О ЧАСТОТЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

Иеромонах Афанасий Симонопетрский

Интервью Манолиса Мелиноса с иеромонахом Афанасием Симонопетрским о том, как часто нужно подходить к Чаше Жизни.

– Есть разные мнения о частом Причастии. Одни говорят о необходимости частого Причастия, другие предупреждают об опасности превращения частого Причастия в привычку. Разумеется, это вопрос мирянина и его духовника. Вы можете дать определенное правило по этому вопросу?

– Всегда существовали эти два мнения. Все зависит от рассудительности каждого духовника. Мы не можем для всех установить единое правило. Когда мы в определенные моменты находимся в состоянии духовной готовности, то мы можем, согласно священным канонам, чаще приобщаться к Чаше Жизни. Иногда это нам мешает сделать какое-то наше духовное падение, какой-то наш грех. Таким образом, мы не можем дать одно определенное правило для Святого Причастия.

Иеромонах Афанасий Симонопетрский Иеромонах Афанасий Симонопетрский

Однако на Афоне из-за турецкого владычества и по незнанию неправильно утвердилась дурная привычка – причащаться раз в месяц. Когда мы сюда приехали, то застали эту практику редкого причащения. Постепенно эта практика была приостановлена, потому что с чтением духовных книг преподобного Симеона Нового Богослова и других святых отцов, особенно преподобного Никодима Афонского о частом причащении, и на Афоне стали чаще причащаться. Но мы не можем рекомендовать для всех единое правило частого или редкого Причастия. Для каждого человека духовник должен индивидуально решать этот вопрос в соответствии с духовным состоянием причащающегося, а не сам верующий.

– Я вспоминаю, как однажды группа паломников говорила, что человек должен быть очень «чистым», потому что Христовый Дух не может находиться в нечистом человеке.

– Надо бороться за постоянное очищение. Разумеется, это следует делать согласно человеческим силам. Разве есть кто-то, кто является полностью духовно чистым? Но давайте вернемся к старцу Арсению[1]. Итак, он не причастился во время праздника чествования святого Симеона. Старец Арсений произвел на меня большое впечатление, и я что-то спросил у него. Он мне ответил:

– Батюшка, у меня была проблема с желудком, и я боялся вырвать Святое Причастие.

– Хорошо, – сказал я ему. – Причастишься завтра или послезавтра.

Все остальные монахи пошли в трапезную. Он не пришел трапезничать. Старец Арсений взял маслины и сухарь, пошел в свою келию и там ел стоя.

Мы сидели за столом и ели тахинный суп. Мы кушали сидя, а он стоя ел маслины, прислонившись к углу кельи. В таком положении и состоянии у него случился инсульт, парализовало правую сторону тела. Он упал на пол и звал на помощь, но мы его не слышали, потому что были на службе в церкви. Когда закончилось богослужение и мы возвращались в свои кельи, то услышали его стоны. Мы поспешили в его келью и увидели лежавшего на полу старца.

– Что случилось, геронда?

Тяжело дыша, он ответил:

– Со мной произошел инсульт.

Мы немедленно вызвали врача. У него было очень высокое артериальное давление. Врач дал ему лекарство, но сказал, что у него будет и второй инсульт. Я наклонился к нему и сказал:

– Вы хотите, чтобы я принес Святые Тайны, чтобы Вы причастились?

– Да, принеси! – произнес с воодушевлением старец Арсений.

Сначала мы совершили таинство Елеосвящения, помазали его елеем, затем старец Арсений причастился. Сразу же после этого с ним произошел второй инсульт, и у него парализовало и левую часть тела. Он стонал всю ночь. На следующее утро, 13 марта, в час, когда били в било во время песнопения «Се, Жених идет…», старец Арсений предал дух Богу. Сейчас он на Небесах и там радуется со святыми. Желаю нам его молитв!

– Давайте поговорим о великом старце и настоятеле Неофите, жившем в начале ХХ века.

– Старец Неофит родился в Малой Азии, в Алацате. Хотя он был не очень образован, окончил один или два класса, но обладал лидерскими качествами и пользовался уважением на всем Афоне. Старец Неофит был пламенным человеком и всецело посвятил себя монашеству. Всей душой возлюбил Господа, Пресвятую Богородицу и Ее Сад.

С ним произошло два случая. Первый случай связан со строительством монастыря. Соорудили пандус с кладбища, которое находится у подножия скалы. Пандус был высоким – 50 метров, возвышался над строящимся духовным зданием. А внизу – пропасть! Лестница и пандус были из каштанового дерева. Тогда не было кранов, которые мы сегодня используем для погрузки материалов во время строительства. В то время не было ни дорог, ни грузовиков для перевозки строительных материалов. Для этого использовали огромных быков.

Старец Каллист, который умер в возрасте 100 лет и был последним монахом старца Неофита, рассказал нам, что они надевали шоры на волов, когда нагружали их строительными материалами и поднимались с ними вверх по пандусу, а наверху волов разгружали. Когда строительство монастыря достигло четвертого этажа, старец Неофит поднялся наверх по пандусу, чтобы проверить работу строителей.

Не знаю, как это произошло. Наверное, это было искушение. Старец Неофит оступился и упал в пропасть, на скалу… Все думали, что он разбился насмерть. Все спустились в пропасть. И – о, чудо! Увидели, что он живой! Разумеется, старец Неофит был сильно «помят». Почти все его кости были сломаны. Он попросил монахов не сразу нести его в келию, а дать ему немного прийти в себя. Старец попросил монахов зарезать вола. Монахи зарезали одного вола, сняли с него шкуру и в лечебных целях укутали ею часть тела старца Неофита.

Затем монахи зашили воловью кожу и оставили его в ней лежать на солнце. Был июль. Естественно, кожа вола высохла, сморщилась и превратилась в «гипс». Так старец Неофит пролежал в воловьей коже 18 месяцев. Только представьте себе, какое огромное терпение он имел!

Но самое главное заключается в другом. На следующий день, когда канонарх пришел к старцу Неофиту, чтобы получать благословение на начало совершения утрени, игумен попросил его сообщить эпитропам, чтобы те немедленно пришли к нему. Монах испугался, подумав, что у старца Неофита наступил последний час его жизни и он хочет дать им свои последние наставления. Он немедленно сообщил об этом монахом, которые пришли к старцу и были удивлены, услышав, как он умолял их отнести его в храм. Они оцепенели, потом посмотрели друг на друга. Не падая духом, старец Неофит сказал им:

– Найдите для меня место в храме. Игумен не может не участвовать в богослужениях. Где тело, там и голова!

Когда монахи поняли, что он непреклонен в своей просьбе, они сделали то, о чем он их попросил. Таким образом, сидя справа на игуменском троне в кожаном «гипсе», старец Неофит в течение полутора лет участвовал в богослужениях и даже произносил все молитвы возглавляющего Божественную литургию!

Второй случай. Каждый четверг в монастыре замешивали тесто для выпечки хлеба на следующие семь день. Поскольку в монастыре работали 80 североэпирских рабочих, то выпекали много булок хлеба. В то время в святой обители не было тестомесильных машин, поэтому монахи вручную месили тесто для хлеба.

Это был тяжелый труд. После того, как пекарь сделал в пекарне соответствующие приготовления, он ударил в большое било, чтобы собрать отдыхающих монахов, чтобы те помогли ему с выпечкой хлеба. Никто не пришел. Тогда пекарь второй раз ударил в било. И в этот раз никто не пришел помочь ему. Видя, что тесто уже стало подниматься, он начал беспокоиться, чтобы тесто не пропало. В отчаянном состоянии пекарь пошел к настоятелю монастыря и рассказал о случившемся. Старец Неофит сказал ему:

– Не расстраивайся! Ничего не делай. Иди в свою келию и выполни свое молитвенное правило.

– А как же тесто? Ведь братья останутся без хлеба? – удивленно спросил пекарь.

– Выброси тесто в пропасть, пусть его съедят шакалы. Ведь и они должны что-то есть. А что касается монахов, то я преподам им урок! Иди и скажи келарю, чтобы он пришел ко мне!

Когда монах-келарь пришел к настоятелю, старец Неофит спросил его, есть ли у них хлеб. Тот ответил игумену, что осталось всего три буханки. Старец Неофит благословил не ставить хлеб на стол. Он даже сказал трапезарю:

– Сервируй на трапезе рядом с каждой тарелкой с едой по одной тарелке с мукой и накрой их другими плоскими тарелками.

– Но, геронда… – хотел было промолвить послушник-пекарь, но следующие слова настоятеля прозвучали, как молния:

– Прояви послушание!

Когда монахи пришли в трапезную и убрали накрытые тарелки, то увидели муку. Они в изумлении переглянулись, позвали трапезаря и попросили у него хлеба.

– Что, братья? Вы хотите хлеб? Сегодня это будет вашим хлебом, – строгим голосом сказал старец Неофит, указывая на тарелки с мукой. – Вы сегодня пришли месить тесто? Не пришли. Вот мука и осталась мукой, а не хлебом. Сегодня вы будете есть этот «хлеб»!

С тех пор не дожидаясь того, чтобы пекарь бил в било, монахи уже ждали возле пекарни, чтобы месить тесто для хлеба!

Запад хочет сердце и свободу! А они есть в православии

– Поражает уровень образования афонских монахов. Мы знаем монахов с двумя или тремя высшими образованиями и свободно говорящих на семи языках! Это убедительный ответ «доброжелателям», которые, в лучшем случае по невежеству, говорят, что монахи – это лентяи, маргиналы, принявшие монашеский постриг из-за того, что не смогли реализоваться в жизни.

– Монашеская жизнь – это ежедневный крест. Самые разные люди приезжают в монастырь, чтобы пожить с нами четыре-пять дней. Но уже на следующий день они чувствуют подавленность и сильное желание уехать. Они говорят нам, что уезжают из монастыря, потому что не могут вынести одиночества. Представьте себе, что значит для каждого монаха каждый день в течение всей жизни совершать монашеский подвиг!

Что касается образовательного уровня, то он действительно высок как на Афоне, так и в других обителях, причем как в мужских, так и в женских монастырях. Что касается разных национальностей монахов, то могу сказать, что в последние годы интерес к Афону, к православию в целом, стал всеобщим. К нам приезжают и неправославные, нерелигиозные люди. Все они в большей или меньшей степени ищут духовного прибежища в православии. В прошлом году в наш монастырь приезжал один высокопоставленный европеец. Мы с ним душевно побеседовали. В какой-то момент я спросил его:

– Почему такой выдающийся человек, как ты, приехал к нам, простым монахам, если мы не представляем собой ничего особенного?

Он ответил мне, обезоружив своими словами:

– Возможно, Вы, геронда, и не являетесь кем-то особенным, как Вы говорите. Но Вы живете в драгоценном месте и имеете драгоценное сокровище – православие!

Я намеренно продолжил в том же духе и спросил его:

– Что может ожидать от православия такой выдающийся человек, как ты?

В разговоре участвовали четыре-пять монахов. Он поочередно посмотрел нам в глаза и произнес:

– Послушайте, отцы, я вам кое в чем признаюсь. Сегодня мы устали от обоих способов выражения христианства на Западе: и римокатолицизм с его законническим духом, и протестантизм с его жестокосердной логикой подавили нас. Мы хотим и сердце, и свободы! Все это вы имеете в православии. Возможно, вы этого не понимаете. Мы же, находясь за пределами православия, понимаем это очень хорошо.

Этот человек – высокопоставленный работник ЕС, и я, ссылаясь на его служебный статус, спросил его:

– Чего Европа ждет от Греции?

Он ответил мне торжественно и четко:

– Мы ожидаем, что вы привьете нам древний эллинский дух и православие. Мы не ожидаем ни промышленного производства, ни экономической поддержки. Классический идеал и православие – вот чего мы хотим, чтобы вы нам дали!

У нас, греков, православие заложено в хромосомах! Православие – в нашем сердце, оно передается из поколения в поколение.

Говоря о происхождении афонских монахов, скажу, что все иностранцы – не иностранцы, потому что они нам не чужаки, а честные наши братья во Христе, с прекрасным образованием. Например, в одном монастыре я знаю монахов, которые являются докторами философии, химии и статистики. Каждый из них владеет тремя-четырьмя языками! Эти черноризцы с отличным образованием являются для нас ярким примером.

Иностранцы принесли с собой тысячи различных культурных элементов. Некоторые из них были атеистами или верили во что-то другое, но, приняв православие, они приносят большие жертвы и несут огромные труды, чтобы стать совершенными монахами. Они с почитанием подвизаются и преуспевают в духовном деле, внешне истлевают в аскетизме и, как говорит святой апостол Павел, «обновляются внутренне» (см.: 2 Кор. 4: 16).

– Здесь, в монастыре Симонопетра, Пресвятая Богородица совершила великое чудо, связанное с елеем. Не могли бы Вы рассказать об этом чуде подробнее?

– Я с удовольствием расскажу вам об этом чуде, свидетелями которого стали не один, а трое человек.

Каждый год в нашем монастыре, как и в каждом другом, происходит снабжение необходимыми продуктами. В этот год трое монахов приготовили делвы[2], находящиеся в помещении для елея под собором. Там находится много делв разной вместимости времен святого Симона (XIII век): большие делвы емкостью 800 литров, маленькие – по 100 литров. Всего их около тридцати. Каждый год мы моем все делвы водой с карбонатом калия и содой. Затем мы накрываем их чистой льняной тканью и ставим сверху чистые пластинки, чтобы туда случайно не попала крыса или пресмыкающееся. Для большей безопасности обвязываем вокруг горлышка каждой делвы кусок ткани.

В тот год, 20 ноября 1989 года, привезли елей незадолго до малой вечерни накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Монахи отнесли елей в помещение, рядом с пустыми делвами, для того чтобы на следующий день, после праздника, перелить его в делвы.

На следующий день, когда закончились богослужения, в помещение вошел дохиар[3]. Он зажег свечу перед образом Богородицы, перекрестился и прочитал акафист. Так происходило каждый раз, когда дохиар входил в это помещение. Затем он открыл первую делву, чтобы перелить елей в две большие делвы. И что он увидел? Елей был налит в делву емкостью 250 литров до самого горлышка! Дохиар был изумлен! Никто не мог войти туда, потому что ключ был только у него. Дохиар засомневался в себе. Поэтому он побежал прямо к магеру[4] и попросил его подтвердить, что тот взял последние восемь литров оливкового масла из этой делвы до того, как привезли новый елей. Естественно, магер подтвердил, что последнее количество елея было налито из первой делвы. При этом магер выразил удивление по поводу вопроса дохиара, потому что они вместе взяли елей из делвы.

Магер оставил кастрюли и пошел в помещение с делвами и новым оливковым маслом. Он начал креститься, увидев наполненную елеем делву, которая до этого была пустой! Затем магер и дохиар с той же мыслью бросились ко второй делве. Она тоже была наполнена елеем! После этого они пошли к епитропу и к настоятелю монастыря[5].

В это время игумен исповедовал. Когда дохиар и магер сообщили ему об этом, настоятель монастыря попросил их никому ничего не говорить. Он закрылся в своей келье на трое суток и не приходил ни в храм, ни в трапезную, ни куда-либо еще. Настоятель монастыря возносил усердную молитву. После Божественной литургии в честь праздника святой Екатерины он позвал нас в свою келию и сообщил о чуде с елеем. Мы были потрясены. Это не поддавалось логическому объяснению: как две пустые делвы, тщательно вымытые, наполнились 500 литрами елея? Мы спросили игумена:

– Почему Пресвятая Богородица это сделала для нас?

Он ответил:

– Она сделала это не для нас, а потому, что очень много людей получат от этого освящение и исцеление. Почти со всего мира люди просили у нас елей, и мы им отправляли его. После помазания этим елеем происходили большие чудеса, исцеления и разные другие чудесные вещи[6].

Беседовал Манолис Мелинос
Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт храма святого царя Бориса в Варне

[1] Смотри первую часть беседы Манолиса Мелиноса с иеромонахом Афанасием Симонопетрским «Старец Арсений» – Примечание болгарского переводчика.

[2]Делва – большой глиняный сосуд (кувшин) с двумя ручками.

[3] Дохиар – человек, отвечающий за хозяйство монастыря.

[4] Магер – монах, заведующий кухней в монастырском братстве.

[5]Покойному архимандриту Емилиану. – Примечание редактора сайта храма святого царя Бориса в Варне.

[6] В оригинальном тексте помещена выдержка из монастырского документа, свидетельствующего об этом чуде. Необходимо отметить, что подобное чудо произошло и в 1974 году – Примечание редактора сайта храма святого царя Бориса в Варне.

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment