Святитель Лука Крымский
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, родился 27 апреля 1877 года в Керчи. При крещении получил имя Валентин. Он был одним из пяти детей семьи Войно-Ясенецких. Отца звали Феликс, и он был католиком, а мать – ее звали Мария – была православной верующей.
Святитель Лука, святой врач-хирург, автор таких трудов, как «Очерки гнойной хирургии» и «Регионарная анестезия». Награжден медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941–1945 годов». Лауреат Сталинской премии I степени за научную разработку методов лечения гнойных заболеваний и ран. Доктор богословия.
Святитель Лука прошел ссылки, лагеря. Его пытали «конвейером». Возможно, это многим известно. Познакомившись более детально и глубоко с его трудами, понимаешь, что этот перечень неполный. В проповедях и житии он открывается как некая «глыба». Это человек великого ума, большого сострадания и милосердия к людям, безграничного самопожертвования. Профессор мирового уровня – его трудами до сих пор пользуются врачи. Это человек пламенной веры, радеющий о неуклонном соблюдении церковных канонов. Истинный добрый пастырь и преданный друг и товарищ. Крепкий, добрый и любящий. Это воистину великий святой.
При жизни его помощь получили множество людей. Он не разделял людей на сословия, не искал себе лучшего места. Он оперировал богатых и бедных, оперировал даже и тех, кто был его врагом и гнал Церковь.
Преставился 11 июня 1961 года. За его гробом в Симферополе шла огромная толпа, и никакие попытки властей остановить людей и помешать им проводить святого врача в последний путь не были успешны. Люди готовы были лечь под автобусы, но не прекратить шествие за гробом святителя.
По рассказам и свидетельствам многих верующих, святой врач не оставляет нуждающихся в его помощи людей и после своей смерти. Он является пациентам перед операцией, по молитвам к нему исцеляются больные. Иногда хирурги отмечают присутствие какого-то доктора в старом халате, так искусно оперирующего.
Святитель Лука прошел трудный, мучительный путь. Его мужественная, сильная душа прошла через испытания огнем, железом и лишениями. Он потерял любимую жену. Его постоянно гнали, бесконечно сыпались доносы. Ближе к концу своего земного пути владыка Лука составил автобиографию. В то время он уже ослеп на оба глаза, и потому диктовал ее своей ассистентке, а она печатала текст на машинке.
Читая его автобиографию, сложно представить, через что прошел святитель. Удивительно то, что она написана без эмоций, и состоит больше из фактов. В ней не найдешь обвинения каких-то людей и жалоб на обстоятельства.
У владыки Луки присутствовал и юмор, и он с доброй иронией относился к далеко не простым ситуациям, в которые ставил его Господь. Чего стоит только его повествование о борьбе с клопами:
«По прибытии в Енисейск я был заключен в тюрьму в одиночную камеру. Ночью я подвергся такому нападению клопов, которого нельзя было и представить себе. Я быстро заснул, но вскоре проснулся, зажег электрическую лампочку и увидел, что вся подушка, и постель, и стены камеры покрыты почти сплошным слоем клопов. Я зажег свечу и начал поджигать клопов, которые стали падать на пол со стен и постели. Эффект этого поджигания был поразительным. Через час поджигания в камере не осталось ни одного клопа. Они, по-видимому, как-то сказали друг другу: “Спасайся, братцы! Здесь поджигают!” В последующие дни я больше не видел клопов, они все ушли в другие камеры».
Святой Лука находился в ссылках одиннадцать лет. Гонения, ссылки, неудобства какие-либо, скорби – это частый спутник жизни для святых. В страданиях Господь воспитывает душу, потому святитель Лука и озаглавил автобиографию именно так: «Я полюбил страдание». Искру высекает Господь из души, которая Ему верно служит, чтобы убелить ее паче снега. Есть мнение, что если на христианина нет никаких гонений и клеветы, нет неудобств, то что-то в его духовной жизни идет не так. Пока Господь смиряет обстоятельствами и людьми, значит, осуществляется Промысл о нашем спасении.
Батюшка Лука в одной из ссылок оказался в станке Плахино. Всего в станке было три избы. Находился этот станок в двести тридцати километрах к северу от Полярного круга. Вот как святитель рассказывает о этом опыте:
«Я остался один в своем помещении. Это была довольно просторная половина избы с двумя окнами, в которых вместо вторых рам были снаружи приморожены плоские льдины. Щели в окнах не были ничем заклеены, а в наружном углу местами был виден сквозь большую щель дневной свет. На полу в углу лежала куча снега. Вторая такая же куча, никогда не таявшая, лежала внутри избы у порога входной двери. Для ночлега и дневного отдыха крестьяне соорудили широкие нары и покрыли их оленьими шкурами. Подушка была у меня с собой. Вблизи нар стояла железная печурка, которую на ночь я наполнял дровами и зажигал, а лежа на нарах накрывался своей енотовой шубой и меховым одеялом, которое подарили мне в Селиванихе. Ночью меня пугали вспышки пламени в железной печке, а утром, когда я вставал со своего ложа, меня охватывал мороз, стоявший в избе, от которого толстым слоем льда покрывалась вода в ведре».
В таких условиях святитель жил больше двух месяцев. В житиях мы читаем о мужестве святых, о их добродетелях. Конечно, это правда. Редко упоминается о минутах слабости и уныния. А они, безусловно бывают. И одно из главных отличий святых людей – это то, что, упав, они снова встают и идут. Святитель Лука открыто рассказывает об одном из таких случаев, и когда читаешь об этом, батюшка Лука становится совсем родным. Ты понимаешь, что он такой же человек, как и мы. Жил когда-то и так же ходил по земле, причем не так давно. А значит, если и святые имели слабости, но справились, то и нам нужно поступать так же.
«В середине лета, не помню точно, в какой форме, я имел, как мне казалось, предсказание от Бога о скором возвращении из туруханской ссылки. Я ждал с нетерпением исполнения этого обещания, но шли недели за неделями, и все оставалось по-прежнему. Я впал в уныние, и однажды в алтаре зимней церкви, которая сообщалась дверью с летней церковью, со слезами молился пред запрестольным образом Господа Иисуса Христа. В этой молитве, очевидно, был и ропот против Господа Иисуса за долгое невыполнение обещания об освобождении. И вдруг я увидел, что изображенный на иконе Иисус Христос резко отвернул Свой пречистый лик от меня. Я пришел в ужас и отчаяние и не смел больше смотреть на икону. Как побитый пес пошел я из алтаря в летнюю церковь, где на клиросе увидел книгу Апостол. Я машинально открыл ее и стал читать первое, что попалось мне на глаза.
К большой скорби моей, я не запомнил текста, который прочел, но этот текст произвел на меня прямо-таки чудесное действие. Им обличалось мое неразумие и дерзость ропота на Бога и вместе с тем подтверждалось обещание освобождения, которого я нетерпеливо ожидал. Я вернулся в алтарь зимней церкви и с радостью увидел, глядя на запрестольный образ, что Господь Иисус опять смотрит на меня благодатным и светлым взором. Разве же это не чудо?!»
Владыка Лука утешает нас словами, которые он выстрадал на личном опыте:
«Мы увидим, что жизнь наша была удивительным образом направлена Богом к тому, чтобы, прожив эту жизнь, мы вошли в Царство Божие. Так происходит этот таинственный, Божественный процесс попечения Божиего о том, чтобы открылось в сердце нашем Царство Небесное. Будем же внимательны к тому, что происходит в жизни нашей; особенно будем остерегаться роптать на Бога, будем терпеливо переносить горести и страдания, ибо именно путем страданий созидается Царство Божие в сердцах наших. Будем всегда благодарить Бога за все доброе и за все злое, что испытываем мы в жизни нашей!»
Есть такая отговорка – «я не святой». Этим мы будто подчеркиваем, что не можем (или не хотим?) бороться со своими склонностями. Но если посмотреть дневники святых, станет понятно, что и они не всегда поступали идеально. Однако это не должно служить поводом для послаблений себе. Это должно, наоборот, стать поводом понять, что если и святой имел недостаток – и справился, то, значит, это возможно и для других. И для меня. И я тоже должен бороться со своими недостатками. Через такие примеры святые становятся ближе к нам, и мы можем найти для себя в этом утешение.
Ниже приведены слова святителя Луки в письме к старшему сыну:
«Я дошел до очень большой раздражительности и на днях перенес столь тяжкий приступ гнева, что пришлось принять дозу брома, вспрыснуть камфару, возникла судорожная одышка, – в таких условиях еще никогда не работал».
Он жалуется на грубый и неумелый персонал больницы. Врачи не знают основ хирургии. На его протесты никто не реагирует. Ему, хирургу с сорокалетним опытом, впервые пришлось столкнуться с подобным халатным и даже преступным отношением к своим врачебным обязанностям. Даже в госпиталях времен Русско-Японской и Первой Мировой войн подобного не было. Конечно, он переживал и выгонял нерадивых помощников из операционной. На него жаловались. Несмотря на эту заметку в его автобиографии, записанную с его слов, окружавшие его люди отмечали, что владыка всегда говорил спокойно и даже вполголоса. Если он испытывал раздражение, по всей видимости для других это не было заметно. Это пример смиренного человека.
Святитель Лука получил от Бога великие таланты. Он действительно был врач от Бога. Этот могучий и мужественный святой был врачом, лечащим не только тело, но и душу. Избранный сосуд Христа, будучи зрячим, ослеп на оба глаза. Можно предположить и многие духовные дары, которыми обладал пастырь. Уже ослепшим он спокойно ходил по комнате, служил Литургию. Так что многие не знающие его и не догадывались, что владыка не видит. Принимал больных и ставил диагнозы. Будучи незрячим, определял болезни лучше зрячих. Так исполнились на нем слова Христа. Врач телесный стал врачом и духовным.
Интересна одна из его проповедей, сказанная в Неделю об исцелении слепорожденного:
«Будем ли мы всегда следовать благородному примеру слепорожденного, будем ли уважать всякую благородную душу и с отвращением относиться к клевете на ближнего, ко всякому малодушию, ко всякой неправде? Вот чему учит нас благородный пример слепорожденного, исцеленного Господом Иисусом Христом. Заканчивается Евангельское повествование об этом изумительном чуде чрезвычайно глубокими и важными словами Христовыми. Господь, после того как слепорожденный поклонился Ему как Сыну Божию, сказал: “На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы”. Бывшие с ним фарисеи сказали: “Неужели и мы слепы?» – Господь ответил: “Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас” (Ин. 9: 39–41)».
О какой слепоте говорит здесь Господь Иисус Христос? Конечно, не о слепоте телесной. Он говорит о слепоте духовной. Он пришел в мир сей на суд, чтобы сделать невидящих видящими, а видящих – слепыми.
Что это значит? Как это: невидящие станут видящими, а видящие – слепыми? Что такое слепота духовная?
Это то, чем страдает большинство людей. Слепы те, кто не видит света, – это слепота телесная. Духовной слепотой страдают те, кто не хочет видеть Света истинного.
А где же Свет истинный?
Нам отвечает на это св. ап. Иоанн Богослов: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1: 9–11). Господь наш Иисус Христос – это сияние славы Отца, это тихий свет святой славы Отца Небесного. Вот где истинный Свет. Слепы все те, кто, по слову св. Иоанна Богослова, не принял Его, кто отказался видеть в Нем истинный Свет. Слепы те, кто закрывает глаза свои на свет Небесный Евангелия Христова. Слепы те, кто хочет своим умом, своими знаниями найти подлинный Свет.
Слепы те, кто питает уверенность в том, что если обладают они научным знанием и философским глубокомыслием, то познали истинный Свет и никакого другого света знать не хотят.
Для тех иудеев и фарисеев, которых обличал Господь Иисус Христос, единственным светом были книги Ветхого Завета. Они знали только тот свет, который воссиял от великого пророка Моисея. Они отвергали Свет Христов, они гнали Господа Иисуса Христа, они распяли Его и думали, что угасили этот истинный Свет. Но «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (1 Ин. 1: 5).
А кто же эти невидящие, которых Господь Иисус Христос пришествием Своим сделал видящими?
Вспомните святых апостолов. Ведь это были люди совершенно необразованные, никакого отношения к науке не имевшие. Эти простые рыбаки были темными и невидящими в глазах гордившихся своими знаниями первосвященников и фарисеев.
А скажите, кто же увидел и познал истину Христову, кто воспринял Свет Христов больше, чем святые апостолы, которые весь мир просветили светом Евангельского учения? Они были раньше невидящими, а потом преисполнились света духовного. Есть и ныне много людей темных, не просвещенных никакой наукой, философии не знающих. Это невидящие. Но сколько этих невидящих стали видящими, всё понимающими, познавшими сущность всех вещей, познавшими истинные цели и задачи жизни человеческой в свете Христовой истины?
Как же стали они видящими из невидящих?
Их озарил Свет Христов, Свет истинный, пришедший в мир. Они были те, кому дал Господь Иисус Христос власть быть чадами Божиими. А разве чада Божии могут быть слепыми? Нет, они самые зрячие, они больше всех людей знают истину, знают подлинный, истинный Свет.
Господь пришел для того, чтобы Своим Божественным светом затмить всякую суетную мудрость человеческую, всякий искусственный, коптящий свет, вознесенный самими людьми, полными гордости, самомнения, самопревозношения. Они полагают, что своим умом могут постигнуть истину. Этих, считающих себя видящими, Господь сделал невидящими, а людей простых, с чистым сердцем, приявших Святое Евангелие с полной верой, как маленькие дети принимают слова родителей своих, сделал зрячими.
Вы выставляете себя учителями народа и не считаете себя слепыми. Горе вам, потому что не понимаете, что слепы. Был глагол Божий св. пророку Иезекиилю: «Сын человеческий! ты живешь среди дома мятежного; у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слышать, а не слышат; потому что они – мятежный дом» (Иез. 12: 2).
К кому относились эти слова? Кого Господь устами пророка назвал «мятежным домом»? Эти слова относились к народу Израильскому, который то и дело отступал от поклонения истинному Богу и уходил на кривые пути язычества. Они были мятежными против Бога, они восставали против того Бога, Который сделал их избранным народом Своим, Который вывел их из плена Египетского. Они оставили Бога своего и поклонялись ваалам и астартам. Потому они оглохли и ослепли, не понимали правды, были глухи к словам истины. Потому они видя – не видели, слыша – не слышали.
Св. пр. Исаия вот что говорит о слепых духовно: «И поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути – прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их» (Ис. 42: 16).
Господь говорит о том, что слепых духовно Он поведет такой дорогой, которой они не знают совсем, а не той дорогой, которую они сами себе избрали, считая себя зрячими. Он поведет их неизвестными путями, о которых никогда они не помышляли, и сделает мрак, окружающий их, светом, и кривые пути их сделает прямыми.
И вот этот мрак, по слову пророка Исаии, Господь сделает светом. И с кривых путей выведет их на пути прямые: «Вот что Я сделаю для них и не оставлю их».
Поймем же мы эти слова Христовы и убоимся слепоты духовной, потянемся всем существом своим к Свету истинному. Только это и требуется от нас – чтобы мы отказались от своих собственных путей, которые измышляем сами, перестали устраивать жизнь так, как нам хочется, признали, что мы слепы, и всем сердцем обратились к Свету истинному, Господу нашему Иисусу Христу.
Этот истинный Свет, это сияние славы Отчей да озарит наши темные сердца».
Подготовила Виктория Дорофеева
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм