Младенец Иисус есть не меньшее чудо, чем Иисус воскресший и прославленный. Его рождение на свет сопровождалось необычными знамениями. Рождаясь на свет, Он пробудил все тайны, и они окружили Его, как рой окружает пчелу-матку. Каждая из них нашла в Нем ночлег, каждая нашла в Нем пищу.
Веками человечество мучилось проклятым вопросом Иова: «Зачем рождается человек на свет?». И этот проклятый вопрос раздробился на бесчисленное множество вопросов, с ним раздробилась и душа человеческая. Веками отчаяние Соломона ломало и душу, и тело человечества и изрыгало анафемы на человека, на жизнь, на тайну жизни. Отчаяние извивалось в бреду, в лихорадке отчаяния человечество бредило и бредом отвечало на этот проклятый вопрос. И не ответило. Весь человек обанкротился перед проклятым вопросом. Одержимый ужасами жизни, он замирал в инерции немощи и неподвижно и безропотно принимал ужасы жизни. И когда люди от отчаяния и ужаса не могли стоять, но сидели «в тени смертной» (Мф. 4: 16), родился на свет Иисус. Своим рождением на свет Иисус ответил на проклятый вопрос: «Зачем рождается человек на свет?». Ответил и Своим ответом доказал, что Он не просто человек, а Богочеловек. Человек – это вопрос. Богочеловек – это ответ. Богочеловек со всеми своими божественными и человеческими свойствами, мыслями, ощущениями, делами. Рождаясь в мир, Богочеловек Своей чудесной Личностью ответил, зачем рождается человек в мир. «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом»[1].
Христос воплотился, чтобы человек настолько же стал Богом, насколько Бог стал человеком[2]. Обожение человеческой природы – это естественное следствие Божественного воплощения. Если Бог стал человеком, то это выражается словом «воплощение». Но раз Бог стал Человеком, то и человек стал богом[3]. Этот факт выражается словом «обожение» (θέωσις). Воплощение Бога есть средство, которое делает явными цель и смысл человеческого бытия – обожение – и дает средства для его осуществления. Это и смысл боговоплощения, и его цель. Богочеловек Христос и дал их, и исполнил. Став Человеком, Он дал цель человеку; войдя в Тело – дал цель телу; войдя в материю – дал цель материи. Став Человеком – осмыслил все, что есть человеческое: и рождение, и жизнь, и смерть.
До Него все было бессмысленно; с Ним все стало осмысленно. До Него люди были слепорожденными и мертворожденными для смысла своего рождения, жизни и смерти, наша несчастная планета была как кротовая нора; с Ним люди прозрели и воскресли для смысла жизни и смерти. До Него глаз был слеп, с Ним он прозрел. До Него ухо было глухо к слышанию Бога, с Ним прорезался слух. До Него ум был безумен, с Ним он образумился. До Него человек был отброшен от Бога грехом, между ними зияла непреодолимая бездна.
Люди не могли до-мыслить Бога, до-ощутить Бога, до-видеть Бога, с Ним бездна преодолена: Бог вошел в Тело и сделал его способным до-мыслить и созерцать Бога. Время породнилось с вечностью, человек породнился с Богом. Бог стал причастным человеческой природе, чтобы человек стал причастным Божественной природе (см.: 2 Пет. 1: 4). Боговоплощением человек преодолел себя: из конечного стал бесконечным, из временного – вечным, из крошечного – огромным. «Человек превзошел свою собственную природу: из смертного стал бессмертным, из преходящего – непреходящим, из временного – вечным. Одним словом, из человека – Богом (θεος εξ ανθρωπου)»[4].
Богочеловек Христос открыл в совершенстве не только Бога, но и человека. Своим Богочеловечеством окончательно и совершенно решена проблема Бога и проблема человека. Поэтому Богочеловечество Христа есть краеугольный камень христианства. Спасение – в Богочеловеке, а не в человеке. Человек есть нечто, от чего требуется спасение – Богочеловеком. Рождение Богочеловека в мир – это первый факт, с которого нужно начать, чтобы прийти в тайну бытия Бога и бытия человека. Кто обходит ее стороной – не сможет войти в тайну христианства и личности Христовой. Христос есть Богочеловек – это отправная точка христианства; с нее должно начинаться все, все без исключения. С нее начинаются евангелисты и апостолы, мученики и исповедники, святые отцы и чудотворцы. Это основной догмат христианства: из него исходят все остальные догматы и все остальные факты.
Христос есть истинный человек – это вывод, к которому следует прийти изучением Его родословия по плоти (см.: Мф. 1: 1–17) и Его жизни в теле. Но какова Его духовная родословная? Дух Святой составляет всю Его духовную родословную – это ответ евангелиста на поставленный вопрос (см.: Мф. 1: 18; Лк. 1: 35). Мать Иисусова Мария зачала от Духа Святого (см.: Мф. 1: 18). «Не простирайся далее, не требуй ничего больше сказанного и не спрашивай: каким образом Дух образовал Младенца в Деве? Если при естественном действии невозможно объяснить способа зачатия, то как можно объяснить его, когда чудодействовал Дух? Чтобы ты не беспокоил евангелиста и не утруждал его частыми об этом вопросами, он освободил себя от всего, наименовав Совершившего чудо. Ничего больше не знаю, говорит он, а знаю только, что событие совершилось силою Духа Святого. Пусть стыдятся те, кто старается постигнуть сверхъестественное рождение!.. Ни Гавриил, ни Матфей не могли ничего более сказать, кроме того, что Родившееся есть от Духа; но как и каким образом родилось от Духа, этого никто из них не объяснил, потому что было невозможно»[5].
Христос есть истинный Богочеловек – это факт, на который непрестанно указывают евангелисты. В самом богопосланном имени Иисус (Мф. 1: 21) содержится весь объем и все содержание Христовой миссии на земле. Спасти людей от греха – это цель Христова пришествия. Свое Имя Он оправдал Своей жизнью, Своей смертью и воскресением. Он был зачат без греха, чтобы иметь возможность очистить людей от греха, сделать их безгрешными. Он был зачат от Святого Духа, чтобы спасти людей от духов несвятых, от духов злых и грешных. В этом состоит новость и Его имени, и Его дела, в этом и доказательство Его Божества, ибо только Бог может прощать грехи. В этом состоит суть Евангелия, ибо только так может оно облаговестить пораженную грехом человеческую природу.
Иисус был зачат от Духа Святого – об этом свидетельствуют Архангел и евангелист. А что Он родился от Девы – об этом свидетельствует Сам Бог устами пророка Исаии. Рождение от Девы – не менее чудесно и таинственно, чем зачатие от Духа Святого. И то, и другое – надприродно, надчеловечно. И то, и другое требует непосредственного участия и действия Божия. Одно Бог объявляет через Ангела, другое – через пророка, участвует и бестелесное, и телесное бытие. Устами пророка Исаии Господь говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог»
Изучая личность Христову, человек должен сказать себе: воистину с нами Бог, Бог с нашим телом и в нашем теле, Бог с нашим духом, с нашим сердцем, с целокупной природой нашей. Воистину Бог воплотился в человека, в целого человека, не только в его часть, не только в ум, или душу, или тело. С нами Бог значит с нами Христос, ибо Он в Своей Богочеловеческой Личности самым близким образом объединил, самым тесным образом породнил, самым чудесным образом соединил Бога с человеком. До Христа у людей было мало оснований, чтобы говорить: «С нами Бог», – но они имели множество оснований, чтобы говорить: «С нами диавол». Грехопадение сблизило человека с диаволом. Бог был касательной на окружности человеческой жизни, а диавол был его центром. Поэтому настоящее и истинное богопознание было невозможно в ветхом мире. Бог был с людьми через каменные скрижали, через закон, через пророков. Моисей и Иов, Исаия и Иезекииль имели видения Бога, видения в вихре и буре, в облаке и символах. Платон учил, что с людьми не Бог, а копия Бога. Он был прав: через его исповедь исповедуется весь языческий мир.
Таков был мир до Христа. Но с Христа:
– С нами Бог во плоти! – восклицают люди.
– С нами Бог! – радуются животные и растения.
– С нами Бог! – воспеваем все мы.
– С нами Бог! – говорят даже минералы.
С нами Бог! И не временно, а на всю вечность. Бог «Слово плоть бысть» (Ин. 1: 14), чтобы плоти показать и открыть Бога. Слово стало плотью, чтобы вернуть плоти бессмертие, утраченное из-за греха. Главное, что Слово стало плотью. С тех пор, как это произошло, нет ничего, что могло бы помешать плоти стать бессмертной, что могло бы помешать людям стать сынами Божиими. Христос – Спаситель, потому что Он – Богочеловек. Это основная Благая весть, которая содержит в себе весь Новый Завет. Она вошла в мир в день Рождества Христова. Нужно всегда носить ее с собой и отдавать на всем духовном пути через Евангелие. Богочеловеческое Тело Церкви всегда носит ее в себе и ею живет. Но Рождество есть особое время, когда Церковь с особой силой и мощью славословит эту Благую весть. «Днесь Бог на землю прииде, и человек на Небеса взыде»[6]. «Слава и хвала на земли рожденному, и обожившему земнородных существо»[7]. Рождаясь, Христос приносит богатство обожения[8], приносит неизреченную радость, поэтому Церковь призывает радоваться не только людей, но и всю тварь. Христос «явился паче ума, сугуб естеством, Богочеловек»[9].
Рождество – это по преимуществу день радости. День, когда Вечность родилась на нашей измученной планете. День, когда родился Богочеловек. День, когда цель жизни перенесена из твари в Творца, из человека в Бога. В богомудром рождественском приветствии «Христос родился!» и ответе «Воистину родился!» кратко изложено все богословие. В этом поздравлении – формула спасения и девиз спасения. Над сладкой тайной Сладчайшего Младенца Иисуса, Который простирает руки и зовет нас к Себе, мы склоняем наши головы и молитвенно и радостно приветствуем всех и вся.
Христос родился! Воистину, воистину родился!
[1] Так «отец православия» – Афанасий Великий определяет цель Христова воплощения. De incarn. и Contra Arian. 8, Mgn. P. gr. Т. 26. col 996; cp. Ad Epict. 6. ib. col. 1060–1061.
[2] Так пишет Святой Григорий Богослов (Orat. XXIX, 19, Mgn. P. gr. t. 36, col. 100 A), человек, который со святым Иоанном Богословом и Афанасием Великим глубже всего проник в тайну Богочеловечества Христова. Ср. Максим Исповедник: Centuria, 62 Mgn, P. gr. t. 90, col 120 4 a, и col. 285 B – D.
[3] Ср. Св. Иоанн Дамаскин, De fide orth III.
[4] Св. Григорий Нисский, De Beatitud, Orat. VII, Mgn. P. gr. t. 44, col. 128 D.
[5] Свт. Иоанн Златоуст, In Matth Homil. IV, Mgn. Р. gr- t. 57, соl. 42.
[6] Стихира на литии, глас 1-й.
[7] Седален по 1-й стихологии.
[8] Канон, песнь 7-я.
[9] Канон на повечерии (24 декабря), песнь 1-я.
Преподобный Иустин (Попович)
Перевела с сербского инокиня Иоанна (Голик)
Сайт Светосавље
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм