Митрополит Лимасольский Афанасий
Если бы было конкретное число избранных, то пришел бы человек, а ему сказали: «Прости, уже заполнилось число. Набрали 144 тысячи, а ты – лишний». Невозможно, чтобы кого-то оставили вне: 144 тысячи и один – уже нельзя. Да не будет так!
АПОКАЛИПСИС. СНИМАЯ ПОКРОВ. БЕСЕДА 9
Содержание статьи:
Беседу 8 см. здесь
«И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7: 1–3).
Здесь Ангел говорит другим, чтобы не делали вреда, пока они не положат печати на челах рабов Божиих. Что это означает, говоря на нашем современном языке? Мы сказали, что наши толкования могут быть ошибочными, потому что мы не можем толковать эти пророчества достоверно, с убежденностью. Видимо, здесь говорится о том, что должно исполниться число спасенных людей, людей, которые желают спастись. Отцы Церкви говорят нам о том, что пока существуют люди, желающие спастись, существует мир.
Мир существует даже ради одного человека, который желает спастись и подвизается ради спасения.
Пока совершается Божественная литургия – этот мир стоит. Мир существует даже ради одного человека, который желает спастись и подвизается ради спасения. Пока есть такие люди, они удерживают этот мир. Почему? Потому что в существовании мира есть определенный смысл. Мир существует, чтобы послужить спасению людей. Если не будет существовать средств ко спасению человека в этом мире, если люди не будут знать о спасении, тогда существование мира станет бессмысленным и наступит конец. Пока существуют люди, которые подвизаются ради спасения, то есть пока существует Церковь, пока совершается Божественная литургия ради спасения мира, конец мира отлагается. Нам оставляется время – мы продолжаем жить, пока не настанет конец.
Набрали 144 тысячи, а ты – лишний
«И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Откр. 7: 4). Апостол услышал число – сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Это число, как и все остальные числа в Откровении апостола Иоанна, – символичные, а не точные числа. Где-то говорится – полчаса, где-то – три года, но это не точные сроки, а символичные числа. Сто сорок четыре тысячи – это 12 раз по 12 тысяч. Было 12 колен Израилевых. По 12 тысяч из каждого колена. Далее Иоанн начинает их перечислять: «Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч» (Откр. 7: 5). И далее – из колен Асирова, Неффалимова, Манасиина, Симеонова, Левиина, Иссахарова, Завулонова, Иосифова, Вениаминова запечатлено по 12 тысяч (Откр. 7: 6–8).
В Новом Завете Израиль – это не тот Израиль, который мы знаем сегодня, это не евреи. Израиль в Новом Завете – это мы, христиане, Новый Израиль, избранный народ Божий. Теперь это не один народ (национальность), как раньше были евреи в Израиле. Они завершили свою историю отношений с Богом. Царствие Божие ушло от них и было дано другому народу, который теперь не замкнут в границах национальности. Это не эллины, не русские, не болгары, не турки, не какой-то другой народ.
Любой православный христианин принадлежит к Новому Израилю. Чада Церкви, только православные. Чада Церкви – это чада Нового Израиля. Пусть вас не удивляет, что я говорю – только православные. Православная Церковь – это Апостольская Церковь, которая хранит учение и предание Апостолов. С течением времени появлялось множество разных ересей, а Православная Церковь остается верной тому, что передали нам святые апостолы и святые отцы. Эти 144 тысячи, о которых здесь говорится, очевидно, не евреи, но люди, верные Богу, чада Церкви. Но их не будет отмерено ровно 144 тысячи. Их будет много, большое число. Чисто 144 тысячи означает завершенность. Если бы было конкретное число избранных, то пришел бы человек, а ему сказали: «Прости, уже заполнилось число. Набрали 144 тысячи, а ты – лишний». Невозможно, чтобы кого-то оставили вне: 144 тысячи и один – уже нельзя. Да не будет так! Это число огромное, вместит всех желающих. Царствие Небесное открыто для всех. Все приглашены в него. Бог хочет, чтобы все люди были рядом с Ним. Бесчисленное множество запечатленных.
Хотя апостол говорит о коленах Израилевых, он не упоминает одно колено – колено Даново. По какой причине? Потому что из колена Данова должен прийти антихрист. Поэтому здесь Иоанн Богослов убирает колено Даново, а добавляет колено Вениаминово.
«После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7: 9). После предыдущего видения, что видит Иоанн Богослов? Перед ним – бесчисленное множество людей, огромная толпа, которую никто не мог исчислить. Она состоит из людей из каждого народа, каждого племени, каждого языка. Все они стоят перед престолом и перед Агнцем в белых одеждах, держа в руках пальмовые ветви. Белые одежды символизируют, как вы знаете, чистоту человека, его неучастие во грехах, поэтому, когда мы крестимся, мы надеваем белые одежды. Полагается надевать белые одежды, символизирующие просвещение. Часто люди одевают даже черное, все, что придется. Нужно белое надевать, потому что белый цвет символизирует чистоту. Так было открыто святым, чистым людям в разных видениях. Видите, престол Божий и Агнца – это один престол, а не разные престолы. Не так, что Бог – здесь, а Агнец – где-то еще; Бог – здесь, а Христос – в другом месте. В одном месте и в одно время.
«И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу» (Откр. 7: 10–11). Помните, престол, четырех животных вокруг престола, 24 старцев вокруг престола? Теперь все Ангелы, окружавшие их, пали ниц и поклонились Богу, «говоря: аминь! Благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» (Откр. 7: 12). Когда мы произносим «аминь» в храме, это значит – воистину так. Ангелы говорили, что пение, славословие, премудрость, благодарение, честь, сила и крепость истинно принадлежат Богу нашему во веки веков.
Когда мы произносим «аминь» в храме, это значит – воистину так.
Если вы посчитаете, то увидите, что здесь перечисляются семь вещей – слава, благословение, премудрость, честь, сила и т. д. Это символично. Число семь означает совершенство и полноту. Богу принадлежит все во веки веков. Наша связь с Богом не имеет конца. Славословие Бога не имеет конца. Наше предстояние перед Богом никогда не прекратится.
«И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7: 13–14). Иоанн Богослов видел это видение, но не знал, кто были эти люди. Старец рассказал ему, что они пришли от великой скорби, от великой боли, от великой печали, претерпев гонения. Это были мученики, целый сонм мучеников, которые омыли свои одежды и убелили их Кровию Агнца. Когда омываешь свою одежду в крови, она становится красной, а не белой. Но что делает Кровь Христова с нашей душой? Очищает ее.
Перед ним предстояли мученики Христовы, среди которых были не только претерпевшие смерть, но и страдавшие за свою любовь ко Христу. Те, которые претерпели скорби, гонения, клевету, ссылки и заключения, несправедливость, болезни. Все эти люди претерпели несправедливость в своей жизни, они пережили боль, бывали полностью раздавлены скорбями (слово «скорбь» означает плавление, изнурение, истощение, томление). Одетые в белые одежды и держащие пальмы в руках были мучениками. Вы знаете, что пальмовые (финиковые) ветви символизируют победу и бессмертие. Эти люди прошли через все скорби и остались верными Богу, не отреклись от Бога и омыли свои одежды, очистили свои души. Как мы будем слышать на Страстной седмице: «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя»[1]. Страдальцы очистили души так, что они засверкали чистотой от омовения Кровию Агнца. Через Причастие Святых Таин, через веру, любовь и соединение со Христом, живя в Церкви, живя Таинствами, причащаясь Тела и Крови Христа, они очистили свои души и все свое существо. Видите, как важно участвовать в Таинствах, причащаться Тела и Крови Христовых? И как важно иметь терпение. Поэтому Христос сказал нам: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21: 19).
Как убелить одеяние своей души?
Мы говорили, что в разные эпохи были гонения. В некоторых странах они есть и сегодня. Некоторые страны не принимают христианство, и там христиане гонимы. Сегодня людей тоже убивают за веру во Христа. Есть такие страны. Бывают такие обстоятельства, в которых тебе не позволено быть христианином. Никто не знает, может быть, все станет еще хуже. Но у нас в стране сейчас нет гонений. Что нам делать? Что же мы, не можем омыть и убелить одеяние своей души? Можем. Скорбями нашей повседневной жизни, своим личным подвигом мы можем соблюсти слово Божие, оставаясь верными слову Божию через подвиг веры, претерпевая все, что за этим последует.
Мы на днях с одним учителем разговаривали о детях. Мы очень понравилось, как маленькие ребята из христианских семей соблюдают пост, не едят мясо. Среди других детей, в школе, в общественных местах, несмотря на то что они еще маленькие, они борются с собой и не едят. Одноклассники над ними подшучивают, заставляют их есть, ставят в неприятное положение. Они стесняются, но держатся. Карнавалы на первой неделе Великого поста… Мы, взрослые, понимаем, можем спокойно отказаться, а молодым сложнее, они ведут себя как исповедники, когда не участвуют. Борются за то, чтобы сохранить и соблюсти то, во что они веруют, по-своему, по-детски. Все то, что делает человек по вере, встречает противостояние, отрицание со стороны общества: от нас отворачиваются, нас оскорбляют, высмеивают, над нами издеваются: «А, этот церковный!». Что ни случись – мы должны отвечать. Какая-то передача пройдет по телевидению, а мы должны дать ответ, оправдать. Становимся адвокатами всякого человека, которому пришло в голову что-то сказать. Нас расстраивают, огорчают, нами пренебрегают, над нами насмехаются, ведут себя несправедливо по отношению к нам, к нашему мнению. Все эти скорби составляют крест человека там, где он находится. Душа же, соединенная со Христом, очищается терпением и спокойным ожиданием разрешения от скорбей. Терпением всего, что перед нами встанет – будь то проблемы со здоровьем, несправедливость, гонения.
Все мученики пережили великую скорбь, пройдя через нее, омыли свои одежды Кровию Агнца. «За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откр. 7: 15). Бог теперь обитает в них, пребывает в них, становится для них другом, родным, братом. Бог становится самим их существом.
«Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной» (Откр. 7: 16). Они не будут больше испытывать голод и жажду, солнце и зной не будут палить их. Помните, что Христос сказал самарянке? «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4: 13–14). Это следствие пришествия благодати. Это не значит, что мы перестаем испытывать жажду. Мы жаждем и пьем воду. Речь идет о полноте, которую Христос подает человеческому сердцу. Когда человек обретает Бога, он становится наполненным. Он не жаждет и не алчет ничего. Имеет или не имеет – для него это одинаково. Когда имеет – умеет правильно употребить, а когда не имеет – умеет и это обратить на пользу. Человек пребывает в полноте. Как мы говорим в молитве: «Иже везде сый и вся исполняй».
Человек Божий не ощущает пустоты. И наоборот, когда человек вдали от Бога – ему всегда чего-то не хватает.
Человек Божий не ощущает пустоты. И наоборот, когда человек вдали от Бога – ему всегда чего-то не хватает, сколько бы он ни имел – алчет и жаждет всю жизнь. Имеет десять домов – хочет двадцать. Имеет двадцать – хочет пятьдесят. Имеет пять миллионов, хочет иметь десять миллионов. Заработает десять – хочет пятнадцать. Заработает пятнадцать – хочет уже двадцать пять. Он никогда не останавливается, потому что внутри не имеет удовлетворенности, все время ощущает жажду и голод. Конечно, человек не может насытиться ложными и бренными вещами. Человек насыщается, обретает покой, жизнь его обретает полноту только тогда, когда он живет в присутствии Божием. Когда присутствует Бог – нам ни в чем уже нет недостатка. А когда нет Бога – чем бы мы ни обладали, мы пусты, всего нам мало, нас начинает съедать беспокойство и стресс, мы предаемся суете, и ничто не может нас успокоить. Почему здесь говорится, что мученики уже не будут ни алкать, ни жаждать? Потому что с ними Бог.
«Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7: 17). Видите, Христос станет водить их на живые источники вод, приведет их к воде жизни. Пьющий от воды сей не будет больше жаждать и алкать, не будет иметь нужды ни в чем, абсолютно ни в чем. Он полон, он обрел утешение и покой, он свободен от всего. Но кто тебя делает таким? Агнец, Христос. Он ведет тебя к живым источникам вод. Бог отрет и всякую слезу с очей их. Больше эти люди не будут плакать. Они плакали в своей жизни, болезновали внутри, скорбели, терпели несправедливость. Теперь они уже не будут иметь боли, скорби и слез, потому что Бог отрет слезы, удалит от них все это. Бог оправдает в вечности этих людей, претерпевших несправедливость и оставшихся верными Ему, сохранивших общение с Ним, очистивших одеяние душ своих Кровию Христовой, святыми таинствами нашей Святой Церкви.
Седьмая печать
«И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр. 8: 1). Безмолвие на полчаса. Давайте засечем время, попробуем полчаса сохранить молчание, не будем разговаривать. Не думаю, что здесь говорится об этом. О чем же хочет сказать апостол Иоанн? О безмолвии. Что означает безмолвие? Когда человек безмолвствует? Когда он находится в замешательстве, когда он с волнением и тревогой наблюдает за чем-то, когда он потрясен чем-то, он лишается слов и не может ничего произнести. А почему полчаса? Потому что безмолвие будет длиться непродолжительное время. Это будет небольшой промежуток времени, но очень важный, настолько, что везде наступит тишина и безмолвие. Всё умолкнет: ни Ангелы не будут петь, ни старцы (пресвитеры), никто. Настанет великое безмолвие.
«И я видел семь Ангелов, которые стояли перед Богом; и дано им семь труб» (Откр. 8: 2). Семь Ангелов – семь труб. Не только у одного Ангела будет труба, в которую он будет трубить. Далее описываются разные стадии, разные события, которые будут происходят. «И пришел иной Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом» (Откр. 8: 3). Приходит еще один Ангел, становится перед престолом, держа золотую кадильницу. Ему дают фимиам, чтобы он возложил его с молитвами всех святых на золотой жертвенник, находившийся перед престолом Божиим. Повторюсь еще раз, чтобы было понятнее: есть семь Ангелов с семью трубами, и еще один Ангел с золотой кадильницей, наполненной фимиамом. Он приходит, чтобы он возложил его на жертвенник с молитвами всех святых.
«И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8: 4). Видим престол Божий, а перед ним – молитвы святых и фимиам. Образы, символы.
«И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии, и землетрясение» (Откр. 8: 5). Показывает такую картину: с одной стороны кадильница, от которой возносятся молитвы святых, а с другой – кадильница, наполненная огнем с жертвенника, изливающая его на землю. А на земле слышатся голоса, громы, молнии и начинаются землетрясения. Начинают происходит вещи опасные и страшные. На земле, где мы живем, начинает происходить огромные беды.
«И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить» (Откр. 8: 6). Как только содержимое кадильницы было извергнуто на землю, приходят семь Ангелов с семью трубами, готовые трубить. А затем апостол начинает говорить, о чем трубил каждый из Ангелов.
Перевела с греческого Мария Орехова
Сайт omilies.net 2010 г.
[1] Эксапостиларий на утрене в первые дни Страстной седмицы.
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм