НА ГРАНИЦЕ С НЕБОМ. О ПРОЕКТЕ «СТЕНА И СЛОВО»

В Московском Новом драматическом театре, художественным руководителем которого является друг Сретенской обители, режиссер Эдуард Бояков, в эти дни читается цикл лекций «СТЕНА И СЛОВО. Русский монастырь на границе с небом».

Фото пресс-службы Нового театра Фото пресс-службы Нового театра

Подготовка и проведение лекций осуществляются при участии Сретенского монастыря, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, а весь масштабный просветительский проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и фонда «Свете Тихий».

«Первая публичная московская библиотека была именно в этом здании, где сейчас располагается Новый театр, то есть в Усадьбе Салтыковых-Чертковых на Мясницкой улице. Книжные собрания Чертковского дома составили основу фондов Российской государственной библиотеки, и это очень большая ответственность для всех нас», – сказал, открывая цикл лекций на взрослых и детей, Эдуард Бояков.

Этот проект был задуман два года назад в соавторстве с крупнейшим архитектурным фотографом Михаилом Розановым, который снимал Лувр, Венский музей, прочие крупнейшие музеи мира. Но Михаил никогда не снимал монастыри. В итоге вместе с Эдуардом Бояковым они побывали в десяти крупнейших обителях нашей страны.

Псково-Печерский монастырь, Оптина пустынь, Троице-Сергиева Лавра, Дивеево, Кирилло-Белозерский монастырь – история каждой из этих обителей полна удивительных событий, свершений, подвигов, чудес, крайне важных для русской культуры, мифологии, мировоззрения, искусства, поэзии. Среди лекторов – насельник нашей обители игумен Павел (Полуков), который рассказал о Троице-Сергиевой Лавре, протоиерей Артемий Владимиров, протоиерей Василий Гелеван, монах Каллиник (Дмитриев) – пресс-секретарь Оптиной пустыни, хранитель келии преподобного Амвросия Оптинского.

Игумен Павел (Полуков) Игумен Павел (Полуков)

«Монастыри вписаны в нашу ежедневную городскую жизнь, они слиты с ландшафтом, с природой. При этом они являются границей между земной жизнью и тем, что находится за ее пределами – отсюда подзаголовок альбома и цикла лекций: "Русский монастырь на границе с небом". Мы задавали себе вопрос: "Что такое русский монастырь?" И даем на него свой ответ, в котором вовсе не претендуем на то, что нашими устами глаголет истина. Это путь к тому, чтобы разобраться в важнейшем феномене православной обители», – говорит Эдуард Бояков.

В Готическом зале театра представлены увеличенные фотоработы из альбома, посвященного православным монастырям. Отдельная глава посвящена каждому из десяти представленных в альбоме монастырей, на 11 черно-белых фото запечатлены монастырские комплексы в единстве с природным ландшафтом.

«На монастырь авторы смотрят с позиции русской культуры, – особенно на этот факт указывает Эдуард Бояков. – Монастырь – это культурное явление, которое принадлежит городу, цивилизации, истории. История монастырей связана не только с иноками, монахами, но и с восприятием этого феномена простыми людьми, этого града, который часто расположен в центре, такова топология. С другой стороны, монастыри – это маяки на наших границах. Так складывалась русская государственность. На отдаленных форпостах возникали скиты, потом монастыри, а вслед за этим оформлялись политические и государственные институты. И это сложное, очень сложное явление в рамках проекта авторы и пытаются рассмотреть».

«Мы попробовали найти 10 ключевых понятий, которые объясняют феномен русского монастыря. Монастырь – это царство, праведность, аскеза, переход, политика, знание, рубеж, воинство, тайна и подвиг, – говорит художественный руководитель Нового Театра. – Мимо монастыря нельзя пройти, не сделав поясной, а то и земной поклон, нельзя не выстаивать долгие службы. Для русского человека немыслимо было не поститься. Питейные заведения во время постов были закрыты. А потом весь мир удивляется, как мы смогли такую великую страну построить! Мы дошли до Аляски, где не было русского человека, но сила и антропология русского человека была такая. Нам нужно серьезно об этом задуматься и вспоминать постоянно».

Соавтор книги, фотохудожник Михаил Розанов, впервые работавший над таким масштабным проектом, говорит, что самое яркое впечатление на него произвели Соловки и Посольский монастырь на Байкале: «На мой взгляд, это идеальный монастырь. Безграничность белого Байкала, безграничность неба – и крошечный монастырь, где всего десять монахов. Другое измерение. И отношения между братией удивительные, потому что они очень доброжелательны, друг другу готовы во всем помогать».

Как отметили слушатели лекций, а это люди и воцерковленные, и только ищущие Истину, «очень здорово, что есть сейчас такая возможность просвещать социальные слои и наполнять их духовной информацией».

Особенно важно, что проект подразумевает лекции как для взрослой, так и для детской аудитории. «Мне очень интересно было бы послушать что-то новое о монастырях. Я была один раз с мамой в Лавре, хорошо узнать что-то новое», – сказала 14-летняя Евгения Кузнецова.

Рассказать обо всех лекциях в рамках одной публикации, конечно, невозможно, да и не нужно. У каждой обители своя история, свой дух. У каждого лектора свой стиль, своя подача материала, но общее, пожалуй, одно: храм, монастырь – это дом Бога, это место, где соединяются Земля и Небо.

Наталья Шатова

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment