«ПЕРВАЯ ИСПОВЕДЬ»

Наталья Богатырёва

Книги «Первая исповедь» и «Бабушкины пирожки», несмотря на то что написаны разными авторами, воспринимаются как своеобразная дилогия. Или как цикл о счастливом детстве. Недаром в названии есть сознательная перекличка, синтаксический такой параллелизм: «…и другие рассказы про мальчика Колю» – «…и другие рассказы про девочку Таню».

Обе книги – и «Бабушкины пирожки» Ларисы Калюжной, и «Первая исповедь» Галины Лебедевой – согреты ласковым светом, теплом семейного очага. В обеих показаны дружные семьи, которые отличаются бережными и уважительными отношениями между всеми поколениями.

«Летом я жил у деда и бабушки в деревне, а мама с папой приезжали к нам на мотоцикле», – так начинается сборник рассказов Галины Лебедевой «Первая исповедь». И уже из этого первого рассказа «Окуньки» становится понятно, что семья главного героя, семилетнего Коли, живет общими интересами. Здесь умеют почувствовать настроение другого, умеют понять и поддержать. Три поколения мужчин отправляются на рыбалку. Для Коли рыбалка – своеобразная инициация, его впервые берут на это ответственное дело. Ситуация складывается юмористическая: отец с сыном наловили окуней, сделали из них связку, да упустили улов. Его выловил сачком дедушка, который рыбачил ниже по течению. Хотя Коля поначалу расстроен, что плоды их с папой рыбацких трудов достались деду, но никто не доказывает прав на выловленную рыбу, все добродушно хохочут. А Коля, вспомнив частое бабушкино присловье, рассуждает: «А что, права была бабушка: Бог дал – Бог взял. А потом опять дал!» Заканчивается рассказ всеобщим примирением: «И мне теперь очень весело было идти впереди всех и нести в дедушкином сачке наш общий улов».

В каждом рассказе описываются некие обстоятельства (жизненные и узнаваемые), в которых главному герою нужно сделать нравственный выбор. Например, признаться в том, что по легкомыслию испортил красивую вещь – вышитое бабушкой полотенце («Петельки»). Рассказ основан на метафоре: подобно тому как Коля, дергая петли бабушкиного рукоделия, распустил вышитых петушков, так и одно прегрешение (взял без разрешения дедушкино полотенце) потянуло за собой кучу других: порвал его, утаил содеянное и так далее. Мальчик заврался, запутался… И хвала мудрости бабушки, которая не стала в ярости кричать на внука (увы, так часто поступают взрослые, ослепленные гневом), а спокойно и убедительно поговорила с ним по душам.

«– А что сразу-то не признался? – строго спросила бабушка. – Сказал бы мне, ведь это же поправимо.

– Я боялся.

– Чего боялся-то, глупый? Тебя съели бы, что ли, за это?

– Не-е-ет.

Я представил себе, как бабушка с дедушкой меня едят, и мне самому стало смешно.

– Эх… Трусишка зайка серенький, – покачала она головой. – Это ж надо! Целый день ходил, душу свою мучил А грехов-то, вранья-то сколько было, сам сосчитай! … Полную горсть грехов набрал».

Мальчик сам догадывается провести параллель между цепочкой своих прегрешений и вышитыми петушками, которых он по глупости распустил.

«– Это… как петелька за петельку? –  спросил я.

– Ну да. Не остановишься сразу, и поехало. Дальше – больше, пока до конца не дойдет…»

Бабушка приносит и собственное покаяние: «А за твоими-то вслед и мои потянулись… Я на дедушку рассердилась, накричала на него, а он и не виноват… Один грех за другой цепляется, за собой следующий тянет. Это всегда так бывает». Ребенок видит пример того, как строго спрашивает с себя взрослый человек, как просит прощения у Бога, и усваивает этот благочестивый обычай.

Великодушно и мудро ведет себя и дедушка. Он не изливает на внука свое раздражение за несправедливый бабушкин нагоняй (а ведь как часто взрослые поступают именно так, обрушивая отрицательные эмоции на тех, кто от них зависит, кто заведомо беззащитен, – на собственных детей). У деда с внуком происходит доверительный разговор по душам, и дедушка проявляет сочувствие к ребенку, тонко чувствуя его смятение:

«– От бабушки попало? Плакал?

Я промолчал. Не хотел говорить…

– Ладно. Не говори. Главное, что ты сам свою вину понял.

Он поцеловал меня. Усами щекотнул щеку.

– Ну, иди. Иди теперь… спи спокойно».

В каждом рассказе есть определенный моральный вывод, но он не выглядит нарочитым и скучным назиданием. Благодаря лаконичным и при этом эмоционально насыщенным фразам, уроки, вынесенные читателем из этих текстов, усваиваются легко и прочно.

Какие же это уроки? Что надо всегда говорить правду, даже если она малоприятная, даже если кажется, что за нее может крепко влететь. Что от дурных компаний, где учат вранью, попрошайничеству, как подростки-хулиганы в рассказе «Хлеб», надо держаться подальше. Что молитва поможет в самых неблагоприятных обстоятельствах, как это произошло в рассказе «Страшный овраг». Коля и его подружка Полинка свалились в глубокий овраг и в самый отчаянный момент вспомнили, что надо молиться Христу и Богородице. По молитвам ребят им в образе девушки с ребенком на руках является Пресвятая Богородица и выводит из опасного места. И самый главный урок заключается в том, что нужно почаще призывать себя на суд совести, исповедовать грехи и причащаться. Об этом заключительный рассказ сборника, давший название всей книге, – «Первая исповедь».

В книге Галины Лебедевой показаны гармоничные отношения в семье. Ребенок в ней получает все, что необходимо для формирования полноценной личности: тепло, поддержку и то, что называют модным сегодня словом «приятие». Если бабушка и балует внука (подкармливает, например, всякими вкусностями), то в меру. А вообще старшие, при всей любви к ребенку, проявляют, если этого требуют обстоятельства, суровость и требовательность. При этом они разумно и рассудительно подходят к воспитательному процессу.

Коля получает настоящее мужское воспитание. Дедушка учит его красить, обращаться с молотком и гвоздями, объясняет принципы работы на пасеке. Мальчик очень гордится, что дед его взял в подмастерья и с удовольствием повторяет это слово. Коля под руководством деда, который и правда, как говорит бабушка, мастер на все руки, учится вязать морские узлы. Незабываемые воспоминания наверняка останутся у мальчишки после того, как вместе с дедушкой он вышел в поле и впервые увидел ночное, полное звезд, небо (в городе увидеть такое количество звезд проблематично). Дедушка знакомит внука с разными созвездиями и увлекательно рассказывает о профессии летчика. Рассказ «Мой дракон», наверное, больше других наполнен высокой романтикой. Как важно подарить ребенку стремление к высокому, героическому, прекрасному! Тот, чьей души коснулась, благодаря мудрому окормлению взрослого, мечта о высоте (и в физическом, и в духовном смысле), не станет уже пассивным и беспомощным рабом виртуального мира. И мечта эта, подкрепленная привычкой и потребностью трудиться (именно это прививает дедушка внуку), поможет растущему человеку обрести свой путь в жизни, понять свое предназначение и в конечном итоге стать счастливым человеком. «И сразу же захотелось лететь ночью в самолете через звезды, не спать, а сжимать штурвал и отвечать в микрофон: "На борту порядок. Полет проходит нормально"» («Мой дракон»).

На страницах книги дети знакомятся с предметами старинного русского быта. Как вышивают на пяльцах, как работает медогонка – все это описано доходчиво и зримо. Выразительные, красочные, живописные иллюстрации помогают лучше представить мир русской деревни и почувствовать себя в уютном домике деда и бабушки главного героя, среди бескрайних полей, в березовых рощицах, на берегу прозрачной речки…

Эту книгу роднит с другими изданиями для детей Сретенского монастыря спокойная мудрость, ощущение семейного тепла. В них описан мир прочный, надежный, основанный на евангельских принципах, мир, дающий защиту, опору, согревающий душу.

Купить книгу Галины Лебедевой «"Первая исповедь" и другие рассказы про мальчика Колю» в магазине «Сретение».

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment