Елена Детинина
6 июня 2024 года исполняется 225 лет со дня рождения знаменитого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Большинство из нас знает Пушкина как «солнце русской поэзии», но немногие догадываются о значении гениального поэта для русской истории.
Император Николай I полагал, что талантливые и образованные люди России должны помогать власти в труде на благо страны. Николай I говорил о взаимодействии власти и общества, которое должно быть полезным для всего государства. Подобное взаимодействие можно увидеть на примере жизни А. С. Пушкина. Кроме таланта поэта, он имел и талант историка.
Николай I назначил Александра Сергеевича на должность историографа России и поручил ему написать историю Российского государства. Для полного решения этой задачи Пушкин получил разрешение работать в архивах России, в личном архиве Николая I. Пушкин получил звание камергера, соответствующее званию генерал-майора.
В своих дневниках А. С. Пушкин рассказывает о том, как он прошел путь от «горячки, безумия и напасти» молодости до мудрости человека, стоящего на службе Отечеству. Большое значение в жизни Пушкина сыграла его встреча с Николаем I. Беседа императора Всероссийского с поэтом России состоялась 18 сентября 1826 года. Примечательно, что царь и поэт встретились в Чудовом монастыре.
Пушкин признавался, что в молодости он считал власть насилием, монарха – угнетателем. Но личная встреча с государем коренным образом изменила взгляды поэта. В 1930 году А. С. Пушкин говорил польскому графу Ю. Струтынскому о том, что он понял, что все эти взгляды были «ложью и заблуждением». Пушкин признался, что цели жизни, которые у него были до встречи с императором, привели бы его к падению.
Александр Сергеевич признается, что абсолютной свободы не существует, потому что все должно быть ограничено Божиим законом. Значит, говорить о полной свободе могут «только сумасшедшие».
Интересны мысли Пушкина о законной власти. Поэт считает, что именно такая власть помогает соблюдать спокойствие в жизни народа, охранять государство, наращивать политическую мощь.
И. Томилов. «Беседа императора Николая I с А. С. Пушкиным в Чудовом монастыре Московского Кремля, состоявшаяся в 1826 году»
Пушкин говорит и о России с ее большой территорией и множеством разных народов. Он считает, что в России государственная власть должна объединять и воспитывать народы, при этом оставаясь самодержавной. Ведь иначе ее не будут уважать. Власть должна всем показывать свое всемогущество, данное Самим Богом.
Поэт говорит о своей благодарности Николаю I за то, что беседа с ним направила его мысли на верный путь. Пушкин считает, что император помог ему разобраться в проблемах современного общества. До разговора с царем Пушкин, по его мнению, рассуждал, словно мальчик или студент, который выбирает в жизни только то, что его привлекает.
Александр Сергеевич говорит о Николае I, как о человеке «рыцарски-прекрасном, величественно-спокойном». Пушкин приводит ответ государя на высказанное им, поэтом, мнение о политике страны.
Поэта удивило, что на его нелицеприятные высказывания о правлении Россией он получил в ответ лишь участие и снисхождение, лишь слова «Пушкин, это нехорошо! Так быть не должно». А ведь Александр Сергеевич прямо сказал Николаю I, что он, поэт, – «враг абсолютной монархии». Николай I спокойно убедил Пушкина в отсутствии достоинств у республики как формы правления: «Силы страны – в сосредоточенной власти, ибо где все правят – никто не правит; где всякий законодатель – там нет ни твердого закона, ни единства политических целей, ни внутреннего лада. Какое следствие у всего этого? Анархия!»
Государь убедил поэта в своем отношении к республике и далее спокойно разъяснил, что представляет собой другая политическая форма, так как поэт нашел в себе смелость поговорить с императором о конституционной монархии.
И вновь Николай I не гневается, не раздражается, а спокойно и обстоятельно дает свой ответ. Он говорит, что конституционная монархия бывает полезна только для «окончательно установившихся» государств, а так как Россия «еще не достигла своего предназначения», то эта форма политической жизни для нее пока неприемлема. Россия, по мнению императора, должна стать монолитной, согласовав в себе все «элементы, из которых она состоит». А разнородные территории Российской империи соединяет в единое целое «только самодержавие», без которого «малейшее сотрясение разрушит все государство». Ведь самодержавный царь является в глазах народа «представителем Божеского могущества и наместником Бога на земле». И Николай I показывает, что понимает свою великую ответственность за судьбу России.
После этой речи Николай I спросил Александра Сергеевича, не имеет ли он еще каких-нибудь мыслей, тревожащих его. Он пообещал Пушкину, что выслушает все, что ни скажет поэт, и поможет ему, если это необходимо. И тогда Александр Сергеевич заговорил о вопросах, которые уже долгое время мучили его: о безответственности властей и чиновников на местах, о взятках во всех эшелонах власти, даже в судах, о поборах с простого народа, которые можно назвать грабежом. Вот почему, по мысли Пушкина, стало возможным восстание декабристов, которые провозгласили своей целью освобождение народа от насилия и произвола.
Данную речь Пушкина можно назвать дерзкой, ведь он упрекал самого государя. Но мудрый Николай I не только не рассердился, но и без гнева спросил поэта, допускает ли он лично покушение на жизнь императора?
Пушкин ответил, что его душа чиста от такого замысла.
Государь продолжил беседу, сказав, что он верит поэту, у которого «нет недостатка ни в благородных побуждениях, ни в чувствах». Далее Николай I сказал, что Пушкину недостает «рассудительности и опытности». Он посоветовал поэту не возмущаться и не обвинять власть за видимое в жизни зло. Царь пояснил, что для глубоких реформ, необходимых России, недостает только одной сильной и твердой воли императора. Монарху необходимо содействие талантливых людей, а также и времени. Чтобы Россия процветала, необходимо соединить «все высшие духовные силы государства в одной великой передовой идее». Значит, все граждане страны должны объединить свои усилия в одном стремлении к «поднятию самоуправления в народе и чувства чести в обществе».
Император сообщил Пушкину причину, по которой он пригласил его на беседу. Николай I сказал, что хочет, чтобы способные и благонамеренные люди России объединились вокруг императора, чтобы они «самоотверженно и мирно» пошли туда, «куда он поведет их». Царь провозгласил, что «только в общих усилиях» заключается победа, только в «согласии благородных сердец» Россия обретет свое спасение.
В финале беседы Николай I дает задание А. С. Пушкину: служить «Родине мыслью, словом и пером». Он советует описывать исторические события с полной свободой, обещая быть для Александра Сергеевича единственным цензором.
Николай I отмечает лучшие черты характера А. С. Пушкина как поэта и писателя: он говорит о нем, как о человеке «с сердцем и талантом», как о певце «народной славы». Николай I напоминает Пушкину о его высоком призвании – воспитывать в душах читателей добродетельные черты и вдохновлять их на высокие подвиги на благо России.
Пушкин вышел от Николая I окрыленным. Сердце поэта наполняли безграничное уважение к царю и почитание его.
Пушкин со свойственным ему трудолюбием и рвением занялся трудом историографа Российской империи. Он много времени проводил в архивах, специально ездил по Оренбургскому краю, чтобы собрать материалы для исторического труда о Пугачеве. Повесть «Капитанская дочка» была написана как сопутствующее произведение, а главным трудом Пушкина на тему восстания Пугачева явился его большой исторический труд «История Пугачевского бунта».
На историческую тему созданы и другие произведения А. С. Пушкина: «Вадим», «Борис Годунов», «Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник», «История Петра Великого». Первым читателем всех этих произведений, как и обещал, стал император Николай I. Как знать, сколько еще талантливых исторических трудов создал бы Александр Сергеевич Пушкин, если бы не его ранняя гибель.
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм