В огромном мегаполисе воспоминания о селах и деревнях кажутся немного наивными. Когда все это было? Но часто оказывается, что современная часть города, даже центральная, вдруг рассказывает о своем «простом происхождении». Так, о селе Кудрино, которое не было «простым», нам напоминают площадь, улица, переулок да храм Рождества Христова в Кудрине. Древний храм, которого нет.
Храм Рождества Христова, стрелецкий
Содержание статьи:
Рождественский храм был построен в 1642 году, как и многие другие церкви тех времен – из дерева. Более точной даты его возникновения история не сохранила. А вот место смогли восстановить еще в XIX веке – Трубниковский переулок.
Первое упоминание о Рождественском храме с приходом в 500 человек относится к 1643 году, оно содержалось в окладных церковных книгах Патриаршего приказа. Это были документы, хранившие информацию о распределении сборов различного вида, что были установлены с 1632 года и брались с храмов на нужды местной епархии и даже государства. Церковь Рождества Христова платила «5 рублей 18 алтын 4 денги».
Интересен тот факт, что храм считался стрелецким и строился на средства стрельцов. К сожалению, архивы Стрелецкого приказа уничтожил московский пожар 1737 года. Однако известно, что стрелецкие полки располагались вблизи городских укреплений и образовывали слободы, которые разрастались и соединялись с другими слободами, находившимися по соседству. Стрелецкая слобода имела свой храм, рядом с ним – площадки для смотра стрельцов, съезжие или приказные избы (канцелярия воеводы), казенные амбары. Вот почему в названии Рождественской церкви имелись уточнения: в 1643 году – храм в Земляном городе, в «Денисове приказе Золотарева».
Земляной город – территория Москвы, вошедшая в ее состав в 1590–1595 годах внутри крепостных стен с 34 башнями Земляного города, то есть современного Садового кольца. В XVII веке название «приказ» употреблялось и для обозначения стрелецких полков. Приказ делился на две части: судей, занимавшихся решением проблем, дьяков и подьячих, ведавших делопроизводством. Приказы в стрелецкой слободе носили имена начальников или полковников, одним из которых был Денис Золотарев. В 1657 году появляется новое название – храм «В стрелецкой слободе в Иванове приказе Ендогурова».
В 1658 году церковь Рождества Христова называется уже по-другому – «за Арбатскими воротами, за Смоленскими воротами», к которому в 1681 году прибавляется уточнение «у Земляного города». Существует предположение, что с XVI века часть Земляного города называлась Арбат. Что касается ворот, то были они воротами Белого города. А уточнение «Смоленские» появилось в апреле 1658 года после переименования, связанного с Указом царя Алексея Михайловича, ведь отсюда начиналась дорога на город Смоленск.
Но со временем старое название вернулось. А Арбатские ворота разобрали последними из всех ворот, в 1792 году.
«Близ Поварской»
В XVI–XVIII века соседями стрельцов были повара, хлебопеки, скатертники, чашники, ножовщики и другие мастера, служившие на царской кухне. Поварская или «кормовая» слобода находилась под стенами Белого города и простиралась между Арбатскими и Никитскими воротами. В XVII веке в ней насчитывалось около 350 дворов.
Но грядущий, XVIII век, изменил социальный характер этого района, который становится аристократичным: здесь селятся знатные и богатые люди и даже имеет свой дворец сестра Петра I Наталья Алексеевна. Место дворца сегодня – территория Столового переулка.
В это время начинается строительство церквей: в честь преподобного Симеона Столпника, святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, Ржевской иконы Божией Матери.
В 1693 году храм Рождества Христова «за Арбатскими воротами, за Смоленскими воротами у Земляного города» был разобран по указу Патриарха Адриана: «впредь церкви быть не велено». В указе говорилось и о необходимости оградить забором погост Рождественской церкви, что не было исполнено.
Храм перестраивается в камне, при этом меняя свое расположение. Дело в том, что по указу была разобрана еще одна деревянная церковь, находившаяся неподалеку – Софийская, также имевшая кладбище. Ее судьбу решила чума 1654 года.
Предположительно на этом месте и возвели новый Рождественский храм. Так он встал дальше от Садового кольца.
В 1709 году в храм пробрались воры, ущерб был довольно большой. Но сильные московские пожары 1737 и 1748 годов обошли его стороной. В 1722 году у храма имелся придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1758 году в правой апсиде появился маленький придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Он был устроен стараниями прихожанина Г. Х. Михайлова для служения по его родителям ранних литургий. Интересно, что в Историческом музее хранится «План двора титулярного советника Григория Крисантьева Михайлова в приходе церкви Рождества Христова, в 3-й команде Земляного города. 1751 г.».
В XVIII веке храм Рождества Христова стал называться «В Поварской». Однако на этой улице он не стоял и даже отделялся целым рядом домов с земельными участками. Главный вход был обращен на Трубниковский переулок, второй – выходил на Новинский бульвар. Но самым верным названием было бы «близ Поварской, близ Кудрина». Таково мнение исследователей конца XIX века.
Архитектура каменного Рождественского храма
Архитектура Рождественского храма не отличалась изысками. Был он одноэтажным, пятиглавым, в виде корабля, с четырехскатной крышей. Имелась и трапезная под двускатной крышей, примыкавшая с запада. Высота стен церкви составляла 8 сажень, трапезной – 4.
Главы грушевидной формы располагались на тонких барабанах. К трапезной присоединялась шатровая колокольня, с пролетами в виде небольших окон, высотой 12 сажень. Изначально каменный храм имел три входа: с запада, юга и севера. В дальнейшем северный вход заложили.
«В Кудрине»
В 1782 году название храма Рождества Христова изменилось и приобрело уточнение – в Кудрине. Село Кудрино было не только большим и красивым благодаря окружающим его лесам, лугам и полям, но и имело славную историю. В давние времена его хозяином был Владимир Андреевич Храбрый, удельный князь Серпуховской, Дмитровский, Галицкий, Боровский и Углицкий. Он вошел в историю Руси не только благодаря своему родству с Великим князем Московским Иваном Калитой и Московским князем Дмитрием Донским, но и с 16 лет проявлял себя как храбрый воин, защищавший русские земли.
В 1410 году Владимир Андреевич Храбрый умер, и его земли по желанию вдовы Елены Ольгердовны перешли к митрополиту Киевскому и всея Руси Фотию (в Москве).
Митрополит Фотий в 1425–1431 годах основал Новинский Введенский Богородицкий монастырь, что на Бережках. Бережок в то время еще был в том месте, где небольшая, текущая из Бутырок речка Пресня впадала в Москву-реку. Свое владение, Кудрино, владыка Фотий подарил обители.
Вокруг монастыря существовали слободы, где стояли дома монастырских слуг, ремесленников, крестьян, так что стоит различать такие понятия, как слобода Кудрино и село Кудрино. Была и приходская церковь Иисуса Навина. В 1680-е годы в селе находился двор князя Василия Васильевича Голицына, дипломата и государственного деятеля, как раз на месте Кудринской площади.
В начале следующего столетия статус Кудрино вырос: владельцем села стал представитель семьи Нарышкиных – русский государственный деятель Александр Львович Нарышкин, двоюродный брат Петра I.
XVIII век решил судьбу Новинского монастыря. В 1764 году по велению императрицы Екатерины мужской монастырь упразднили, на что были свои причины. Введенский храм, снесенный в 1933 году, стал приходским, а бывшая монастырская территория превратилась в место для общественных гуляний на Пасху «под Новинским», каким и оставалось вплоть до середины XIX века.
В дни Отечественной войны 1812 года и после нее
В 1809 году казанский придел храма Рождества Христова был расширен, увеличены окна, поновлена живопись в оконных проемах, переложена печь. Это делалось на пожертвования прихожан – они собрали 683 рубля 98 копеек. Незадолго до Отечественной войны 1812 года церковь отремонтировали, а в июле, когда ожидался приезд государя в Москву, ее украсили и немного поновили: покрасили стены, двери, крышу, ставни и решетки на окнах. Средства на это выделили граф Д. И. Хвостов и другие прихожане.
Но началась война 1812 года. О тех временах осталось больше легенд, чем фактов, поэтому нет точных сведений, насколько сильно пострадала церковь. Согласно одной легенде, французы не разграбили храм: просто поленились искать ценности или подумали, что уже все вынесли до них. По другим предположениям, церковь была настолько сильно разрушена, что ее пришлось упразднить.
Однако существует отчет по сохранности церквей после нахождения войск Наполеона в Москве. В нем написано, что ценное имущество Рождественской церкви было спасено благодаря стараниям священников, зарывших иконы и утварь под полом. Но была повреждена железная кровля теплой части храма, которая упала на своды; повреждение получил и один из колоколов. При этом храм поделился своей утварью с другими церквями, сильно пострадавшими во время войны 1812 года. В частности, это был Архангельский собор Кремля и Покровский храм в Кудрине.
Существовала и еще одна причина закрытия Рождественского храма: почти все дворы в приходе сгорели, из 28 осталось 3. Значит, не было прихожан, способных содержать храм. Получалось, что он официально был закрыт, а паства приписана к церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Кудрине, но церковь продолжала служить. Службы, вечерни и утрени совершал диакон Покровского храма после того, как к нему обратилась с просьбой прихожанка Рождественской церкви Е. В. Зыкова, которая назначила и вознаграждение за службу.
В 1814 году прихожане церкви подали прошение архиепископу Августину о полноценном возобновлении богослужений и определении притча, но получили отказ с рекомендациями ремонта здания храма. В 1815 году после завершения ремонтных работ службы в нем не только возобновились, но и было возвращено переданное в другие городские храмы имущество.
В следующие 1817–1821 годы Рождественская церковь поновлялась и украшалась, что было постоянной заботой причта и прихожан. В 1822 году в Казанском приделе разместили новый иконостас.
В 1820–1830 годы во дворе отстраиваются деревянные одноэтажные дома причта. А в 1830 году происходит памятное событие: на колокольню поднимают большой колокол весом в 207 пудов 18 фунтов, отлитый на заводе купца Н. А. Самгина мастером А. Воробьевым. Для этого на колокольне был сделан новый дубовый брус с железными связями. Водрузили и четыре небольших новых колокола.
Через три года поправили и фундамент. Сумма в 500 рублей поступила по завещанию мещанина из Санкт-Петербурга И. В. Гаврилова. Стены местами расписывал живописец Лев Александрович Волков. К колокольне пристроили каменный сарай для склада церковных принадлежностей. В 1855–1856 годах отремонтировали стены.
Несмотря на все улучшения, в 1860 году стало заметно, насколько сильно обветшала Рождественская церковь. На стенах появились трещины, просел иконостас. Было принято решение о новом ремонте. В храме установили жертвенник, в котором позднее нашли коробочку. К ней прилагалась записочка о том, что это – святые мощи. Однако установить, кого именно, не удалось.
Собранные средства пошли на ремонт, длившийся довольно долго – с 1861 по 1881 год. В ходе ремонтных работ фасады потеряли наличники XVII столетия и стали гладкими. Изменил свое положение придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Трапезная осталась прежних размеров. В 1879 году в церкви появилась духовая печь, которая была крайне необходима: ведь большую часть года основной храм стоял закрытым, так как был холодным. Остальные части церкви не могли вместить всех желающих посетить богослужения.
В сентябре 1881 года состоялось освящение приделов, которое совершил архимандрит Макарий из Знаменского мужского монастыря, что на Старом Государевом дворе.
Очевидно, во время ремонта храм не закрывался. О том, что в нем проводятся службы, сообщалось в 1876 году в Московских епархиальных ведомостях. Кстати, в том году территория храма составляла 1918 квадратных сажень земли.
Церковная богадельня
В истории Рождественской церкви есть еще один интересный факт. В 1880 году при ней открылась одноэтажная богадельня для 12 престарелых женщин всех сословий. Средства на организацию богоугодного учреждения, а также дом своей супруги по духовному завещанию выделил купец, благотворитель, храмоздатель Иван Филиппович Бакланов. Дом Баклановых находился по адресу: Новинский бульвар, 28/35, стр. 1 (ул. Поварская 35/28), но не сохранился. Иван Филиппович в 1845–1865 годах был старостой храма. В 1861 году он умер. По его завещанию 50 000 рублей должны были пойти на открытие и содержание богаделен при двух московских храмах. Душеприказчиками стали его вдова и купец М. Н. Катышев. По их желанию богадельня при Рождественском храме называлась «Церковная богадельня, устроенная на средства умершего купца Бакланова». Обязанности по оказанию медицинских услуг взял на себя прихожанин Рождественского храма – коллежский советник, доктор С. В. Добров. Делал он это безвозмездно. Вторая богадельня появилась раньше, в 1875 году, при Никольской церкви в Пупышах.
В 1881 году храм продолжает поновляться и украшаться. В 1882 году храм обретает серебряный ковчежец с 38-ю частицами мощей, который 31 января был найден после поздней обедни на подсвечнике у храмовой иконы Рождества Христова.
В 1882–1883 годах строятся каменные церковные ворота на месте развалившихся деревянных, выходивших на Новинский бульвар. Средства в размере 300 рублей пожертвовала прихожанка В. А. Лихонина. На воротах находились иконы Тихвинской Богоматери и Рождества Христова в киотах. Пожертвования на работы и приобретение икон в сумме 300 рублей поступили от потомственного почетного гражданина А. Н. Дьячкова.
В 1885 году засияли кресты на храме и колокольне, вызолоченные червонным сусальным золотом. Купола были окрашены в голубой цвет. Все траты возместил староста храма Белкин.
В 1893 году на месте старой сторожки устраивается ризница со входом из храма и строится новый домик для сторожа. Многие работы выполняются безвозмездно, поступают и пожертвования от прихожан.
Вскоре разрешился вопрос о приведении в порядок главного храма: этого требовал иконостас, покрывшиеся копотью стены и своды алтаря, потускневшие иконы и настенная живопись. В итоге храм явился в новом прекрасном виде. Стены, купол, своды алтаря были расписаны. Впечатлял своей красотой иконостас. Появились новые иконы: одна из них – образ Спасителя на матовом стекле в позолоченном киоте. Другие иконы прошли реставрацию. Кажется, в храме не было ничего, что осталось бы без внимания и поновления. После завершения работ наместник Чудова монастыря архимандрит Товия совершили чин малого освящения, литургию и крестный ход вокруг храма.
Жизнь прихода храма Рождества Христова в Кудрине всегда была связана с ее прихожанами. Многие из них, меняя место жительства, не забывали о любимой церкви, приезжали на службы и делали пожертвования. О набожности прихожан храма говорит тот факт, что в Христорождественском приходе находились домовые церкви: церковь Воскресения Христова в доме П. А. Соймоновой, Знамения Пресвятой Богородицы в доме княжны А. М. Черкассовой (Беклемишевой), Спаса Нерукотворного образа в доме Е. П. Головиной.
1917 год – Октябрьский переворот
Октябрьский переворот не прервал богослужений в храме Рождества Христова в Кудрине. Но в 1922 году в храмах страны проходила конфискация ценностей – драгоценных камней и изделий из драгоценных металлов. Не избежала этой участи и Рождественская церковь. В апреле 1922 года она потеряла 8 золотников 24 доли золота, 5 пудов 9 фунтов 52 золотника серебра, 45 золотников 54 доли драгоценных камней.
В 1929 году возникла идея, что столице и стране нужен Дом-клуб Общества бывших каторжан и ссыльнопоселенцев. Эта организация была создана по инициативе Ф. Дзержинского, Я. Рудзутака, Е. Ярославского и других партийных деятелей. Общество занималось сбором, изучением, а также освещением материалов по истории тюрем при царском режиме, каторги и ссылок. В 1924 году при нем образовалась музейная комиссия. Для осуществления всех планов были необходимы здание и место для его строительства.
Закипели творческая мысль и революционный энтузиазм. В 1926 году разработку проекта «Дома каторги» доверили архитекторам Леониду и Виктору Весниным, которые представили его уже в 1927 году. В 1929 году началось решение вопроса, где его строить. Сочли, что идеальным местом для стройплощадки может стать Остоженка и Антипьевский (Колымажный) переулок, идущий параллельно Знаменке.
По непонятной причине приглянулась территория, на которой находится храм Рождества Христова в Кудрине, адрес которого на 1917 год был таким: Новинский бульвар, 40. В советское время адрес церкви изменился: Поварская, 33, вернее – улица Воровского. Таким образом, участок для строительства выделялся по улице Поварской, начиная от угла с Трубниковским переулком. Вокруг дома-клуба должен был вырасти новый жилой квартал. Строительство финансировал Совнарком, сумма была внушительной по тем временам.
Церковь обнесли забором. В 1931 году начался снос храма и прилегающих строений. Образовался пустырь, печальный своим напоминанием об уютном и любимом многими Рождественском храме. В 1934 году на его месте уже высилось здание клуба в стиле конструктивизма. Оно занимало место восточной части Рождественского храма и его двора с постройками.
Это было здание, словно собранное из группы параллелепипедов разной ширины и высоты, сочетавшее полотна глухих стен и стеклянных поверхностей. Дополняли картину лестницы в передней и задней частях здания. Огромные окна фойе несли свой идеологический смысл: открытость советской архитектуры и советского общества. По замыслу внутреннее пространство должны были украшать фрески, внешние стены – скульптуры. Проект музейного корпуса, который призван был гармонизировать сложный образ строения, не был осуществлен. Здание дома-клуба подверглось критике, после чего последовало решение изменить фасад. Но этому помещала… ликвидация Общества бывших каторжан и ссыльнопоселенцев. Начиналось время советских ссылок.
В 1936 году в той части здания дома-клуба, что выходила на улицу Воровского (Поварская, 33), работал кинотеатр «Первый». На фотографии того года на фасаде здания – реклама фильма «Однажды летом», а на фото 1947 года – картины «Весна». В путеводителе «Осмотр Москвы» за 1940 год написано, что в здании находится «Союзмультфильм» – крупнейшая мультипликационная фабрика СССР. После Великой Отечественной войны, в 1945 году, кинотеатр закрылся, а в 1946 году здесь разместился Государственный театр киноактера союзного значения. Размещение в здании кинотеатра и театра было вполне логичным. Дело в том, что в здании «Дома каторжан» находилось два театральных зала, кинозал, столовая.
В 1957 году настали новые перемены в жизни строения, возникшего на месте храма: в нем открылся Дом кино. Через 12 лет туда вернулся Театр-студия киноактера.
Память о храме
14 мая 2000 года на стене Центра театра и кино на Поварской (Театра-студии киноактера), слева от входа со стороны Поварской улицы, появился памятный знак, свидетельствующий, что на этом месте стояла церковь Рождества Христова в Кудрине.
Память о храме живет в фотографиях знаменитого альбома «Соборы, монастыри и церкви» московского предпринимателя Николая Александровича Найденова, выполнившего важнейшее «общемосковское дело». Благодаря Николаю Александровичу мы можем видеть исчезнувшие церкви и монастыри. Фотосъемку осуществляла лучшая в те времена фирма «Шерер. Набгольц и К˚в Москве, поставщик императорского двора».
Стоит сказать и о редкой книге Н. А. Скворцова «Храм Рождества Христова в Кудрине» (Москва: печатня А. И. Снегиревой, 1898).
А как не вспомнить роман Л. Н. Толстого «Война и мир»? Дом Ростовых на Поварской и храм, стоявший напротив усадьбы. Храм Рождества Христова в Кудрине… И пока мы читаем книги, рассматриваем фотографии, храм жив в нашей памяти и наших сердцах.
Ольга Сокиркина
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм