Иерей Харалампос Пападопулос
Часть 1.
Еще одним отклонением от нормы является так называемый ленивый брак. Я вспоминаю один интересный случай. В одном селе на Крите жил ленивый человек. Он совсем не хотел работать, его жена была этим очень огорчена, и над ними смеялось все село. Однажды утром он подумал: «Кто никогда не работает? Мертвые. Только мертвые не работают. Поэтому пойду и притворюсь мертвым».
Он пошел на сельское кладбище, где была пустая недавно вырытая могила, лег в нее и притворился мертвым. Его жена узнала своего мужа и сказала себе: «До сих пор мы позорились перед всем селом, но сейчас позор будет полным!»
Она пошла к местному священнику и попросила его:
– Прошу вас, батюшка Маннол, помогите мне, ибо из-за моего мужа наша семья сильно опозорится!
Священник сказал:
– Предоставь его мне.
Вечером, когда уже совсем стемнело, батюшка пошел на кладбище и подошел к могиле, где лежал ленивый хитрец. Его звали Георгием. Иерей обратился к нему по имени:
– Георгий!
– Да, кто это?
– Я – святой Георгий, – сказал священник.
– Святой Георгий, что ты хочешь от меня?
– Выходи из могилы, потому что привезли грузовик со щебнем и сейчас тебе надо его разгрузить!
Что делать? Если святой Георгий попросил его разгрузить грузовик со щебнем, мужчина не мог отказать святому. Всю ночь он разгружал грузовик и очень устал.
На следующую ночь священник снова пришел на кладбище и сказал мужчине:
– Георгий!
– Кто это?
– Святой Георгий.
– Что ты хочешь от меня, святой Георгий?
– Вставай, потому что привезли грузовик с железом и сейчас тебе надо его разгрузить.
«Вчера щебень, – сказал себе Георгий, – сегодня железо!»
Всю ночь мужчина разгружал грузовик с железом и устал еще больше, чем в прошлую ночь.
На третью ночь:
– Вставай, Георгий! Приехал грузовик с песком, и тебе выпала честь разгрузить его.
Мужчина проворчал:
– Пресвятая Богородица, что здесь происходит?!
На разгрузку песка ушла целая ночь. Утром, падая от усталости, мужчина сказал себе: «Все! Я больше не могу! Я пришел сюда, чтобы отдохнуть, а падаю от усталости. Лучше я вернусь домой к жене!»
Он отправился в село, но в это время, поскольку умер его односельчанин, похоронная процессия с покойником шла на кладбище. Георгий встал у дороги, по которой шла траурная процессия, и перекрестился. Гроб с усопшим односельчанином пронесли мимо него, и он услышал слова плачущей вдовы:
– Ах, мой Николай! Ты умер и теперь уже отдохнешь!
Георгий подошел к ней и тихо спросил ее:
– Отдохнет?
И, обратившись к покойнику, сказал ему:
– Вставай и возвращайся домой, потому что сегодня вечером, наверное, будут мешать бетон! Я несколько дней разгружал все остальные стройматериалы, наверняка сегодня вечером будут мешать бетон!
В «ленивом» браке мы говорим себе: «После того как мы поженились, у нас все будет хорошо. Если она стала моей супругой, то она всегда будет моей женой. Если он стал моим супругом, то он всегда будет моим мужем».
Так постепенно начинает теряться супружеская мера. То есть муж, приходя с работы, начинает ходить по дому в одном красном и одном синем носке, в рваных носках, грызет ногти и так далее; жена перестает заботиться о себе, перестает заботиться о своем супруге на душевном, телесном и коммуникативном уровне, они становятся равнодушными друг к другу, потому что считают брак само собой разумеющимся, и семейные отношения не совершенствуются. Вот тут и начинаются проблемы, причем большие проблемы. Супружеские отношения всегда должны совершенствоваться с Божией благодатью. Жена должна быть рядом со своим мужем, а муж должен быть рядом со своей женой, и они оба должны чувствовать потребности своей половинки.
Есть мужья, которые не знают, какое любимое блюдо у их жен. Простая повседневная вещь, простой вопрос, а они не знают на него ответа! Или жена не знает, что ее супруг любит делать больше всего. Жена никогда не вникала во внутренний мир своего супруга, чтобы понять, что ему нравится, каковы его наиболее глубокие душевные потребности, что его больше всего волнует, чтобы сблизиться с ним. Мы принимаем брак как нечто должное.
Супруг говорит:
– Я женился, Церковь благословила нас, и мы будем вечно любить друг друга!
Но это не так, потому что отношения каждый день рушатся и каждый день строятся, и это требует немалого труда. То же происходит и в наших отношениях с Богом. Никто не может сказать себе: «Я верующий христианин, я крещен, я член Православной Церкви – и точка!» Нет, это живые отношения, в которых ты борешься, находишь Бога и теряешь Его, веришь в Него, а иногда впадаешь в неверие, бывают моменты, когда ты духовно очень силен, а бывают моменты, когда ты впадаешь в уныние. В какой-то момент ты хочешь молиться, а в другой раз у тебя нет такого желания. У тебя возникают противоречивые чувства. Это борьба. Именно так строятся отношения, живые, настоящие отношения.
Другой миф заключается в том, что мы думаем, что идеальный брак и идеальная супружеская пара означают то, что человек нашел свою половинку. Но это нездоровые мысли. Многие женщины говорят:
– Я не подхожу своему мужу.
Хорошо, вы не подходите друг другу. В каком смысле мы это говорим? В том смысле, что мы разные люди. Мы должны понять, в чем заключается наша противоположность, а не сходство. Красота жизни заключается в различиях, которые ты можешь сочетать. Если вы посмотрите на Божие мироздание, то увидите, что оно состоит из различий – тепло и холод, свет и темнота, зима и лето. Господь постоянно играет с контрастами и через них создает гармонию.
Когда составляется Тело Церкви? Когда все харизмы функционируют. «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?» (1 Кор. 12: 29). Все мы составляем Церковь. Кто-то обладает даром утешения, он говорит тебе несколько утешительных слов, и ты чувствуешь себя легко и говоришь:
– Он сказал мне всего пару слов и утешил меня, и сейчас я чувствую себя прекрасно!
Другой может разговаривать с тобой с утра до вечера, но не сможет утешить тебя. Или, не сказав тебе ни слова, утомит тебя, потому что у него нет дара утешения. У третьего есть дар молитвы, а у четвертого дар исцеления. Какая компания хорошая? В которой есть и молчаливый человек, и весельчак, и мудрец, и практик, и теоретик, и эти контрасты создают прекрасную компанию, великолепную гармонию. Послушайте, как хорошо говорит преподобный Паисий Святогорец:
«Некоторые мужчины приходят ко мне в келью и говорят:
– У меня нет гармонии с моей женой, у нас противоположные характеры. У нее один характер, а у меня другой. Как Господь может совершать такие странные вещи? Разве Бог не мог устроить так, чтобы мужчины и женщины подходили друг другу и могли жить духовно?
– Вы не понимаете, – отвечает им преподобный Паисий, – что в различии характеров кроется Божественная гармония. Разные характеры создают гармонию. Горе вам, если бы у вас были одинаковые характеры!
Представьте себе, что было бы если бы, например, вы оба легко сердились друг на друга? Вы можете себе это представить? Если вы оба будете нервничать в вашем доме, что тогда произойдет? – Вы разрушите свой дом. А что было бы, если бы вы оба были кроткими натурами? Засыпали бы стоя».
Можете ли вы представить себе дом, в котором супруг и супруга инертные натуры? Или оба имеют эмоциональный характер? Представь себе, что ты возвращаешься уставший с работы, заходишь в комнату и говоришь:
– Жена, я плохо себя чувствую, мне сегодня плохо!
А супруга тебе отвечает:
– А обо мне ты не подумал? Мне в три раза хуже, чем тебе!
Если мы оба войдем в это состояние, то утонем еще в гавани. Это безумие. В семье один должен поддерживать другого.
Представьте себе, если в семье что-то случится, например, ребенок заболеет, а жена скажет:
– Я боюсь пойти с сыном в больницу!
А супруг ответит ей:
– И я тоже боюсь отвести нашего ребенка к врачу!
И они оба будут бояться того, что должны отвезти своего ребенка на прием к врачу. В конце концов они привезут ребенка к врачу и выйдут из кабинета.
Знаете ли вы, почему это происходит? Потому что мужчины хотят соответствовать стереотипам и представлениям о мужчинах (потому что в обществе существуют определенные стереотипы, и один из них – что мужчина не плачет, что на самом деле разрушает его эмоциональный мир), и поэтому мужчины создают твердую внешнюю оболочку, но внутри они дети. И те, кто имеет опыт семейной жизни, знают, что мужчины – это дети и всегда остаются детьми. Поэтому не дай Бог, чтобы ваш муж заболел! Да хранит Господь ваших супругов! Тогда он начинает ворчать, злиться, капризничать. Женщина по своей природе более устойчива к боли. Мужчина – это ребенок, который ворчит:
– Подними мою подушку выше, опусти ее ниже, подними ее, опусти ее! Ты не обращаешь на меня внимания! Ты дала мне горячий суп! Что ты положила в суп, что он такой безвкусный?!
И ты постоянно слышишь в свой адрес претензии со стороны мужа. Женщины терпеливее, чем мужчины.
Однажды одна женщина рассказала мне:
– Недавно мы пошли к врачу, и я попросила мужа, чтобы он зашел с нашим ребенком в кабинет врача, чтобы доктор сделал ему укол, но когда муж увидел шприц, он потерял сознание. Хорошо, что я была в коридоре и врач позвал меня.
Это то, что я говорил сегодня утром клирикам, что на Крите ты видишь некоторых мужчин, которые, когда видят шприц, сразу падают в обморок – потому что у них особая чувствительность.
Преподобный Паисий говорит: «Поскольку вы подходите друг другу, вы не подходите друг другу». Какие прекрасные слова! «И поскольку вы не подходите друг другу, вы подходите друг другу, потому что вы разные». Старец добавляет:
«Представьте себе, если оба супруга чувствительные и если что-то плохое случится в их доме, они оба расстроятся:
– Ох, какое несчастье с нами случилось! – начнет говорить супруг.
– Какая беда произошла в нашей семье! – будет отчаянно говорить жена.
То есть они оба будут отчаиваться. Один из супругов не сможет поддержать свою половинку и сказать ей:
– Послушай, с нами не произошло ничего такого страшного, чего мы не могли бы пережить».
Чтобы преодолеть все это, первое, что я могу посоветовать, – нужно искоренить этот образ мышления, когда мы принимаем это как нечто должное, и совершенствовать наши отношения. Один мудрый философ сказал, что люди становятся сильнее тогда, когда они постоянно сомневаются. То есть каждый день ты должен подвергать сомнению свои семейные отношения и спрашивать себя:
– Что происходит в наших семейных отношениях? Как они складываются? Что происходит с нами обоими? Понимаю ли я своего мужа? Понимает ли он меня? Как мне проникнуть в мир своей жены? Как мне проникнуть в наши семейные отношения? Как навсегда разрушить стереотипы, что если я женился на женщине, то само собой разумеется, что она всегда будет моей женой?
Ты должен каждый день завоевывать свою половинку, ты должен бороться за свои семейные отношения, и для этого ты должен прилагать усилия. То же самое происходит и в отношениях с Богом. Одна из самых больших проблем в духовной жизни заключается в том, что человек считает, что если он внешне соблюдает какие-то определенные формы и правила, постится, ходит в церковь, то у него хорошие отношения с Богом. Это не так. И это выяснится в процессе духовной жизни. Отношения с Богом – это живые отношения. Ты борешься, и поэтому ты то теряешь Бога, то находишь Его. Красота отношений с Богом заключается в том, что они живые.
Следующее, что мы должны делать, как я уже сказал в начале беседы, – мы должны иметь реалистичное представление о своей половинке, наслаждаться ее своеобразностью и ее красотой, радоваться тому, что она не такая, как ты, и черпать из этой различности. Например, многие женщины очень практичны, может быть, у них не очень теоретический ум, но они очень практичные. Один великий интеллектуал наших дней говорил мне:
– Батюшка, позвольте мне что-то вам сказать, я хочу быть искренним. Я весь день нахожусь в канцелярии, читаю, пишу, исследую, езжу на конференции, выступаю на научных симпозиумах, даю интервью и так далее. Когда я возвращаюсь домой, я не хочу снова слушать то же самое, что я слышал на работе. Поэтому то, что дает мне моя жена, чрезвычайно важно, потому что это выводит меня из мира, в котором я постоянно нахожусь, и я попадаю в другой мир, более практичный, более простой.
Если вы спросите священника, где он чувствует себя комфортно, то он ответит:
– В компаниях, где я меньше всего нахожусь в своей роли.
Что это значит, чтобы вы не поняли меня неправильно? Часто, когда иерей куда-то приходит, поскольку люди видят, что он священник, ему сразу начинают задавать вопросы.
– У меня друг священник, у меня дядя священник, у меня прадед священник, поп в нашей деревне делает то-то и то-то… – говорят ему люди.
То же самое происходит и с учителями. Когда учитель приходит куда-то, то сразу же начинаются вопросы. А что с врачом? Еще хуже. Он не может не ответить на вопросы своих пациентов. Такая ситуация часто происходит в моем приходе. После работы врач идет с друзьями в кафе выпить чашечку кофе, и какой-нибудь его пациент подходит к нему и говорит:
– Доктор, вчера вечером у меня было низкое артериальное давление. Как нормализовать его?
И таким образом врач и после работы продолжает работать. Вот он уже собирается выходить из кафе, но тут к нему подходит другой пациент и говорит ему:
– Доктор, у меня высокий уровень сахара в крови! Посоветуйте, какие лекарства мне купить?
И так каждый раз, когда врач после работы находится в компании друзей, его пациенты жалуются ему на свое здоровье. То же самое происходит и с духовником. Он хочет куда-то пойти и почувствовать себя обычным человеком, чтобы его не просили говорить на богословские темы и не задавали ему каверзные вопросы. Это не очень хорошие вопросы. Мне тоже не нравится, когда меня кто-то встречает на улице и просит:
– Батюшка, расскажите что-то духовное!
Что это означает? Что такое духовность? Я имею в виду, что жизнь не раздробляется на части. Одна из многих вещей, которые сделал Христос, заключается в том, что Он освятил жизнь, Он не разделил ее на священные и скверные моменты, на духовные и недуховные моменты.
Для православного богословия вся жизнь – это одно духовное событие; в ней нет высших и низших моментов. Старец Ефрем Катунакский говорил, что он не переставал молиться даже в туалете. Я был еще маленьким, когда впервые услышал это, и эти слова немного шокировали меня, потому что тогда я был пиетистом. Но позже я понял смысл этих слов старца Ефрема. Он говорил о том, что даже там он молился. В его жизни не было нечистых и священных моментов.
Однажды во время поста мы пришли в дом одной глубоко верующей семьи. Подали первое блюдо. Оно было очень сытным. Затем нам подали кальмары, фаршированные овощи. Чуть позже нам подали и другие вкусные блюда. Все, что вы можете себе представить, – осьминоги, креветки и так далее. После того, как мы наелись до отвала, мне сказали:
– Батюшка, расскажите нам что-нибудь духовное.
Я ответил:
– Что духовного я сейчас могу вам рассказать? Единственное, что я могу сказать на данный момент, принесите мне, пожалуйста, таблетку «Маалокса» (лекарство от изжоги).
Или часто бывает, когда после окончания Божественной литургии мы идем в кафе и садимся за столик, кто-то просит тебя:
– Батюшка, не могли бы вы рассказать нам что-нибудь духовное?
Но ведь мы же только что отслужили Божественную литургию! Если она ничего духовного тебе не говорит и если Сам Христос, Который находится в Святой Евхаристии, ничего тебе не говорит, то что я могу тебе рассказать?
Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт храма святого царя Бориса в Варне
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм