Анна Власова
Часть 1.
День второй
Раннее утро второго дня пребывания на Валааме началось с Литургии в Спасо-Преображенском соборе. Верхний храм двухэтажного величественного собора красив и торжественен. Когда-то монахи строили его своими руками, и сами его расписывали.
После завтрака нас ждал экскурсовод:
– Сегодня поедем на Святой остров, где когда-то жил в пещере преподобный Александр Свирский. Дождевики не забудьте. День сегодня пасмурный, возможно, дождик начнется.
В назначенное время группа собралась на причале, началась посадка на катер. Ладога была спокойна. Ее темные холодные воды и серое небо над головой напоминали о том, что мы находимся в северной части нашей необъятной Родины. Вскоре катер причалил на Святом острове. Паломники вышли на берег. Узкая тропинка между сосен вела наверх. Мы стали подниматься к храму. Сосновый запах, тишина и спокойствие настраивали на молитвенный лад. В лесу было тихо-тихо. Вот мы уже подошли к пещере, в которой некогда жил преподобный Александр Свирский. Этот известный святой начинал свой монашеский путь на Валааме. По одному проходим в пещеру. Как же он жил здесь?
Какая же здесь тишина! В молчании спускаемся к ожидающему нас катеру. Пора возвращаться.
На этом наши экскурсии на сегодня не закончились. После обеда выглянуло солнышко, потеплело. Когда группа высыпала на причал, наш экскурсовод сидел на скамейке и грелся на солнышке:
– Вы чудотворите, как хотите, – пошутил он. – Без вас мы тут мерзли, Ладогу штормило, никто не мог на Валаам попасть. А как вы приехали – так сразу и Ладога успокоилась, и потеплело, и дожди прекратились. Пойдемте. Нас уже автобус ждет. Сейчас по скитам поедем.
Быстро заняв места в ПАЗике, мы поехали на экскурсию. Вскоре автобус остановился.
– Приехали. Выходите. Сейчас давайте пройдем на смотровую площадку, посмотрим на Большую Никоновскую бухту, – экскурсовод повел нас по дорожке. Нашему взору открылись синие-синие воды Ладоги, голубое небо и белоснежные пришвартованные круизные теплоходы.
– Красота-то какая! – воздохнул кто-то из паломниц.
От смотровой площадки мы поднялись к Воскресенскому скиту.
– Обратите внимание: все постройки выполнены из красного кирпича. И это неспроста. Скит посвящен самому главному событию – Воскресению Христа. Согласно русской традиции, красный цвет является пасхальным, поэтому и Воскресенский скит построен именно из красного кирпича.
Храм оказался двухэтажным. Верхний – яркий, праздничный, нарядный, с необычным фаянсовым иконостасом – посвящен Воскресению Христа. А нижний храм не совсем обычен. Здесь расположено подобие Гроба Господня. В нижнем храме царят сумрак и молитвенная тишина. По одному мы прошли помолиться в Кувуклию.
Из храма вышли во двор. Экскурсовод показал нам скитские корпуса и рассказал про удивительную жизнь Иннокентия Михайловича Сибирякова, миллионера XIX века, пожертвовавшего деньги на строительство храма и впоследствии отказавшегося от богатства, всех мирских благ, принявшего монашеский постриг и завершившего свой земной путь на Афоне.
Уже на выходе из Воскресенского скита экскурсовод обратил наше внимание на кирпичи, из которых построены скитские корпуса:
– Все, что вы здесь видите, построено из кирпича местного, валаамского производства. На каждом тысячном кирпиче делали специальную отметку. Посмотрите, – экскурсовод указал рукой на кирпич в стене братского корпуса. Это был обычный красного цвета кирпич, но с выдавленной на нем маркировкой «ВМ». – Буквы означают «Валаамский монастырь», а цифры указывают год изготовления кирпича.
– Ему уже больше ста лет, – удивились паломницы.
Мы покинули Воскресенский скит и пошли по дороге, построенной монахами еще в XVIII веке. Впереди нас ждал Гефсиманский скит. Красивый деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы утопал в зелени.
У скита мы свернули с главной монастырской дороги и начали подниматься на гору Елеон по узенькой лесной тропинке. Святая Земля и город Иерусалим стали тем местом, где прошел Свой земной путь Господь наш Иисус Христос. Благочестивые русские люди пытались на своей родной северной земле запечатлеть символы Иерусалима палестинского, заимствовав их в топонимическом, а порой и в архитектурном плане. С целью напоминания и живой проповеди о Христе традиция была продолжена и на Валааме.
Какая же красота! Даже воздух здесь кажется «вкусным», вдыхать его – одно удовольствие. Запах хвои смешивается с ароматами трав и цветов.
– Валаам – это мужской монастырь, поэтому все паломницы облачаются в юбки. И даже елки по своей скромности надевают юбочки, – пошутил экскурсовод и указал нам на молоденькую елочку. – Перед нами уникальное природное явление – «елка в юбке». Поскольку Валаамский архипелаг сформирован из довольно редких магматических пород – габбродолеритов, а почвенный слой местами достигает всего лишь десяти сантиметров, елям приходится приспосабливаться. Корневая система ели не может пробить горную породу, а стелется по поверхности, поэтому нижние ветви не отмирают, как обычно, а наоборот усиленно развиваются. Длинные и пушистые, они плотно прилегают к земле и часто дают корешки, что дополнительно поддерживает дерево и позволяет сохранять влагу.
Мы спустились с Елеона и направились к пустыньке отца Дамаскина, жившего в молитвенном уединении в собственноручно построенной избушке и ставшего впоследствии игуменом Валаамского монастыря. Именно при нем монастырь стал активно развиваться.
Пустынька находится в низине на берегу внутренних озер. До нашего времени избушка, в которой жил отец Дамаскин, не сохранилась. Выслушав рассказ экскурсовода об этом удивительном подвижнике, мы продолжили путь.
– А здесь несколько лет назад жил бобер, – остановился экскурсовод на берегу внутреннего озера близ Коневского скита. – Вообще-то бобры для Валаама не характерны, они живут на сортавальских шхерах. Но этот бобер, как шутила братия монастыря, возымел стремление к монашеской жизни и поселился здесь в уединении.
Посетив по-монашескому скромный деревянный храм Коневского скита, мы направились на монастырскую ферму, где и завершилась наша экскурсия.
Уже поздно вечером после богослужения и ужина паломницы стали делиться впечатлениями и говорить о том, что хорошо было бы приехать на Валаам еще раз.
– А ты бы хотела снова сюда приехать? – спросили меня.
– Да, конечно. Только в следующий раз я приеду на Валаам в качестве экскурсовода, – ответила я.
И меня тут же подняли на смех:
– Кто ты такая?
– Ты кто такая, чтобы работать на Валааме экскурсоводом?
«Чтобы мне сейчас ни говорили, в следующий раз я приеду на Валаам работать, – уверенно подумала я, но вслух ничего не сказала, потому что не хотелось вступать в спор и портить себе настроение. – Завтра надо будет расспросить нашего экскурсовода о жизни на Валааме и о трудовых буднях».
День третий
Пасмурное утро третьего дня началось с Литургии и Причастия в Спасо-Преображенском соборе. А после завтрака нас ждал экскурсовод:
– Сегодня продолжим наше путешествие. И первым делом посетим самый древний валаамский скит Всех святых. Занимайте места в автобусе.
Уже знакомый нам ПАЗик ждал недалеко от причала. Когда все разместились, автобус тронулся с места. Путь оказался недолгим. Вскоре мы оказались у ворот Всехсвятского скита, устав которого довольно строг: женщин и девушек пускают в скит только раз в год на престольный праздник, а вот мужчины могут спокойно пройти в храм и помолиться. Экскурсовод рассказал нам интересную историю Всехсвятского скита, а потом вместе с немногочисленными паломниками из нашей группы прошел на территорию. Паломницы остались ждать за воротами.
«Жаль, конечно, что сегодня будний день, а не престольный праздник. Мне бы хотелось побывать в скиту. Но ничего страшного, – подумала я. – Вот когда приеду сюда экскурсоводом, тогда здесь будет праздник Всех святых и тогда целый день в скит будут пускать всех желающих».
Я была уверена, что это мое посещение Валаама не последнее, а только ознакомительное. Откуда у меня была такая твердая уверенность? Не знаю…
От Всехсвятского скита по лесной дорожке мы пошли в Смоленский скит. Пока группа наслаждалась неспешной прогулкой по хвойному лесу и пением птиц, я подошла к нашему экскурсоводу с расспросами. Меня больше интересовала бытовая сторона жизни. Спрашивала я не из праздного любопытства, а для того, чтобы получить представление о том, что меня ждет, когда я буду здесь работать. Подробно ответив на мои вопросы, экскурсовод повернулся к группе:
– Паломники меня часто спрашивают о том, как и сколько молятся валаамские экскурсоводы, на что я обычно отвечаю: «У нас каждое утро начинается с молитвы. Как только глаза открываем, так первая мысль – это молитва: «Господи, помилуй, опять проспал».
Улыбнувшись доброй шутке, мы продолжили путь к автобусу, которой отвез нас в недавно отстроенный Владимирский скит. Он интересен для паломников тем, что на цокольном этаже храмового комплекса расположен музей истории Валаамского монастыря.
В завершение нашего трехдневного пребывания на Валааме, экскурсовод провел нам подробную экскурсию по Спасо-Преображенскому собору – главному храму Валаамского монастыря. Мне подумалось о том, что очень хорошо поступил наш экскурсовод, когда не провел эту экскурсию сразу после нашего прибытия на Валаам, когда мы, сонные и утомленные дорогой, не могли хорошо воспринимать информацию. Тогда, в первый день, он только показал нам основные святыни, пообещав подробно рассказать о них в другое время. И вот сейчас, на третий день, это время настало.
Как же не хотелось покидать Валаам! Но время неумолимо шло вперед. Пора было покидать собор, обедать и собирать чемоданы, поскольку сегодня нам предстоял переезд на остров Коневец, где тоже расположен мужской монастырь.
После обеда в монастырской трапезной экскурсовод сообщил, что нас ждет небольшой сюрприз – концерт Валаамского хора.
Какое же красивое пение!
О, дивный остров Валаам…
Занимается день. Монастырь над рекой,
Заходи – путь открыт, вход отверст …
Многая лета! Многая лета! Многая лета!
Мы уже копошились в каютах, собирали вещи и готовились к отъезду, а в ушах еще звучали валаамские песнопения.
Вот и все. На причале нас провожало яркое теплое солнышко и легкий ветерок. Валаамский «метеор» – кораблик на подводных крыльях – уже был готов отчалить и отвести нас на Коневец. На борт поднялся наш экскурсовод:
– Провожая вас, мне хочется пожелать что-нибудь доброе. Как говорится, идите ко Христу. Если нет сил идти, ползите ко Христу. Если нет сил ползти, то лежите, но головой ко Христу. С Богом! Приезжайте на Валаам еще раз!
Экскурсовод спустился с трапа. «Метеор» отошел от причала и стал набирать скорость. За окнами скрылись купола собора, остался позади Никольский скит. Впереди были бескрайняя синева Ладожского озера, голубое небо и белые облака.
Валаам, я не говорю тебе «прощай». Я говорю «до свидания». Здравствуй, Коневец!
Прошло пять лет
С той памятной поездки прошло пять лет. За это время я несколько раз безуспешно пыталась попасть на Валаам, но… Каждый раз находились объективные причины, по которым поездка не складывалась. У меня не получалось поехать не только экскурсоводом, но и просто паломницей.
В январе 2023 года я в очередной раз заполнила анкету кандидата в экскурсоводы паломнической службы Валаамского монастыря.
– Зачем? – спрашивали меня знакомые. – Ты ведь заполняешь эти анкеты не первый раз, а до Валаама все никак не доедешь.
– А у меня такая традиция: каждый год в начале января я отправляю анкету, – отшутилась я.
Вскоре мне пришел ответ с приглашением на собеседование. На этот раз все поменялось. После пандемии COVID-19 собеседование стали проводить через интернет по видеосвязи. В назначенный день и час я вышла на связь. Было немного волнительно, как на экзамене в студенческие годы.
Методисты посмотрели мою анкету:
– Вы являетесь прихожанкой Свято-Успенского монастыря, так?
– Да.
– Хорошо. Расскажите, что знаете об Успении Пресвятой Богородицы. Представьте: мы – туристы, мы ничего не знаем. Рассказывайте, мы слушаем.
Я стала отвечать. Меня внимательно слушали, потом еще задавали вопросы. Я отвечала.
– Базовый уровень у вас хороший. Теперь вам предстоит пройти обучение для работы на Валааме.
Мне объяснили все организационные моменты предстоящего обучения. Через несколько дней состоялась первая лекция в онлайн-формате.
Училась я старательно, хотя и не была уверена в том, что доеду до Валаама. Мне казалось, что опять какие-нибудь обстоятельства помешают моей поездке.
Время шло. Незаметно пролетели два месяца, учеба приближалась к концу. Наконец настал день экзамена. Так же, как и на собеседовании, я отвечала на вопросы по видеосвязи.
– Вижу, что вы добросовестно учили материал, – услышала я ответ методиста. – Но сами понимаете, что на некоторые нюансы нужно обратить внимание. На работу мы вас берем. Приезжайте в начале июня, как мы и договорились.
Путь на Валаам
До отъезда оставались считанные дни, а мне все не верилось, что я все-таки поеду на Валаам.
– Ты билеты на поезд собираешься покупать? – начала волноваться моя мама.
– А вдруг я билеты куплю и снова не смогу поехать? Вспомни, сколько раз я собиралась на Валаам и сколько раз поездка срывалась по разным причинам.
– Тебе ехать через несколько дней. И если не достанется билетов на поезд, то ты точно никуда не поедешь.
– Да, – согласилась я.
Билеты до Питера были уже куплены, а мне все еще не верилось, что я поеду на Валаам.
Настал день отъезда. С дорожной сумкой через плечо я стояла на станции в ожидании поезда. Вдалеке раздался гудок. Потом показался поезд. Люди на перроне зашевелились, засуетились. Поезд остановился, двери открылись. Пассажиры заняли свои места. Поезд тронулся с места. За окном замелькали деревья и домишки.
Тук-тук. Тук-тук. Тук-тук. Мерный перестук колес. Тихие разговоры пассажиров. Закат солнца. Ночь. Рассвет. Утренняя суета пассажиров.
Здравствуй, Санкт-Петербург!
Снова на Валаам
Сдав сумку в камеру хранения, я направилась на Санкт-Петербургское подворье Валаамского монастыря, чтобы оформить документы для трудоустройства. Питер встретил меня теплом и ярким солнышком.
На подворье меня ждал сюрприз:
– А мы не можем оформить вам документы, потому что…
– А мы не можем посадить вас на теплоход, потому что…
Как? Я приехала издалека, чтобы утром подписать все документы, а вечером сесть на теплоход до Валаама, а тут… «Приходите завтра». И что мне делать? Куда идти? Я уже хотела возмутиться, но вовремя спохватилась: «Это искушение. Не может быть такого, чтобы я прошла обучение, сдала экзамен, приехала в Питер и не доехала до Валаама. Нет, все будет хорошо. Преподобные Сергий и Герман Валаамские, молите Бога о мне», – подумала я, и тут меня окликнули:
– А вы можете немного подождать?
– Да, конечно. Все равно мне идти некуда.
– Сейчас мы все уладим.
И точно – не прошло и получаса, как все вопросы были благополучно разрешены.
– Вечером приходите на причал, вас посадят вместе с туристами на теплоход и довезут до Валаама.
– Спасибо.
«Вот и хорошо. Все уладилось», – подумала я и направилась в Александро-Невскую лавру. Впереди у меня был целый день, можно гулять по Питеру в свое удовольствие. Но ближе к вечеру я заволновалась: «Надо прийти на причал пораньше, а то вдруг там тоже какие-то сюрпризы будут».
И точно! На причале случилось точно такое же искушение, как и на подворье:
– А мы не можем посадить вас на теплоход, потому что… Ожидайте. Может быть, вопрос и уладится.
«Преподобные Сергий и Герман Валаамские, молите Бога о мне», – подумала я и присела на стул. Сколько я ждала, не знаю. Через какое-то время меня все-таки позвали:
– Можете проходить на борт теплохода.
Вскоре я уже сидела в каюте и беседовала со своими спутницами, которые тоже ехали на Валаам работать экскурсоводами. Ласковые лучи заходящего солнца светили в окошко. Теплоход неспешно шел по волнам, увозя нас навстречу новым и интересным событиям.
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм