«КОГДА ХОЧЕШЬ ЧТО-НИБУДЬ СКАЗАТЬ ДЕТЯМ, СКАЖИ ЭТО БОГОРОДИЦЕ»

Как известно, невозможно заставить насильно что-то делать детей, когда не готов или не делаешь это сам, не находишься «в ресурсе». По словам психологов, вырастая, дети не вспоминают, была ли вкусной еда, был ли чистым пол (хотя мы, конечно, в этом стараемся), а говорят прежде всего про эмоции и чувства, в центре которых один образ: мама. Какой она была, сколько давала любви?

____________________________________________________________________________________

Иногда, когда мы думаем о воспитании детей, на душе становится тревожно, ведь это грандиозная ответственность, за которую неизбежен ответ перед Богом. И чем больше нам дано, тем больше будет спрос.

У святых отцов зачастую встречается такая мысль: поменьше говорить о Боге детям и почаще говорить о них Ему. Понять и ощутимо почувствовать это в полной мере можно только лично на практике. Дети, особенно малыши до трех лет, еще плохо воспринимают мысли о Боге, как и о многих других серьезных вещах, – да и нам, взрослым, невозможно порой вместить их. Однако нельзя не заметить, насколько сильно и всеобъемлюще чистая, открытая душа младенцев беспрекословно внимает и принимает все то, что с Ним связано именно в храме, при участии в Таинствах. Вот что говорят нам известные отцы Церкви:

«Подобает иметь мудрость, но не со своим разумом, а молить Господа, да умудрит вас, как поступать в воспитании детей, и да сохранит их от тлетворного духа вредных обычаев мирских» (преподобный Макарий Оптинский).

«Не дави на своих детей. То, что хочешь им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат ушами. Только когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим сказать. Когда хочешь что-нибудь сказать детям, скажи это Богородице, и Она все устроит. Эта молитва твоя будет как духовная ласка, которая обнимет и привлечет детей. Иногда мы их ласкаем, а они сопротивляются, в то время как духовной ласке они не противятся никогда» (старец Порфирий Кавсокаливит).

Легко ли воспитать детей воцерковленными, и так ли это важно для нашей современной жизни? Думается, что да, воспитать легко, говоря о добре, существовании Бога, сотворении мира, водя в воскресную школу и на Причастие. Это доступно каждой семье, и так радостно, что в последнее время таковых становится все больше, чего не скажешь, например, про 90-е. Но будет ли давать это ту глубину, которая привлечет, как колодец, их сердца в полной мере? Будут ли они чувственно убеждены в жизни, что только эта вера правильна, и не устремятся ли в сторону? А даже устремившись, смогут ли вернуться назад? Неизвестно и сомнительно.

Легко ли воспитать верующих детей? Очень трудно и порой неподъемно. Весьма хотелось бы, но так тяжело, ведь это не просто теория и Причастие по выходным, это образ жизни и личный пример родителей, и прежде всего, конечно, матери. Наверное, все замечали плачущих и рыдающих детей, которых еле заставишь выстоять хотя бы несколько молитв спокойно; детей, стремительно бегущих из храма, бьющих бедную мать, несущую их к Чаше, и тому подобное. Но видели также и тех, кто, наоборот, может спокойно пребывать в храме, простоять всю службу или часть ее; кто, хотя и не сможет объяснить полный смысл происходящего, но будет убежден, что только это правильно, так как, опять же, привлечен к Богу сердцем и в соединении с самым близким и родным, а именно матерью, привык часто делать то же, что и она. Для примера этому достаточно вспомнить евангельские слова самого Христа: «Я говорю то, что видел у Отца Моего, а вы делаете то, что видели у отца вашего» (Ин. 8: 38).

Невероятно важно заложить это с детства, но не как какую-то страстную одержимость, неофитство, но как обычную христианскую жизнь, такую естественную для нас, женщин. Необязательно выстаивать службы и участвовать в Таинствах каждый день, ограждать детей от сообществ, друзей, телевизора и телефона, ходить в юбке в пол и платке, как убеждены многие «бывалые» бабушки. Это, конечно, для современной женщины довольно редко и похвально, но привычнее так выглядеть, несомненно, разве только матушкам.

Нельзя не согласиться, что подобный вид немного напоминает иудеев, малейшие отступления во внешнем виде у которых так осуждаются и негативно трактуются. Главное – наполнение внутри, ведь наш Бог – не Бог наказующий, как трактуется в Ветхом Завете и часто ошибочно воспринимается сейчас, но Любовь. А в любви нет страха, в страхе – мучение. Потому православная женщина мыслится не окованной строгими внешними принципами, но свободной от предрассудков, радостной, красивой и счастливой. Она должна заботиться о верности Богу и Его заповедям в сердце и мыслях, чему будет и тело в одежде в разумной степени соответствовать. Ведь любить и ценить себя по-христиански – не означает превозносить или приносить себя в жертву, но признавать важность, беречь данный нам образ Божий так же, как Господь заботится о Церкви. Осознание такой ценности будет направлять силы женщины на заботу о сохранении своей нравственной чистоты ради близости с Богом, а такому примеру неосознанно будут учиться и дети рядом с ней.

Как известно, невозможно заставить насильно что-то делать детей, когда не готов или не делаешь это сам, не находишься «в ресурсе». По словам психологов, вырастая, дети не вспоминают, была ли вкусной еда, был ли чистым пол (хотя мы, конечно, в этом стараемся), а говорят прежде всего про эмоции и чувства, в центре которых один образ: мама. Какой она была, сколько давала любви?

И так прекрасно, если любовь эта будет помниться не только к маме, существу временному и слабому, но и к Богу. Ведь мамы, нашего главного прибежища и защиты, может завтра и не быть, а Он вечен, не предает, не перестает любить и не бросает. И нет ничего важнее этого, ведь без Бога, как без любви, нет смысла.

Ощущая тревогу и потерянность, а также мысля себя не столь хорошей, как хотелось бы, мамой, будем стараться чаще просить помощи Господа и говорить Ему о детях. Ведь у Бога ничего несовершенного нет, и Он лучше всех может воспитать наших детей и позаботиться о них. Будем стараться воспитывать наших крох не столько поучениями о том, как должно быть, сколько личным честным примером, без утаивания проб и ошибок, – и тогда к нам точно прислушаются. Ведь в итоге «Богу ты покажешь либо спасенное дитя, либо раны на своих коленях» (старец Иероним Апостолидис).

Кира Киреева

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment