ОТ ВОЗНЕСЕНИЯ НА КРЕСТ ДО ВОЗНЕСЕНИЯ НА НЕБЕСА

Архимандрит Фома (Битар)

Когда Господь наш Иисус Христос был распят на Кресте, завершилось все домостроительство нашего спасения: «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин. 19: 30). Это означает, что завершено было не только написанное в пророческих книгах и псалмах, но свершилось и домостроительство спасения человечества. После Распятия Спасителя наше спасение совершилось через Его Воскресение, Вознесение на Небеса и, наконец, через сошествие Святого Духа на апостолов в славную Пятидесятницу.

Каково же значение сегодняшнего праздника Вознесения Господня? Разве Воскресения Христова для спасения людей было недостаточно? Прежде чем воплотиться на земле, Господь Иисус Христос находился по правую руку Бога Отца, и Он остается там и сейчас, потому что Он есть Сын Божий. Он стал таким же человеком, как мы, оставаясь при этом Сыном Божиим. Он взял на себя нашу человеческую природу и возвысил ее. Он стал человеком во всех смыслах этого слова, и наша человеческая природа вознеслась в Нем. И теперь человек в лице Господа Иисуса Христа занял главенствующее место перед Богом. Теперь эта поразительная привилегия касается всех нас.

В Иисусе Христе человеческая природа была обожена. Нам было даровано, чтобы жизнь Божия обитала теперь и в нас. Это означает, что теперь мы можем уподобиться Богу. После того как Христос принял человеческую природу, соединившись с нами через человеческое тело, мы стали носить в себе нетварную жизнь Божию. Поэтому Господь Бог даровал нам стать богами по благодати, по Его благословению. После воплощения Сына Божия нам было дано обрести Его благодать и Дух. По этой причине в событии Вознесения Господня домостроительство нашего спасения было действительно завершено.

После этого на человеков был послан Дух Святой, дабы то, что Господь Иисус Христос осуществил в Себе, могло осуществиться и в нас. Для этого мы должны крепко верить в Господа, жить по Его заповедям, подражать Ему в крестоношении. Крест Христов – это проявление Его совершенной любви к Богу Отцу, к человеку и ко всему творению. Спаситель добровольно взошел на Крест только потому, что Он желал вознести всех нас к Себе на Небеса. Через Крест Он воссел на престоле славы только потому, что Он желал посадить нас также одесную Бога Отца. Слава Божия воссияла на земле через Крест. По этой причине Крест отныне является знаком славы.

Прежде чем Господь был предан на распятие иудеям, Он говорил о наступлении часа прославления Сына Божия. Его прославление означало распятие. Его слава есть Его жертвенная любовь к человечеству. Он пошел в Своей любви к человечеству до конца, так как Ему было угодно умереть, чтобы полностью соединиться Себя с человеком. Это единение с человеком не было бы возможно, если бы Господь не был распят на Кресте. На Кресте проявилось то, о чем говорил апостол Павел: «Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2: 7). То есть Он полностью стал человеком и уничижил Себя до состояния раба. Он не только стал человеком, но и рабом, «так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20: 28).

Спаситель полностью поработил Себя человеку, чтобы избавить его от греха, боли, страдания и смерти, чтобы спасти его. Поэтому Он принял на себя и человеческую смерть. Именно благодаря ей состоялся союз между Богом и человеком. Вот почему Господу Иисусу Христу пришлось умереть. Любовь людей к Богу и ближнему не есть совершенная любовь, если человек не готов умереть ради Бога и ради братьев своих. Поэтому Господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Наше ежедневное следование Божьим заповедям должно быть выражением того факта, что мы принадлежим Иисусу Христу, Его жизни и Его Воскресению, что Царство Небесное поселилось внутри нас: «И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Поэтому сегодняшний праздник Вознесения Господня – это открытие истинной радости, которая приходит через крест. Бежать от креста – значит бежать от спасения.

Часто мы слышим на богослужении: «Се бо прииде Крестом радость всему миру». Эта радость завершается ныне в Вознесении, когда Сын Божий воссел одесную Бога Отца. Поэтому сегодняшний праздник является одним из основополагающих праздников Церкви Христовой. Воскресение Христово не осуществилось бы полноценно, если бы не было Вознесения. Даже Пятидесятница была явлена нам только для того, чтобы каждый из нас мог по-настоящему лично соучаствовать в событии Вознесения, которое совершил Господь Иисус в Своем теле. Поэтому сегодня мы находим человека, который в лице Господа Иисуса восседает на Небесах по правую руку Бога Отца. И нет большей радости, чем радость сия.

Если духом мы сосредоточимся на событии Вознесения, тогда мы осознаем эту величайшую радость, дарованную всему человечеству. И если мы будем верно идти к Богу, наша жизнь будет все более и более наполняться жизнью Божией, Его светом и славой, пока не наступит день всеобщего воскресения. А пока в этой надежде мы ходим по жизни, ходим по заповедям, ходим в любви Божией. На этой земле нет ничего другого, ради чего должен жить человек: «А живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни» (Рим. 14: 8). Мы должны быть апостолами Христа, которые проповедуют о Его Кресте, о Его любви. Мы живем на земле не для себя. Спаситель сказал: «Вы – соль земли» (Мф. 5: 13); «Вы – свет мира» (Мф. 5: 14). Таковыми мы и должны быть. Да прославится имя Его во веки веков. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Блог арабского православия

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment