастыря.
Мамврийский дуб, или то, что от него осталось, – когда-то исполин, а теперь остов, перехваченный металлическими скобами, словно ремнями, и поддерживаемый огромными железными костылями для устойчивости, принимал нас как хозяин этих мест и свидетель многих исторических событий. Под роскошными когда-то ветвями этого дуба был раскинут шатер Авраамов, и здесь Господь Бог явился ему в лице трех ангелов. Авраам, как добрый хозяин, предложил гостям отдохнуть под сенью дуба, приготовил с помощью жены угощение, «сам же стояще пред Ними под деревом» (Быт. 18: 8). Стар, очень стар этот дуб, патриарх исчезнувших лесов Палестины.
Я с надеждой взглянула на маленький кустик в двух метрах от дуба, полностью засохшего, до самого основания.
– Это от его корня произросло? – спросила я сопровождавшего нас русского монаха.
– Нет, – услышала в ответ. – Это каменный дуб, не имеющий к Мамврийскому никакого отношения.
Осторожно потрогав его колючие листики, я как-то сразу поверила, что он каменный.
– А что, на Мамврийском дубе ни одного листика, ни одной веточки?
– Ни одного, – как-то печально ответил монах.
– Так что, все? Конец? – подразумевалось – всему миру.
– А вы больше о своей душе задумывайтесь, а о сроках Бог ведает.
– Понятно… – протянула я.
– А эти два дуба рядом зовутся Сара и Исаак, – закончил свою маленькую экскурсию наш соотечественник.
Всю обратную дорогу я вспоминала его задумчивое лицо и размышляла: «Наверное, тоскует по России… Ну, не о конце мира же его печаль, ведь сроки "Бог ведает"!» «Точно, тоска по Родине, – сделала я наконец заключение. – Да иначе и быть не может».
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм