Проповедь в Великий Понедельник иеромонаха Игнатия (Шестакова)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Последнее время мы наблюдаем очень грозные события по всему миру, и совсем рядом с нами уже происходит откровенное преследование православного христианства, уничтожение Церкви на разных уровнях. Уже обыденностью становятся аресты духовенства. И мы, живя в Москве, видим это, но нам кажется, что если так происходит где-то, то поделом.
Когда, видя чьи-то грехи, мы думаем, что то, что там происходит, не может стать реальностью для нас, мы очень жестоко ошибаемся. Если мы посмотрим на историю нашей Церкви, нашего народа, то сто лет назад, когда началась Первая мировая война, в 1914 году, жизнь Церкви Христовой в тогдашней Российской империи была такой, что трудно было даже себе представить, что будет через десять лет. Начавшаяся война послужила неким детонатором для того, чтобы просто вся Православная Церковь в буквальном смысле встала на дыбы. Люди в 14–15 году еще строили какие-то иллюзии, планы, рассуждали о торжестве христианства, однако стремительно произошло совсем противоположное.
Кто устроил гонения на Церковь в России, откуда появились все эти люди? Конечно, были христоненавистники, но основная-то масса людей еще говорила друг другу: «Христос воскресе». И вдруг через несколько лет они начали ломать храмы и сажать священников в тюрьмы, издеваться, убивать. А потом наступило время, когда люди просто отказывались друг от друга. Например, если человек был офицером, служил в армии или был партийным работником, он на долгие годы отрекался от своих родителей, вообще с ними не общался. Как, например, маршал Василевский, известный герой Второй мировой войны. Его отец был священником, и он просто с ним не общался. И таких примеров было очень много. И это произошло внезапно, и не только в России.
Такие же ужасные вещи происходили в Малой Азии, например. Там такую же катастрофу пережила Православная Церковь, катастрофу, сопоставимую с тем, что творилось в России. Там тоже убивали епископов, уничтожали священников и сотни тысяч христиан просто выгнали из тех мест, где они жили тысячелетиями, сохраняли свою веру в Османской империи. Это говорит нам, что наше временное спокойствие, благополучие и безмятежие не должно служить для нас неким духовным сном, потому что в любой момент наше расслабление, какой-то грамм наших грехов может переполнить чашу, и все пойдет кувырком.
Сегодня, в Великий Понедельник, Церковь вспоминает, как, когда Христос взалкал, Он подошел к смоковнице, и увидев, что на ней нет никакого плода, проклял эту смоковницу и сказал, что больше на ней не будет никогда плода, и дерево тут же засохло. Это событие является для всех нас образом нашей жизни и образом жизни целых народов. Чем это Евангельское чтение заканчивается? Происходит спор фарисеев со Христом, который заканчивается грозными словами Христа. Он говорит фарисеям, людям, которые считали, что они больше всех знают о Боге, что они народ богоизбранный, но Царствие Небесное у них отнимется и дастся народу, который будет приносить плоды.
И мы видим, что Царство Небесное действительно отнимается сейчас у многих христианских народов, и на умножение народов нехристианских можно по-другому посмотреть. Может быть, они в чем-то приносят плоды Царствия Небесного, может быть, они лучше христиан. Мы говорим, что мы знаем Бога, но среди христиан, христианских народов просто жуткая безнравственность царит, жуткая. То, что называется социальным расслоением: одни безумствуют от своего богатства, просто уже не знают, что коллекционировать, где и в чем, в каком ракурсе себя фотографировать, а другим просто нечего есть в буквальном смысле или негде лечиться, негде учиться. И это все болезни христианского мира. Такое происходит не только в России, такое повсюду, во всех христианских странах православных.
Но Господь долготерпит, Он ждет, но Он алчет, жаждет нашей любви, наших дел, достойных Царствия Небесного. И как Он поступил со смоковницей, Он может поступить и сейчас, когда нет плодов покаяния. Он может просто иссушить, убрать, стереть целую отрасль. Такие мощные, глобальные страдания христианской Церкви происходили, например, в XX веке, хотя они и раньше случались. На них можно посмотреть с той точки зрения, что не так жили христианские народы и Церковь, тоже не тем занимались, не приносили плодов истинных. И Господь просто сказал: «Знаете, а Мне не надо вот это все ваше: журналы всех ваших Казанских, Киевских, Санкт-Петербургских и Московских академий, богословских трудов, этих медалек, вот это все ваше». Ведь так и произошло. Русская Церковь переживала расцвет богословской мысли, и сейчас мы до сих пор к нему возвращаемся, но не можем достигнуть. Все это оказалось перед лицом атеизма и других учений абсолютно бессильным, и на долгие годы это все куда-то ушло, и это было не нужно никому.
В Великий Понедельник мы собираемся духовно. Есть особая духовная сладость в этой аскезе, возможности освободиться от всего лишнего. Мы приближаемся ко Христу, хотя, может быть, этот Великий пост у кого-то прошел не очень удачно, никаких духовных плодов нет. Но все-таки есть еще время отрезвиться, собраться и провести эти дни так, чтобы хотя бы тень плодов Царствия Небесного принести Христу, чтобы Господь, алчущий и жаждущий нашей любви, нашей Евангельской правды и истины, не алкал и не жаждал, и принял нас в Свои объятия в Царствии Небесном. Аминь.
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм