Иерей Антоний Русакевич
Свидетельство о Господе нашем Иисусе Христе и Его спасительном подвиге посредством проповеди как словом, так делом и всей христианской жизнью есть неоспоримое призвание всякого православного человека. Как проповедь Воскресения Христова, так и любое доброе дело, совершаемое христианином, содействует возрождению полноты церковной жизни и является свидетельством истинности нашей веры в глазах тех, кто еще не вошел в церковные врата.
В современных условиях перед каждым православным открывается широчайший простор деятельности на поприще проповеди о Христе. Служение распространению Евангелия дает огромную пользу не только тем людям, на которых направлена эта проповедь, но и самим подвижникам. По слову святителя Иоанна Златоуста, «никто не может успеть в деле собственного спасения без спасения своего ближнего». Каждый православный христианин, вне зависимости от его социального положения, может стать «соработником у Бога» в деле просвещения окружающих благой спасительной вестью. В этом нелегком труде во имя Христово возможны трудности и неудачи. Но разве истинный христианин не чувствует желание живущего в нем Христа спасти душу ближнего своего вне зависимости от возможных препятствий?
Одним из препятствий в воцерковлении окружающих людей является крайнее разнообразие социума с точки зрения воцерковленности, уровня осознания своего места в Церкви или степени понимания необходимости спасения. Существует несколько условных типов, интересующихся религией и духовностью людей, подходы в общении с которыми по вопросам веры разительно отличаются.
Первым типом являются верующие, недавно пришедшие к вере, слабо знакомые с основами православного мировоззрения. Их называют «неофитами», или новообращенными. Эмоционально категоричные, обладающие поверхностными знаниями и недостаточным опытом, они не могут рассудительно и объективно оценивать церковную жизнь, правильно понимать церковное вероучение. Неофиты также нуждаются в миссии воцерковления. Напомним, этот долгий и трудный путь. На начальном этапе неофиты пребывают скорее в радужном состоянии обретения веры, а не в самой вере. Такому типу верующих необходимо строгое руководство со стороны опытного духовника, так как неофиты часто очень агрессивны и воинственны к иной мысли и другому образу жизни, что в дальнейшем негативно сказывается на их личном духовном состоянии.
К другому типу относятся те, кто, будучи крещен в православии, по каким-то причинам выбрали иную христианскую конфессию (католицизм, протестантизм), но сохранили вежливое отношение к родной вере. Являясь по факту иноверцами, не приобрели негативного отношения к Русской Православной Церкви, но готовы к диалогу и не отрицают своего происхождения. Общение с представителями этой категории, а тем более возможность возвращения этих «блудных сынов», основаны только на глубокой духовной беседе. Более того, здесь надо окормляемому предоставить возможность говорить самому. Ведь часто проблема скрывается глубоко в себе и при попытке нравоучения прячется еще глубже, а при проговаривании и рассуждении, сомнении в правильности выбора нового вероисповедания, которые, безусловно, есть, может стать видимой и неоспоримой. Здесь требуется умение тактично выслушать собеседника, дать ему возможность заглянуть в глубину собственной совести и, удержавшись от искушения назидания, дождавшись вопросов, мудро на них ответить.
Следующий тип, наиболее многочисленный, представляет людей, крещенных в рождении, но совершенно индифферентных и не проявляющих интереса к православию и духовности. Не столь продуктивно, но возможно неочевидное служение в ракурсе народной пословицы «терпенье и труд все перетрут». Здесь поможет любой благостный и позитивный подход: разговор или беседа, разрушающие негативные стереотипы о Церкви и сердечную холодность, нравоучительные советы, лучше за чашкой чая, личный пример веры и вседневная (и соборная) молитва за заблудившихся овец стада Христова. Открытость и искренность в общении, неподдельная забота о спасении души, умение рассеять сомнения и ответить на каверзные вопросы продвинут номинальных христиан к обретению веры.
И, наконец, последний тип, наиболее сложный для христианской миссии. Это люди, атеистически или антиклерикально настроенные, у которых Церковь и духовные темы вызывают лишь негативные эмоции. С такими людьми не стоит вступать в агрессивную и эмоциональную полемику, но, напротив, проявлять предельную осторожность, такт, корректное отношение. Грубость и агрессия со стороны христианина даже во имя благой цели могут, наоборот, полностью уверить атеистов и антиклерикалов в их правоте. Чаще всего это люди, крещенные во младенчестве, но, к сожалению, по ряду причин (иногда даже от них не зависящих) отрицательно настроенные к религии и духовности. Иногда для общения с такими людьми необходим даже не священник, а просвещенный мирянин, чтобы не вызывать у собеседника неприятие и отторжение и, таким образом, расположить собеседника к максимально доверительной беседе. Возможность обращения таких людей больше связывается не с полемикой или просветительским общением, а с положительным личным примером христианина, что способствует нивелированию ненависти атеиста и разрушению негативных стереотипов о православии.
Только через положительные примеры и постоянный поиск оптимальных решений, через искреннюю любовь и настоящую мотивацию возможна христианская миссия просвещения «мира сего».
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм