Сегодня, в 55-ю годовщину монашеского пострига Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, публикуем выдержки из проповедей, встреч и докладов Его Святейшества, посвященные теме монашества.
Монашество в Церкви – это оплот, это внутренняя сила. Выражаясь светским языком, это некий передовой отряд, который в первую очередь и должен принимать на себя удары. А какие удары? «Наша брань не против плоти и крови, но против миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной» (см. Еф. 6: 12). Здесь проходит брань, здесь определяется будущее рода человеческого и каждой человеческой души.
Монашество в Церкви – как некий краеугольный камень, как колонна, на которую опирается конструкция. Почему? Потому что монахи оставляют все в этом мире, отказываются от того, что дорого и желанно абсолютному большинству людей, и делают это ради одной цели: чтобы полностью посвятить себя Богу через молитву, через созерцание, через добрые дела, через изучение богословия.
*
В самом деле, для чего каждый из нас когда-то вышел из мира? И если говорить о сути монашества, то надо спросить: что же мы называем монашеской жизнью? Не возведение храмов и корпусов, не социальное служение или духовное просвещение – хотя все это тоже очень важно, особенно в наше время. Монашеством мы называем другое – возделывание своего сердца, внутренний подвиг. То, о чем кратко и емко говорит преподобный Силуан Афонский: «Монахи ведут крепкую брань со страстями».
*
Мы должны хорошо подумать о своем призвании, о своем служении, мы не должны выйти из этих стен такими же, какими сюда вошли. Мы должны выйти с новым, обновленным чувством своего призвания, с желанием возродить и укрепить наше монашество, потому что, если монашество ослабнет, ослабнет Церковь, ослабнут жизненные силы нашего народа. Мы с вами призываемся к великому деланию, основоположником которого был святой преподобный богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский, чудотворец.
Первый приоритет – это, конечно, молитва и богослужение. Ведь Православная Церковь – это, прежде всего, Церковь молящаяся, ее высшим делом является богослужение, литургия; не какая-либо внешняя деятельность, а именно молитва и литургия. В Деяниях святых апостолов говорится, что первые христиане постоянно пребывали в молитве и преломлении хлеба, то есть в совершении Святой Евхаристии. Такой наша Церковь была изначально, такой остается и доныне.
Именно любовь монашествующих к богослужению определяет правильное устроение обители. Отрадно, когда в монастыре совершается полный суточный круг богослужений, когда все братия и сестры, игумены и игумении присутствуют на службах, несут свою молитвенную стражу. И это первый и необходимейший подвиг, требующий постоянного понуждения самого себя. Ни множество послушаний, ни слабость телесных сил не должны становиться оправданием пропуска уставных богослужений. Если ослабляется ревность к богослужению, то далее следует ослабление в келейной молитве, в исполнении послушаний, и незаметно монах впадает в расслабление и в конце концов теряет свою монашескую идентичность.
*
Самое главное в жизни монаха – его внутренний, духовный мир. Нужно хранить свое монашеское призвание, никогда не размениваться на мелочах, не увлекаться тем, что порой захватывает душу, но по сути является грехом. Нужно хранить обеты, хранить монашеское братство, хранить крепкую и чистую молитву, и тогда вокруг иноков будут спасаться тысячи людей.
Интенсивное внутреннее духовное делание должно сопровождаться постоянным самоконтролем, общением с более мудрыми, духовно опытными людьми. Вот почему это внутреннее делание всегда должно сопровождаться послушанием, смирением, способностью и готовностью поставить себя на служение ближним своим, поставить себя на служение Церкви.
*
Что же необходимо делать? Все ясно и просто: какое дано послушание, такое и нужно нести; какие братия или сестры находятся рядом, тех и нужно с любовью принимать, терпеть и прощать, уметь видеть во всем происходящем Божественную десницу, признавать свои немощи и недостатки, приносить покаяние.
*
Чем больше монашествующие научаются послушанию, которое есть отсечение своей воли и исполнение воли Божией, совершаемое с радостью, в мирном духе, ради любви к Богу, тем непрерывнее и горячее становится молитва. Ведь эгоизм и своеволие, как говорят святые отцы, – это медная стена между человеком и Богом. И невозможно, даже и молитвой, пробить эту стену, если не будет внутреннего, всем сердцем принятия Божественной воли, которое мы выражаем искренним послушанием.
Подготовила Анна Голик
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм