В православии считается, что освященная еда – это все равно, что еда Самого Бога. Мы, христиане, предлагаем Богу еду, которую приготовили с огромным желанием и любовью, с мыслями о Нем и с самыми лучшими эмоциями. Надо ли говорить о том, что еда, приготовленная для Бога, великолепно выглядит внешне? А ее вкусовые качества, конечно же, достойны лучших похвал.
Почему мы готовим для Бога?
Содержание статьи:
- 1 Почему мы готовим для Бога?
- 2 А что означает само освящение?
- 3 Может ли христианин благословлять еду?
- 4 А с помощью молитв из требника?
- 5 Что читать перед каждым приемом пищи?
- 6 Молитва после еды:
- 7 Сказал, как отрубил!
- 8 Дорогие друзья! Если вам понравился материал – подписывайтесь, пишите комментарии и оценивайте текст «лайком»! Для меня это будет лучшая награда. Будьте счастливы и здоровы!
По той простой причине, что мы живем ради Него.
А что означает само освящение?
Это обращение к Богу с молитвой о благословлении чего-либо. В нашем случае, например, еды. По словам священников, она не становится от этого какой-то особенной. Но именно после освящения она словно напитывается Божественной благодатью, отчего и становится необыкновенно вкусной.
Кроме того, именно освящение пищи уберегает ее от всего негативного и дурного.
Напомним также, что самое простое и доступное для нас, христиан, благословление еды – это осенение ее крестным знамением. Причем крестить принято не только пищу, но и любую вещь и даже самого себя.
Может ли христианин благословлять еду?
Да, может, совершив троекратное ее окропление святой водой и прочитав молитву:
Благословляется и освящается (вещь, еда) сия кроплением воды сия священныя, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
А с помощью молитв из требника?
Обращаем внимание на то, что молитвы из требника непосредственно для освящения («Благословен Бог наш…», Трисвятое по «Отец наш…», «Господу помолимся. Господи, помилуй») предназначены исключительно для священника, а не для мирян.
Вот как звучит молитва, которую читает священник:
«Создатель и Устроитель человеческого рода, дарующий духовную благодать и подающий вечное спасение! Ты Сам, Господи, пошли Твоего Святого Духа с небесным благословением на эту вещь, чтобы для желающих ее употреблять она, вооруженная силой небесной защиты послужила для телесного и духовного спасения, защиты и помощи во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь».
Что читать перед каждым приемом пищи?
Отче наш. Молитва Господня
Óтче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.
После чего сразу читается молитва на благословение пищи и пития:
Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь. (И перекрестить пищу и питие).
Молитва после еды:
Благодари́м Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, прииди́ к на́м и спаси́ на́с.
Сказал, как отрубил!
ПРИТЧА
Старец Николай Гурьянов перед вкушением пищи, как обычно, прочитал над ней долгую молитву. Рядом была компания несмиренно настроенных молодых людей. Они это заметили и решили немного подшутить над батюшкой. Подсаживаются и один из них говорит: «Батюшка, а у Вас там в деревенской забытой глухомани все так перед едой молятся?». На что батюшка, не задумываясь, ответил: «Да нет, милый человек, не все. Свиньи, собаки, да лошади прямо так едят».
В заключение, друзья, хочу предложить вам отрывок из потрясающего православного бестселлера «Современная практика православного благочестия». Автор этого духовного труда – подвижник благочестия, ревностный православный христианин, известный профессор Николай Евграфович Пестов. Читайте, вдохновляйтесь и просвещайтесь!
«ПРИНЯТИЕ ПИЩИ
Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам…
Мк. 6, 41
Каждый день христианин принимает пищу.
Принятие пищи христианином — это принятие из рук Господа даров, поддерживающих нашу жизнь.
Отсюда к вкушению пищи должно быть благоговейное отношение. Перед чудесным насыщением Господь велел народу возлечь на траву, т. е. приготовиться к принятию пищи. Перед трапезой Он вначале благодарил Бога, а затем уже преломлял хлеб (Ин. 6, 10-11).
Преп. Варсонофий Великий и Иоанн дают такое указание: «Хорошо и мирским людям, приступая к пище, благословлять Бога, ибо памятью о Боге освящается пища… употреблению пищи, питья и сна да предшествует благодарение».
Такой же совет дает и о. Иоанн С:
«Не садись за стол с возмущением какой-либо страстью твоего духа, чтобы враг не обратил тебе во вред пищу и питье — в болезнь, а не во здравие: ибо враг через все коварствует и ищет повредить человеку.
Садись всегда за трапезу с миром, благодаря Господа, и пища с питьем будут тебе во благо и во здравие: потому что благословение Божие почиет и на пище, и на тебе самом».Отец Валентин Амфитеатров рекомендовал своим духовным детям «хорошо все перекрестить, что начинаешь кушать, но при народе это делать не надо — мысленно можно перекрестить».
У первых христиан вкушение пищи (так называемые «агапы» — вечери любви) следовало непосредственно за богослужением и совершалось в притворе храма. Агапы не только начинались и кончались молитвословиями, но и сопровождались пением псалмов.
Московский старец о. Алексий М. так заповедывал своим духовным детям: «Во время обеда представляй Отца Небесного, отверзающего руку Свою, чтобы напитать тебя… и что Иисус обедает с тобою… Во время ужина вспоминай о последней вечере Иисуса Христа, моля Его, чтобы Он сподобил тебя вечери Небесной».
Как известно, в монастырях трапеза соединяется с духовным чтением, чаще всего из житий святых. Здесь прием телесной пищи сопровождается приемом пищи духовной.
По тому, как человек относится к пище и как ее принимает, можно судить о степени духовности христианина. Можно «пищу со благоговением вкушать», можно небрежно «есть», но можно с жадностью ее «жрать».
Обвиняя современную ему атеистическую русскую интеллигенцию, свящ. Павел Флоренский так говорил про ее отношение к пище:
«Ни есть, ни тем более вкушать интеллигент не умеет, не знает даже, что значит "вкушать", что значит священная еда: не "вкушают" дар Божий, ни даже едят пищу, а "лопают" химические вещества.
Совершается лишь животная, голая "физиологическая функция", мучительно стыдная; и "функцией" этой брезгуют, ее стыдятся. Стыдятся и делают; вот почему интеллигент цинично ест, с вызовом, с оскорблением стыдливости своей и чужой.
Нет на свете спокойствия и мира, а есть смятение и тяжесть: первый признак безблагодатной души, неблагодарной к жизни, отвергающей бесценный дар Божий, горделиво желающей все бытие перестраивать по-своему».
Благоговейное отношение у христианина должно быть и к самой пище (точнее, и к самой материи пищи). Когда Господь накормил чудесным образом пятью хлебами пять тысяч человек, Он велел собрать все остатки пищи, «чтобы ничего не пропало» (Ин. 6, 12).
Поэтому не следует оставлять на своих тарелках объедки пищи, корки или крошки хлеба. А при избытке предлагаемой пищи надо до начала еды отказаться от этого избытка и убавить количество предложенной пищи.
Прп. Савва Освященный увидел, что инок, приготовлявший для обители пищу, выкидывал в поток остатки бобов, не съеденных братией. Преподобный собрал из потока бобы, приготовил из них кушанье и пригласил к себе инока, выкинувшего бобы. Радушно приняв его, он стал угощать его бобами и спросил — нравится ли ему приготовленное блюдо? Инок похвалил его. Тогда преподобный сказал ему: «Поверь, брат, это те самые бобы, которые ты выкинул в поток», — и дал наставление смущенному иноку, как надо относиться к пище».
Вероятно, многие недостаточно отчетливо сознают значение пищи в жизни христианина. А оно велико не только для тела, но и для души человеческой.
Мудрый пастырь о. Иоанн С. пишет:
«На принятие пищи обратите самое строгое и деятельное внимание, ибо от пищи и питья, от качества и количества их зависит весьма много ваша духовная, общественная и семейная деятельность…
С голоду не налегай сильно на пищу — обременишь и сердце и тело. Без жадности, тихо кушай с размышлением во славу Божию, помня о Боге Питателе.
Диавол через плоть нашу и вообще через вещественность действует на нас ко вреду нашему. Так, через вино, чай, кофе, через лакомства, вообще через деньги, одежду и прочее разжигает наши страсти».
Правда ли, что у мощей Чудотворца Острожского больные люди впадают в сон и просыпаются здоровыми?