ОДИН ДЕНЬ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ

По субботам цокольный этаж храма в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенской обители с полудня наполняется веселыми детскими голосами – это «воскреска». Стайки малышей и степенные подростки расходятся по кабинетам, где идут занятия. В расписании на этот день у каждой группы по четыре занятия: у младших – «Закон Божий», «Хор», «Подвижные игры» и «Творчество», у тех, кто повзрослее – «Храм и молитва», «Закон Божий», «Хор» и «Школа юного журналиста».

Раньше я тоже приходила сюда: мне нравилось сидеть за большими студенческими партами, петь, слушать рассказы батюшки Агафангела и, конечно, на большой перемене пить чай в трапезной вместе с другими детьми, преподавателями и родителями за огромным столом!

И вот у меня появилась возможность посмотреть на воскресную школу не из-за парты – пообщаться с теми, кто каждую субботу помогает малышам и «старшим» протаптывать свою тропинку с Богу. Всегда было интересно: какая наша воскреска для наших преподавателей?

Если вы придете в нашу воскресную школу, то вас встретит внимательная Светлана Юрьевна Ерёмина. Это директор. Она всегда спокойна и, как мне всегда казалось, радостна. Я не ошиблась – на вопрос о том, что приносит в ее жизнь воскресная школа, Светлана Юрьевна сразу же ответила: «Радость! Работа с детьми в воскресной школе приносит мне радость – ты видишь, как они меняются, как включаются родители, как появляется "симфония душ". Это самое ценное в моей работе, когда замечаешь, как у детей загораются глаза, когда они хотят сюда приходить, как их сердца наполняются, открываются Богу. Видеть этот путь приближения к Богу, быть немножечко к этому причастным – это радость!»

«Закон Божий» – разговор от сердца к сердцу

В красной аудитории детей ждет отец Агафангел (Давлатов). Дети очень его любят и всегда встречают сияющими улыбками. От него идет тепло, и это все чувствуют, тянутся к нему.

– Мне всегда было интересно, просто ли взрослому монаху объяснять детям Закон Божий?

– Я бы не хотел называть это «преподаванием Закона Божьего». Я с детьми разговариваю, рассказываю им о Боге, о Священной истории Нового и Ветхого Заветов. Есть, конечно, некоторые нюансы в работе и со взрослыми, и с детьми. Взрослые более зрелые интеллектуально, способны воспринимать больше сложной информации. Но при этом дети больше открыты сердцем. Когда разговариваешь с ними о Боге, чувствуешь, что их душа воспринимает это более близко, несмотря на то, что разум не способен охватить все знания. Возможно, в этом возрасте это и не нужно запоминать, кто кому приходится родственником, кого как звали, какие термины используются в богословской науке. Но при этом дети более восприимчивы к сути вероучения, более открыты для Бога по своему нежному внутреннему устроению. Они не покрыты панцирем из грехов, этой греховной коростой. А если кратко: преподавать детям проще, это разговор от сердца к сердцу.

– Какие сюжеты из Библии детям нравятся больше всего?

– Я заметил, что детки воспринимают всю историю Нового и Ветхого Заветов примерно одинаково. Если начинаешь вдаваться в детали, в имена, в даты, то это навевает на них скуку. А если рассказываешь, как художник, делая широкие мазки, то дети запоминают основное, самую суть. Вообще, им все интересно: начиная от сотворения мира, человека, грехопадения и заканчивая судьбами мира и тем, что ожидает нас в конце времен. У детей более развитое воображение, нежели у взрослых, у которых более рациональный подход к изучению всего нового. Детки еще очень любят посмотреть какой-то фильм, картинки увидеть, чтобы иметь возможность визуализировать поступающую информацию. Такие иллюстрации помогают им лучше запоминать историю через образы.

– Приходится ли сильно интерпретировать информацию для детей, чтобы они все правильно поняли?

– Приходится максимально упрощать слова, и выражения, и само повествование. И подбирать примеры для того возраста, дети которого тебя слушают. А чем дальше ты сам от детства уходишь, чем более взрослым становишься, тем тяжелее вспоминать какие-то примеры из детства. Например, приходится вспоминать себя в детстве: как лукавил, боясь наказания или чтобы показаться в кругу друзей лучше, чем ты есть на самом деле, как брал без спроса конфеты и так далее.

Если ко взрослым подходить с таким настроем, то тебя просто не воспримут. Они думают, что это какой-то детский лепет, пустая трата времени, если не видят серьезности в разговоре. А если вести себя, как со взрослыми, с детьми, то они не могут применить того, что ты объясняешь, к себе. Это для них будет просто лишняя информация.

– А насколько важно каждому человеку – взрослому или ребенку – знать о сюжетах Библии и Евангелия?

– Мне кажется, что верить, не понимая, во что ты веришь, глупо. Вера прочна тогда, когда ты осознаёшь, в какого Бога веришь, как от сотворения мира развивалась человеческая цивилизация, каким человечество подошло к пришествию Спасителя и как оно трансформировалось после пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа. То есть многое в духовной жизни становится ясным, когда ты знаешь, что было до тебя, и понимаешь, к чему все идет в будущем, суть и смысл того, что ожидает человечество впереди. Это можно сравнить с плаванием в лодке или на корабле по океану, когда ты просто плывешь и не знаешь, куда. Но когда у тебя есть компас, какие-то карты, приспособление для замера глубины, приборы, которые по звездному небу помогают ориентироваться, то плыть намного интереснее и веселее. Когда ты знаешь, как вести себя во время шторма и во время штиля, это тоже очень важно. Все это помогает тебе плыть без потерь того хорошего и полезного, что ты не хотел бы утратить в этом мире. И помогает выкидывать за борт тот мусор, который отягощает твой корабль и мешает достичь той пристани, в которой нас ждет Бог.

«Чаще общаться с Богом, учиться жить по-христиански – вот самое главное!»

Студент Сретенской духовной академии Николай Небратенко, преподаватель предмета «Храм и молитва», всегда очень внимателен. На занятиях он старается точно подбирать слова, чтобы те, кто его слушает, наверняка его поняли.

– Легко ли Вам интерпретировать информацию для детей на уроке «Храм и молитва», чтобы она стала для них понятной?

– По-всякому бывает: и просто, и сложно. Иногда нужно приложить усилия, чтобы придумать новый подход, показать самое интересное. Дети по-другому воспринимают информацию, внимание у них быстро переключается. Иногда они слушают очень хорошо, даже лучше, чем взрослые, а иногда – наоборот: ты ожидал, что они все быстро поймут, как нужно, а они понимают как-то совсем по-другому. Приходится идти за обратной связью, переспрашивать, что они поняли, что запомнили (некоторые могут понять, но не запомнить). Так и работаем: общаемся, выясняем, что интереснее.

– Каково это – оказаться в роли учителя во время собственного обучения?

– Это интересно! Я делюсь очень важными знаниями с детьми и вижу их сияющие лица, когда они меня поняли, когда увлечены. От этого и мне самому всегда становится радостно, дети обычно очень позитивные – вот и я от них заряжаюсь позитивом.

– Исходя из собственного опыта, скажите, пожалуйста, сильно ли меняются в процессе обучения дети в воскресной школе и взрослые в духовной академии?

– Я считаю, что меняются: их знания становятся более глубокими, они начинают понимать многие вещи, которые до этого не понимали или которые понимали не совсем правильно и точно. Когда люди учатся в церкви каким-то церковным предметам, думают чаще о Боге, их мысль чаще возвращает к Нему. Так люди посвящают Богу больше свободного времени, чаще молятся, меняются – кто-то сильнее, кто-то меньше.

– Есть обратная связь от детей?

– Да, и я бы сказал, что очень большая! Например, я им хотел дать какую-то базовую тему, поговорить о Церкви. Оказалось, что некоторые вопросы они знают очень хорошо, даже довольно сложные и глубокие, а некоторые, простые, совсем не знают. Сначала я растерялся.

Когда дети хорошо знали тему, я говорил им: «Тему урока мы уже исчерпали, вы знаете ее, а теперь задавайте вопросы, которые вас волнуют и которые, может быть, мы при изучении темы не затронули».

И один из таких вопросов был следующий: «А если Бог был в самом начале, и никого до этого не было, то Бог Сам Себя сотворил?» Я долго объяснял детям, что Он не сотворял Самого Себя, что Он в принципе был всегда – дети это не особо могли понять. Но иногда и взрослые не до конца могут понять Бога и то, как все устроено. Дети порой задают глубокие вопросы, которые их волнуют и на которые они сами пока не нашли ответа.

– Интересно ли Вам проводить с детьми уроки в формате «вопрос-ответ»?

– Это самое интересное: ты смотришь на ребенка и отвечаешь ему до тех пор, пока не увидишь радость в его глазах от того, что он все понял. Ребенок задает встречные вопросы, и становится понятно, как тебе лучше сформулировать ответ, чтобы объяснить. Так есть возможность увидеть его мировоззрение, взгляд на мир. Это полезно, когда, например, в группе у детей имеется разница в возрасте в три–четыре года, поэтому кому-то больше интересна одна тема, а кому-то – другая, и нужно воедино собрать внимание абсолютно всех детей, до всех донести суть темы.

– Насколько важны нашему миру, людям духовные семинарии и академии, воскресные школы?

– Смысл человеческой жизни – быть ближе к Богу, смысл – в обóжении. Чтобы человеку спастись, ему знаний особо не надо – ему необходимо жить с Богом, молиться Ему. Но не каждый научен этому с детства, не всякий обладает этими знаниями, и поэтому воскресная школа, духовная семинария, духовная академия такие знания дают. И знания важны даже не о том, как устроена Церковь, тот или иной догмат, а скорее – необходимо понимание Бога, понимание себя в этом мире. Чаще общаться с Богом, учиться жить по-христиански – вот это самое главное!

Добавим творчества!

На занятиях по творчеству у малышей всегда кипит работа: они что-то вырезают, клеят, раскрашивают, каждый сам и по группам. Детям нравится творчество: с уроков они всегда приходят довольные и часто приносят показать свои трогательные и яркие творения.

Творчеством с детьми занимается Виктория Дырова: «Уроки творчества проводим только в младших группах. Конечно, для наших занятий тоже нужна усидчивость, но мы можем ходить по классу, фантазировать. Здесь у детей есть время для полета фантазии, они сами что-то придумывают, рисуют. Творчество важно, так ребенок познает себя. Кроме того, мы отрабатываем важные навыки: например, сейчас учимся вырезать. Этому учат и в средних общеобразовательных школах, но видно, что детям не хватает такого навыка: ровно сложить и правильно вырезать детали. Всякая ручная работа, развитие мелкой моторики очень хорошо влияет на развитие мозга».

– Интересно ли Вам работать с маленькими детьми?

– Да, мне с ними очень комфортно работать. Маленькие дети более открытые, чем старшие. У них яркие эмоции, и я их лучше чувствую, чем старших детей. Если, например, они расстраиваются, это сразу видно, старшие свои эмоции уже начинают прятать. Когда ты отдаешь малышам часть своей творческой энергии, они очень благодарно ее принимают, это чувствуется, они взамен тоже с тобой делятся. Даже если ребенок просто возьмет меня за руку, улыбнется, а некоторые даже обнимают – для меня это очень большой дар. Когда к тебе подходят маленькие дети и смотрят своими чистыми, восхищенными глазами, то это большое счастье и для меня, и для них.

– Чем вы занимаетесь на уроках? Делаете поделки?

– Делаем поделки и аппликации, в том числе и на церковную тематику, рисуем пейзажи. Мне очень хочется сделать детский тропарион: собрать развороты – странички детского тропариона. Пока сделали только на Рождество Пресвятой Богородицы. Но и дальше будем продолжать эту работу – создавать странички детского тропариона.

– То есть творчество пересекается с тематикой воскресной школы?

– Конечно. Мы можем прочитать тропарь праздника, обсуждаем этот праздник, например, его основные цвета, какие-то сопутствующие элементы. Это происходит не на всех занятиях. Информацию о праздниках, когда она преподносится в такой разбавленной форме – вместе с творчеством, дети запоминают лучше, и на занятиях по другим предметам могут рассказать о том или ином церковном празднике: его историю, предназначение, содержание, яркие моменты. Творчество – это про яркость, про краску, про цвет.

«Петь самим и слушать других»

Очень люблю музыку. В музыкальной школе только хор заставлял грустить, а в «воскреске» он совсем другой: петь интересно, петь хочется. И в этом, конечно, большая заслуга Варвары и Ксении Батарчуковых.

– Интересно ли учить детей петь в хоре? Отличается ли обучение маленьких детей от тех, кто старше?

– Интересно. Через пение, через детские песни мы прививаем любовь детских сердец к нашим главным праздникам в Церкви, например, готовимся к пасхальному и рождественскому концертам. Благодаря музыке у детей возникает интерес и любовь к церковным праздникам. Мы все вместе вкладываем старания в наше общее дело, которое становится для нас ценным и дорогим. Мне кажется, благодаря этому дети чувствуют свою причастность к большому празднику.

Младшая и взрослая группы отличаются не только возрастом, но и восприятием. Во взрослой группе уже анализируют, у них появляется больше вопросов, а малыши воспринимают праздник как радость, веселье.

– Как научить ребенка петь, если он не знает нот?

– На слух. И старшие, и младшие запоминают на слух. Мы не занимаемся музыкальной грамотой в воскресной школе, на это нет времени, нужен отдельный урок. Тем детям, которые ходят в музыкальную школу, легче, а у нас в основном любительские хоры.

Музыкальный слух тренируем на занятиях. Кто-то быстрее учит партию, кто-то медленнее. Есть разные методы работы на уроке. Например, если я слышу, что кто-то не попадает в тон, ноты не слышит, голос перестраивается, начинает петь в низком регистре, то нужно чередовать подходы. Поэтому иногда мы поем вместе, а иногда – по отдельности. Или поем только какой-либо музыкальный фрагмент, или поем по два человека, или поем с закрытым ртом и так далее.

– Как часто детский хор поет на выступлениях?

– Кроме рождественского и пасхального концертов, мы участвуем и в конкурсах. Есть конкурсы между воскресными школами, любительскими хорами. В прошлом году мы ездили в Боткинскую больницу выступать на концерте к 8 марта, пели песни, посвященные любимым мамам. Это было очень здорово! Надеемся, это войдет в систему, акции будут не единичные, и мы сможем выступать в детских домах или где-то еще, где дети могли бы прославить Христа. Детям интересно не только петь, но и самим послушать других. Они хоть и маленькие, но уже могут сравнивать, понимать музыку: их вдохновляет хорошее исполнение других, появляется желание повысить качество своего пения и стремление исполнять произведения лучше. Дети понимают, что наш хор не единственный, что хоров много. Поэтому стараются быть не хуже других.

Научиться говорить о Боге

В расписании занятий воскресной школы совсем неожиданно было увидеть журналистику. Преподаватель журналистики Марина Бондаренко призналась, что поначалу удивилась предложению вести этот предмет в «воскреске».

Она рассказала: «Журналистика в расписании воскресной школы – это довольно нестандартное решение. Мы занимается не столько практической журналистикой, сколько стремимся к тому, чтобы дети постепенно смогли сами писать тексты, создавать какой-то интересный контент. Мы учимся правильно формулировать мысли, последовательно излагать их устно и письменно, чтобы дети умели грамотно рассказать о своей вере. На других дисциплинах, например, на "Законе Божием", на предмете "Храм и молитва", дети узнают о православии, вере, Церкви, обогащается их внутренний мир. За пределами монастыря, за стенами храма, они, как и взрослые, оказываются в совершенно иной среде. Здесь постоянно случаются ситуации, где нужно уметь сформулировать то, во что ты веришь, что ты знаешь. Наш урок как раз посвящен этому, и именно этим уроки журналистики полезны.

На каждом уроке мы с детьми смотрим что-то новенькое, обсуждаем, пишем тексты, работаем над самопрезентацией. Например, в прошлом году много занятий посвятили дубляжу и озвучке и учились использовать современные технологии как полезный инструмент».

– Расскажите, что Вы изучали с детьми на предыдущих занятиях.

– Например, мы с детьми посещали кинофестиваль «Лучезарный ангел», смотрели художественный фильм «Приключения маленького Бахи», потом обсуждали, разбирали фильм.

Я поняла, что именно дискуссия позволяет детям очень живо переживать: в таких беседах они быстро включаются в процесс, что-то «откапывают» интересное, стремятся высказать свое мнение и хотят быть услышанными.

– Можно ли святых апостолов считать журналистами своего времени?

– На самом деле вопрос сложный, но я постараюсь на него ответить. Святые апостолы были живыми свидетелями, проповедниками слова Божьего. Сейчас у нас есть православная медиасреда, различные просветительские Интернет-проекты, которые рассказывают людям о вере, о Церкви, говорят на языке, доступном каждому.

Если говорить про апостолов, посмотреть на их Послания, здесь, конечно, мы увидим, что и они с каждым народом, в каждом своем обращении применяли индивидуальный подход, говорили так, чтобы их услышали. Поэтому я считаю, что можно сказать, что апостолы – это «журналисты» от Бога.

Это расписание одного стандартного дня в нашей воскресной школе. Кроме обычных занятий, каждый месяц в монастыре организуют литургии для детей, экскурсии, интереснейшие встречи с талантливыми людьми, семейные паломнические поездки. Об этом я расскажу немного позже. А если вам интересно самим все узнать, поучиться и поучаствовать, то приходите в нашу «воскреску».

Занятия обычно проходят по субботам с 14:00 до 17:20 часов. Группа школы в соцсетях: https://vk.com/sretenka_school.

Евгения Бобовникова

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment