НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ПРИМЕР ИСТИННОЙ СВОБОДЫ

Митрополит Савва (Эспер)

Великим постом мы особо чествуем святую, сподобившуюся испытать Божественную любовь в самой высокой ее степени, которая только доступна человеку. Эта святая – преподобная Мария Египетская.

Еще в юности, будучи привлекательной внешне, она стала блудницей, а телесные страсти привели ее к греховной жизни. Она отправилась в путешествие в Иерусалим в поиске новых телесных приключений. Там и коснулась ее Божественная благодать. И среди множества паломников только юная Мария почувствовала невидимую преграду, которая мешала ей войти в Храм Гроба Господня.

Это глубоко уязвило ее сердце, и она ощутила тяжесть своих грехов и свое недостоинство поклониться Гробу Господню. Тогда Мария поклялась Богу измениться и вести жизнь, угодную Ему. И произошло не только это, но даже больше. Вместо сладострастных стремлений и желаний, которые ниспровергали ее в ров греха, она приобрела духовные стремления и желания. Таким образом она смогла прикоснуться к истинной любви Божией.

После того, как она исповедовала всю свою порочную жизнь, она ушла в Иорданскую пустыню и прожила там остаток своей жизни, до 47 лет, в абсолютном одиночестве, наедине со своим Господом. Встретившись с ней в конце ее жизни по Божественному Промыслу, старец Зосима открыл Церкви ее благочестивую жизнь. Он выслушал историю ее жизни и записал, а святитель Софроний Иерусалимский передал ее как пример истинного покаяния на благо дальнейших поколений христиан.

Мария превратила поклонение своей плоти и ее потребностям в поклонение Богу. Она оставила богатую жизнь в роскоши и выбрала аскетический образ жизни, который превосходит человеческие возможности. Таким образом, ее пример уязвляет сердце каждого современного человека, порабощенного и опутанного потребительством, раздавленного этой неудержимой потребительской мясорубкой. Что давало возможность Марии, привыкшей к богатству, жить впоследствии одной в пустыне, вдали от всего необходимого, и поддерживать свое существование лишь травой и корнями? Ее любовь к Богу.

На иконах преподобная Мария обычно изображается очень истощенной женщиной с выступающими ключицами. Посмотрите, какую аскетическую жизнь она вела, воздерживаясь даже от самого необходимого на протяжении более сорока лет! Не говорит ли это нам, насколько мы заблуждаемся в отношении многого, без чего, по нашему мнению, мы не можем жить?

Святая Церковь ежегодно празднует память этой великой святой в Неделю 5-ю Великого поста. Через эту память Церковь предлагает нам изменить наши приоритеты, чтобы мы могли отныне жить благочестивой и святой жизнью. Современная эпоха заставляет нас постоянно гоняться за новыми «нуждами», которые ежедневно создаются искусственно окружающим миром. Сколько же примеров, подобных Марии Египетской, нам сейчас нужно, чтобы мы могли достичь желаемой свободы от потребления и избавиться от экономических оков, которые безжалостно сковывают нас?

Придел Марии Египетской древнего собора Сретенского монастыряПридел Марии Египетской древнего собора Сретенского монастыря

Некоторые думают, что аскетизм – удел лишь избранных святых, но это неправда. По учению Православной Церкви, посильный аскетизм испрашивается от каждого свободного христианина, хотя бы в той степени, которая зависит от него. Современные люди боятся слова «аскетика». Некоторые даже отказываются его слышать, потому что в их сознании оно ассоциируется с лишениями и истязанием тела. Однако в христианском понимании аскетизм есть освобождение от всего, что может сковывать и опутывать человека. Например, если вас увлекло курение, и вы не можете бросить его или ограничить потребление табака, то вы раб курения. В этом случае рабу данной страсти для освобождения необходим аскетизм и самопринуждение. Освободиться из плена курения – аскетический поступок. То же самое относится и к другим подобным страстям нашей жизни. Мы должны контролировать их, а не подчиняться им.

Христианский аскетизм требует от вас сначала стать человеком в полном смысле этого слова, прежде чем вы станете человеком духовным. Человек, который внутренне несвободен, несовершенен.

Слово «аскетизм» происходит от греческого «ἄσκησις», что означает «упражнение». Когда мы были студентами университета, мы часто слышали от наших коллег по архитектурному факультету: «Завтра у нас будет esquisse» (с франц. переводится как «эскиз» – прим. пер.), что означало «упражнения в рисовании».

Согласно восточнохристианскому пониманию, вести аскетическую жизнь – значит практиковать определенные упражнения, включающие в себя воздержание от вредных привычек и замену их на более позитивные и полезные. Правильные привычки искоренят плохие, и вы будете практиковать их с радостью. Пост, например, является аскетическим упражнением. Когда вы поститесь, вы воздерживаетесь от определенной пищи. Это необходимо, чтобы приучить себя преодолевать чревоугодие, а не порабощаться им. Ограничение времени просмотра телевизора или пользования социальными сетями – тоже аскетическое действие. Современные люди окружены технологиями и потреблением, которые активно вторгаются в нашу жизнь и в равной степени вторгаются в наши умы и сердца.

Современный человек живет для того, чтобы работать и увеличивать свои доходы, в то время как его расходы растут. Поэтому он ищет другую или дополнительную работу; в конечном итоге он растрачивает свою жизнь в порочном круге, пока окончательно не истощается. Если трезво поразмыслить, разве в наши дни не нужно, чтобы человек сделал паузу и спросил себя: «Каковы мои приоритеты? От каких вещей можно отказаться и жить уже без них?» Однако чтобы противостоять потоку потребительства, в котором живет внешний мир, нужны мужество и смелость.

В нашем материалистическом мире через своих верующих Церковь должна быть живым свидетелем простоты и свободы от всего ненужного, что может требовать или предлагать окружающий мир. Христиане должны являть собой пример, чтобы другим показывать возможность полноценной жизни, благодаря присутствию в ней Бога. Те из нас, кто ищет истинной свободы, должны обрести неугасимое стремление к Богу, подобно египетской подвижнице. У нее было такое глубокое чувство покаяния, что она забыла мир и все, что в нем. Таким образом, она стала святой, достойной того, чтобы ей открылась Божественная любовь. Но мы живем в миру, и Господь не просит нас удалиться от него подобно отшельникам. Царство Небесное, согласно христианскому учению, начинается здесь и сейчас. Мы не должны забывать, что все мы званы туда, и это намного прекраснее и возвышеннее того миража, на который многие напрасно тратят свою жизнь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Антиохийская Архиепископия Америки

Митрополит Савва (Эспер)

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment