25 января Церковь чтит память мученицы Татианы, которую российские студенты считают своей небесной покровительницей. В этот день в 1755 году императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об основании Московского университета. Что в христианском плане представляет из себя современное студенчество? Как оно отвечает на вызовы времени, может ли противостоять греху, которого так много в нашей жизни? Об этом и многом другом говорим с иереем Святославом Шевченко, председателем Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии, автором Телеграм-канала «Православный футуролог».
– Студенчество – как правило, время снятия запретов, вольной жизни и отсутствия родительского контроля. Как не пуститься во все тяжкие?
– Тут все зависит от тех нематериальных инвестиций, которые родители вложили в свое чадо. Это их личный пример, передача опыта, советы, молитвы, поддержка и многое другое. Если дома пьянки, разврат, дым коромыслом, то, скорее всего, студента ждет повторение родительских паттернов. Лично мое мнение, что вырваться из подобных шаблонов молодому человеку поможет взгляд в будущее. Нужно попытаться увидеть себя спустя несколько лет. Не просто помечтать, а понять смысл своей жизни, ради чего ты живешь. И вера в Бога здесь важная «прошивка», которая в опасные моменты будет включать «антивирусную» систему.
В футурологии есть такой метод – сценирование. Речь о создании картины будущего, которое может для тебя наступить при определенных условиях. Если представить, что человек пускается во все тяжкие с алкоголем, наркотиками, блудом, ночной разгульной жизнью, то нетрудно выйти на возможный результат – тюрьма, рехаб, больница и т. д. Отдыхать нужно, но дозированно, чтобы не вредить учебе, и самое главное – в доброй компании. Мое глубокое убеждение, что не стоит тратить время на людей, с которыми ты постоянно в напряжении, которые тебя не ценят, а видят в тебе лишь какой-то ресурс. Большинство жизненных трагедий случается из-за дурной компании.
– Целомудрие нынче, увы, не в моде… Какими методами можно его проповедовать, если с экрана потоками льются грязь и блуд?
– Есть такая расхожая фраза: «Я себя не на помойке нашла/нашел». Обычно ее говорят в минуты горького разочарования, расставания. Если этот тезис вспоминать не во время печальных обстоятельств, а когда размышляешь о своем месте в этом мире, тогда это поможет вспомнить о человеческом достоинстве, о том образе и подобии, которые заложены в нас изначально. В христианстве ведь не зря союз двух юных душ подразумевает превращение в единое целое: «и будут два одною плотью» (Мф. 19: 5). А если бесконечно прилепляться и разлепляться, то что потом, в конце концов от тебя останется? К тому же безумно расходовать на случайных людей самый главный земной ресурс – время.
Проповедовать эти здравые идеи нужно через те же экраны. Говорить в блогах и прочих видеопроектах, подкастах, снимать мотивационные ролики и «вирусить» их по сети. Но в глобальном масштабе без социального заказа государства не обойтись. Слава Богу, что сегодня духовно-нравственная атмосфера в этом отношении очищается. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. С начала СВО многое в стране начало меняться. И самое важное, что подвижки заметны и в ментальной сфере.
– Как церковному молодому человеку противостоять призывам прогулять лекцию и отправиться в клуб/на вечеринку?
– Есть замечательная пословица: «Делу время, а потехе – час». Здесь нужно себя мотивировать на дисциплину с помощью грамотного распределения своего времени. Можно не в клубе или на вечеринке время убить, а тупо на кровати, втыкая в телефон. А также научиться говорить самое важное в жизни христианина слово: «нет». Нередко младшекурсника берут на слабо, мол, отрываешься от коллектива. Нужно нарабатывать навык противостояния манипуляциям. Как у каждого христианина идет мысленная брань с врагом рода человеческого, так и в нашем мире физическом масса искушений, которые требуют немедленного реагирования. Но отдыхать тоже нужно, а значит, надо обрести новые скиллы, чтобы делать это качественно и наиболее безопасно для здоровья. И еще раз повторюсь, главное – добрая компания.
Честно признаюсь, что в моменты сильных соблазнов меня нередко выручала молитва. Мы недооцениваем этот инструмент христианина. Когда понимаешь, что ты на краю греха, со всей искренностью и сердечной теплотой призови имя Христово. Только Бог может так тонко и бесшумно вмешиваться в обстоятельства по нашей горячей просьбе. Так и говорите в молитве, как чувствуете: «Господи, меня так манит грех, что без Твоей помощи я обязательно в него вляпаюсь, если можешь, отведи». В такие моменты Господь очень близко.
– Не все и не всегда говорят, что они – христиане, не у всех хватает сил исповедовать свою веру перед другими. В юном возрасте это сложно. Как не стать жертвой травли?
– А вот я бы посоветовал не заниматься самоуспокоением. Христос открытым текстом сказал: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8: 38). Это не значит, что верующий должен на лбу обозначить свое вероисповедание, но следовать христианским принципам он обязан. Не быть «киселем», когда это потребуется. Например, возвысить голос против пошлого анекдота о Боге или о Церкви. Перекреститься напротив храма и перед едой. Надо попытаться увидеть в своей вере силу, отличительную особенность, принадлежность к древней и мощной религии.
Что касается буллингов, шеймингов и абьюзов, то, на мой субъективный взгляд, здесь нужно работать над уменьшением своей гордыни. Все эти подколки, насмешки и прочие явления, которыми так богата молодежная среда, действуют только на очень обидчивых людей. Христианин призван быть выше всех этих язвительных вещей, а для этого необходимо снимать воспаление со своего самолюбия. Тут у православия мощный корпус литературы. Кстати, неплохой щит для отражения «отравленных стрел» в подростковом коллективе – ирония или даже самоирония. Выраженная обида на зачинщика травли действует, как красная тряпка на быка. Но самое главное – стать сильным духом. Таких людей абьюзеры за версту чувствуют, как вампиры чеснок.
– Как Вы оцениваете современное студенчество? Вы видите его целеустремленным, готовым к новым открытиям и прорывам в науке или «отбывающим номер», потому что нужно высшее образование?
– Люди все абсолютно разные, как и студенты. Тут играют роль и темперамент, и другие свойства характера, воспитание, личный опыт. Знаете, будучи журналистом, в начале нулевых я принимал участие в жюри местного конкурса «Студент года». Уже тогда ворчал, мол, молодежь пошла не та, хотя сам не был стариком. Но меня конкурсанты очень удивили – увидел умных ребят, анализирующих историю, остроумных, целеустремленных. Понимаю, что на конкурсе был весь цвет молодежи, но все же. Да, есть среди студентов инфантильные, инертные, а есть инициативные, креативные ребята. В любом случае считаю, что государство должно быть заинтересовано в подростках из второй категории, помогать им в виде социального лифта. И лично я вижу, что в стране многое делается для притягивание такой молодежи. Это различные «Точки роста», сеть детских технопарков «Кванториум», образовательные центры типа сочинского «Сириуса» и многое другое. Но всех сделать талантливыми невозможно. Можно лишь какую-то часть простимулировать на то, чтобы стать небезразличными. Кстати, именно этим и занимается христианство.
– Потеряно ли для Церкви студенчество?
– Для Церкви никто не потерян. Другой вопрос, что современные церковные люди не знают, с какой стороны к этому студенчеству подойти. Им нужны умные пастыри, которые смогут ответить на злободневные вызовы современности. И в этом направлении лично я вижу подвижки: это различные проекты в формате видеоподкастов, где в разговорном жанре актуальные темы анализируются. Такое сейчас делают и редакции уровня «Фомы» и отдельные блогеры. Мое мнение, что будущее именно за этим жанром. Также нужно встречаться со студентами глаза в глаза на их площадках. В общем, считаю, что перспективы есть, и интерес у студенческой аудитории тоже присутствует.
– В конце XIX века было образовано Русское студенческое христианское движение (РСХД). Нужно ли оно сейчас или это избыточная структура? Достаточно быть объединенными Христом?
– РСХД – прекрасный проект, который имел свои журналы, учебные заведения, конференции. Все его члены и были объединены Христом. В нашей Церкви, на мой взгляд, очень не хватает внебогослужебной деятельности, поэтому хорошо было бы иметь подобное движение в современной России и за рубежом. Но сейчас мы живем в век политической поляризации и тотальной формализации начинаний. И это два основных препятствия для такой деятельности. Если инициатива пойдет сверху, может возникнуть очередной мертворожденный проект, главной целью которого будут отчеты на этот самый верх. Для инициативы снизу на приходах должны сформироваться крепкие общины, из которых могли бы выкристаллизовываться участники подобной организации.
К тому же есть множество других вопросов. Например, как будет финансироваться деятельность движения в современной России? Церковью, спонсорами, членскими взносами? Дело в том, что РСХД возник в православной дореволюционной России, где подавляющее большинство населения находилось в рамках христианской культуры и еще не ушло в прошлое славное дело верующих меценатов. Мы живем в других условиях. Но если Богу будет удобно, то время и люди созреют.
– В некоторых вузах есть домовые храмы. Как считаете, туда ходят, чтобы поставить свечку перед экзаменом или же там кипит настоящая приходская (студенческая) жизнь? Насколько учебные заведения нуждаются в храмах?
– Думаю, этот вопрос уместнее адресовать настоятелям таких студенческих домовых храмов. Но что могу сказать точно, студенты – это органичная часть нашего общества, и на нее распространяются те же тенденции, что есть сегодня у нашего народа. Кто-то приходит в храм пару раз в год: крещенской воды набрать да пасхальные яйца освятить, а кто-то – осознанно изучает свою веру, участвует в церковной жизни. Думаю, примерно такой же процент разных поведенческих моделей и у студенчества. Насколько я знаю, костяк приходской общины таких храмов составляют совсем не студенты, а жители близлежащего района. В любом случае храмы при вузах и других учреждениях нужны, потому что они являются точками входа в настоящую христианскую жизнь, ведущую в жизнь вечную. Но миссионерствовать среди молодежи – это архитрудный и кропотливый труд, полный ошибок и разочарований. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает. И еще одна народная мудрость: волков бояться – к студентам не ходить.
Беседовала Наталья Шатова
Иерей Святослав Шевченко
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм