28 апреля 2018 года отошел ко Господу архимандрит Адриан (Кирсанов). Из 96 своих земных лет батюшка прожил в Псково-Печерском монастыре 33 года, он прошел там путь от простого священника до архимандрита. Старца Адриана называли утешительным батюшкой и любили за особую силу молитвы. К нему многие обращались за советом и утешением. Своими воспоминаниями о своем духовнике вспоминает иеромонах Кирилл (Воробей).
______________________________________
Мне крупно повезло. Сейчас попробую к старцу отцу Адриану попасть на прием. Эх, жаль только свой блокнотик не взял. Откуда же я мог знать, что вот так получится? У меня был специально заведенный блокнотик, куда я записывал всякие возникающие вопросы духовного содержания, которые нужно было решить с кем-нибудь из духовников. Тут за мной подошли еще двое, потом еще и еще.
Вот настала и моя очередь. Я вошел в братский корпус и оказался в коридоре. Слева у двери стоял молодой послушник, направо уходил длинный коридор. Рядом находилась кухня, и оттуда вкусно пахло щами и печным дымком, от всего веяло теплом и простым уютом. Перекрестившись на висевшую в углу икону, перед которой теплилась лампада, я немного растерялся – куда идти?
– К батюшке? – безучастно спросил послушник.
– Чего?
– К отцу Адриану?
– Ну да, куда нужно идти?
– Вот сюда. – И послушник медленно открыл дверь.
И я вошел как бы в большую светлую прихожую, с одной стороны которой были окна, а с другой – стулья. На одном из стульев сидел седой старец в очках. На нем были скуфья и серая, связанная из шерсти кофта.
– Благословите, батюшка.
– Бог благословит.
Я приложился к мягкой благословившей руке старца.
– Как тебя звать, откуда будешь? – спросил он.
– Меня зовут Вячеслав, я из Москвы. Хотел бы с вами поговорить, у меня тут вопросы есть.
– А, из Москвы. Вон Александр тоже из Москвы, – усмехнулся он, кивнув рукой на дверь.
– Батюшка, подскажите, как найти духовного руководителя, духовника. В Москве я хожу на исповедь к отцу Алексию Зотову в храме святителя Николая в Кузнецах. Но он мирской священник и не всегда может ответить на некоторые мои вопросы. Потому что я собираюсь пойти в монастырь, и мои вопросы касаются именно монастырской жизни.
– Ну это да, мирскому священнику сложно, конечно, разбираться в монашеской жизни, если он в монастыре никогда не жил и не знает, что такое монашеское послушание и смирение. Они понимают в семейной, мирской жизни, как детей воспитывать. А тут, конечно, нужно только с монахом советоваться, который давно в монастыре живет, прошел все послушания, сам был послушником и так далее, – объяснил отец Адриан.
– Еще я бываю в Троице-Сергиевой лавре у отца Наума и отца Кирилла. И в Даниловом монастыре общаюсь с игуменом Серафимом, – бормотал я.
– Я вот тоже в лавре прожил двадцать лет и хорошо знаю Кирилла и Наума. Когда я был молодым, то работал на ЗИЛе в кузнечном цеху и жил в общежитии. А ребята видели, что я верующий и как монах, ну и решили меня женить, невесту нашли. Так я в окно убежал в монастырь, даже документы оставил. Паспорт мой, наверно, так до сих пор там и лежит, – смеется батюшка. – И в 53-м году я поступил в лавру, посуду на кухне мыл. Потом стал уже монахом и священником. А тут болящие приходят в монастырь, и мне их так жалко было, что я стал молиться, чтобы Господь дал мне силы как-то им помогать. Ну, я сделал тогда себе из железного листа такой параман, набил в нем дырок, и получилась как терка. И вот я целый день носил его на голом теле и раздирал в кровь, а за ночь все заживало. И вот так я молился Богу.
Слушая этот рассказ, я представил себе, каково это вот так железную терку на спине носить. Тут наденешь какую-нибудь шерстяную кофту или носки, а они колются. Так в них ходить невозможно – весь учешешься. А тут терка железная…
– Ну и вот я стал отчитывать бесноватых, помогать им, – продолжал отец Адриан, – И они узнали и стали приезжать отовсюду, много приезжали. Все рычат, гавкают. Начальству это не понравилось, что они тут, в лавре, собираются и туристов пугают, и меня отправили сюда, в Печоры. Вот так, дорогой Вячеслав, – улыбнулся старец.
– Я, батюшка, никак не могу сосредоточиться на молитве – лезут в голову всякие мысли, – пожаловался я.
– Это потому, что у тебя голова забита всякими чертежами, – ответил батюшка, глядя в пол.
Откуда он узнал про чертежи? – подумал я. Ведь о себе я ничего ему не рассказывал: кто я и чем занимаюсь. Внутри у меня пробежал легкий холодок.
– А как от этого избавиться, ну чтобы очистить свои помыслы, ну от этих самых чертежей? – почти прошептал я пропавшим голосом.
– А для этого нужно читать Псалтирь, и особенно семнадцатую кафизму.
– Батюшка, а я вот имею намерение поступить в какой-нибудь монастырь, но пока не знаю в какой. Отец Серафим хочет, чтобы я остался в Даниловом монастыре в Москве. А что вы скажете? – снова задал я вопрос.
– В Москве сложно спастись. Чтобы спастись в Москве, нужно быть святителем Николаем, – засмеялся отец Адриан. – Найди у кого-нибудь книгу Феофана Затворника «Путь ко спасению». Вот он там все объясняет, как душу надо спасать.
– Батюшка, а можно я буду приезжать к вам в Печоры на исповедь и за советом? – неожиданно для самого себя спросил я и даже испугался своего вопроса.
– Да, пожалуйста, приезжай, записывай свои грехи на бумажку и привози. Да, вот так, Вячеслав. Ну, Бог благословит, иди.
***
– Ну вот, дорогие мои, – начал отец Адриан, – прежде всего, конечно, должна быть крепкая вера в Бога. Я вот когда молодой был то на Крещение ездил в Новый Иерусалим, чтобы окунуться в Истре и набрать воды. И вот однажды я приехал со своей знакомой Анной, и когда подошел по льду с бутылками к проруби, то лед вдруг обломился, и я нырнул в воду. А там было глубоко, несколько метров. И я даже на дно опустился и какое-то время там был под водою. Конечно, я должен был захлебнуться, потому что я там находился долго. Но вдруг меня какая-то сила потянула из воды и вытолкнула на лед, как пробку. Смотрю, и бутылки мои с водой стоят на льду. Я говорю этой женщине, что вон, Аннушка, смотри, я воды крещенской набрал.
А она уже думала, что я потонул, и так сильно удивлялась, что я так долго был там под водою и не захлебнулся. Значит, говорит, Бог есть, и я теперь буду Богу молиться и веровать. Вот так, дорогие мои, – засмеялся батюшка. – Поэтому надо иметь веру, молиться и каяться в своих грехах, – продолжал он. – Вон посмотрите, как бесноватые мучаются за грехи, значит, если бесы есть, то и Бог тоже есть.
Так что кайтесь в своих грехах, читайте Псалтирь. Сейчас время короткое, кругом соблазны, и нам остается только как бы успеть покаяться в грехах и стараться не попасть в сети врага.
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм