«ПОЛИКАРП И УЧИТЕЛЬ БЫЛ ПРЕВОСХОДНЫЙ, И МУЧЕНИК ПРЕСЛАВНЫЙ»

7 марта Русская Православная Церковь чтит память священномученика Поликарпа, епископа Смирнского.

Поликарп родился около 80 года, и жил он в городе Смирне в Малой Азии (территория современного турецкого города Измир). В раннем детстве мальчик остался круглым сиротой, и его взяла на воспитание благочестивая вдова Каллиста. Она воспитывала Поликарпа в христианской добродетели, в трудолюбии, доброте и смирении.

Каллиста и маленький Поликарп. Фреска в церкви святого Поликарпа (Измир, Турция) Каллиста и маленький Поликарп. Фреска в церкви святого Поликарпа (Измир, Турция)

Нареченная мать и Поликарп жили дружно, помогали больным и бедным.

– Смотри, матушка, – часто говорил отрок, – вот идет еще один нищий, который к тому же и прихрамывает. Давай дадим ему монету?

– Хорошо, дитя мое, – отвечала Каллиста, – подойди и протяни ему кусок хлеба и монету.

Так прошли годы, и благочестивая Каллиста отошла ко Господу. После ее смерти Поликарп раздал свое имение нуждающимся и продолжил служить больным и обездоленным.

За целомудренную жизнь, которую вел Поликарп, его полюбил и приблизил к себе преподобный Вукол, епископ Смирнский. Он был учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который поставил Вукола первым епископом Смирнской Церкви в Малой Азии. Благодатию Божией святой Вукол обратил ко Христу множество язычников. Опытный и мудрый наставник, он оберегал свою паству от всяких ересей.

Преподобный Вукол, епископ Смирнский Преподобный Вукол, епископ Смирнский

Преподобный Вукол этому же учил и Поликарпа:

– Служи Господу всегда, сын мой. Паси свое стадо, направляй заблудших на путь истинный, выслушивай приходящих к тебе за духовной помощью и наставляй их в вере в Господа Иисуса Христа.

Он рукоположил Поликарпа во пресвитера, а затем, незадолго до своей кончины, оставил завещание, в котором просил поставить Поликарпа епископом в г. Смирне. Преподобный Вукол тихо перешел в вечность около 100–105 года. Свою паству он передал в надежные руки – Поликарпу, мужу апостольскому, который также был учеником святого апостола Иоанна Богослова.

Когда ученики преподобного Вукола предали тело святого земле, произошло настоящее чудо:

– Посмотрите, рядом с могилой выросло дерево!

– Это миртовое дерево!

– Оно выросло прямо на наших глазах! На могиле святого!

И к выросшему деревцу сразу же потянулись руки, потому что всем хотелось его потрогать. Только что ничего не было на этом месте, возле могилы, и вдруг – дерево! И начали происходить новые чудеса. Прикоснувшиеся к деревцу люди по молитвам святого Вукола стали получать исцеления от своих болезней. Эти исцеления случались и позже, спустя годы.

Святитель Поликарп, по завету преподобного Вукола, с ревностью апостола руководил своей паствой. Его любило и уважало священство, а святой Игнатий Богоносец относился к нему с большой теплотой.

Когда святой Игнатий был арестован в Антиохии во время правления императора Траяна и отправлен в Рим на казнь, то по пути в Рим он остановился в Смирне и провел там несколько дней со своим другом, епископом Поликарпом. Именно в этом городе святитель Игнатий написал четыре из своих семи посланий: к ефесенам, римлянам, магнезийцам и траллийцам. А в Троаде он написал послания к филадельфийцам, смирнянам и к епископу Поликарпу Смирнскому.

В послании епископу Поликарпу святой Игнатий Богоносец наставляет своего друга и ученика: «Уважая твое благочестивое расположение, утвержденное как бы на неподвижном камне, я преисполнен благодарности к Богу, что удостоился видеть непорочное лицо твое, которым желал бы всегда наслаждаться о Боге. Умоляю тебя благодатью, которою обличен ты: ускоряй свое течение и умоляй всех, чтобы спаслись. Блюди место свое (т.е. епископский сан) со всяким тщанием – плотским и духовным. Старайся о единении, лучше которого нет ничего. Снисходи ко всем, как и к тебе Господь. Ко всем имей терпение в любви, как ты и поступаешь. Пребывай в непрестанных молитвах. Проси большего разумения, нежели какое имеешь. Бодрствуй, стяжав неусыпный дух. Говори с каждым, как поможет Бог. Носи немощи всех, как совершенный подвижник. Где больше труда – там больше и приобретения».

Священномученик Игнатий Богоносец Священномученик Игнатий Богоносец

И далее: «Как кормчим нужны ветры, или обуреваемому – пристань, так настоящему времени нужен ты – для того, чтобы достигнуть Бога. Будь же бдителен, как подвижник Божий. Наградой будет нетление и жизнь вечная, в которой и сам ты уверен. Во всем порукой тебе я и мои узы, которые ты возлюбил».

Советы святого Игнатия Богоносца, брошенного на растерзание львам и предавшего Господу свою душу 20 декабря 107 года в Риме, очень пригодились святителю Поликарпу, который все силы отдавал служению своей пастве, тем самым выполняя заветы своих учителей – преподобного Вукола и священномученика Игнатия Богоносца.

Когда на римский престол вступил император Марк Аврелий, началось одно из самых жестоких гонений на христиан. Чтобы вынудить христиан отречься от веры, их сажали в мрачные тюрьмы, отдавали на растерзание диким зверям, жестоко пытали.

Обратимся к мученическим актам, которые сохранились от времени гонения на христиан императором Марком Аврелием. Таких актов немного, и главное место среди них занимает мученичество святителя Поликарпа, епископа Смирнского.

Гонители христиан долго искали епископа Поликарпа, так как его смелое проповедничество христианской веры было на слуху у всех. Он хотел остаться в городе Смирне, но его паства убедила своего священника в необходимости скрыться в деревне. Из этой деревни он затем перебрался в другое место, где его и нашли преследователи.

Когда святителя Поликарпа отыскали, он не испугался, даже приказал накормить своих преследователей. Пока они трапезничали, он горячо молился. Потом его посадили на осла, потому что епископ был совсем стар, и повезли в город Смирну. На дороге их встретил начальник полиции и начал уговаривать святого Поликарпа отречься от Христа. Христианский епископ коротко ответил ему:

– Никогда не отрекусь от веры в Господа нашего Иисуса Христа.

В ответ начальник полиции толкнул старца так, что тот повредил себе ногу. Несмотря на полученные травму и запрет ехать на осле, он бодро дошел пешком до города Смирны. Он знал, что ему предстоит пострадать за Христа, и эта мысль придавала ему сил и наполняла радостью.

Когда святого Поликарпа привели в стадию – амфитеатр – все услышали голос, раздавшийся с неба:

– Крепись, Поликарп, и мужайся!

Собравшиеся содрогнулись и пали на землю.

Святой Поликарп перед римским проконсуломСвятой Поликарп перед римским проконсулом

Святого Поликарпа начал допрашивать проконсул, который долго уговаривал епископа отречься от Господа Иисуса Христа:

– Одумайся, ведь ты совсем стар, посмотри на свои седины, ты не выдержишь муку быть растерзанным дикими зверями. Отрекись от своей веры и поклонись нашим богам.

На все это святой Поликарп спокойно и твердо отвечал:

– Мы не меняем лучшего на худшее: хорошо менять только зло на добро. Вот уже 86 лет я служу Господу и буду верен Ему до смерти.

Убедившись, что сломить епископа невозможно, проконсул дал знак глашатаям, и те три раза провозгласили громко вслух:

– Поликарп объявил себя христианином!

Епископ был приговорен к сожжению на костре. Такой приговор его не удивил, потому что святой Поликарп был прозорливым, и задолго до смерти, после долгой молитвы, ему было дано видение: его постель у изголовья объята огнем. Уже тогда, после этого видения, святитель Поликарп объявил окружающим, что он скончается от огня.

И вот палачи привели святого Поликарпа к столбу, у основания которого уже был разложен хворост. Они хотели прибить епископа к столбу гвоздями, но он им спокойно сказал:

– Напрасно стараетесь, желая пригвоздить меня к столбу. Я не сойду с костра.

И тогда палачи, посовещавшись, только привязали его к столбу веревкой.

Святитель Поликарп начал читать молитвы, и пламя, окружающее святого, не касаясь его, сомкнулось над его головой. Толпа ахнула, видя такое чудо: человек стоит в кольце огня, который даже не касается его тела. Мнения среди собравшихся разделились. Одни восклицали:

– Он святой! Огонь не властен над ним.

– Напрасно мучают человека, он не виноват ни в чем!

А толпа язычников требовала иного:

– Убейте его мечом!

– Отдайте его на растерзание львам и тиграм!

– В темницу его!

Х. Тшанц-Хофманн «Мученическая кончина святого Поликарпа»Х. Тшанц-Хофманн «Мученическая кончина святого Поликарпа»

Палачи недоуменно переглядывались и не знали, что еще предпринять. Тут с возвышения, где сидели сановники императора, раздался приказ:

– Убейте его мечом!

Тогда один из палачей схватил меч и приблизился к огню, сквозь завесу которого был виден епископ Поликарп. Ударить мечом со всего маху палач боялся, так как языки пламени могли перекинуться и на него самого, поэтому он ударил святого только концом меча. Из раны потекла кровь, и было ее так много, что она погасила огонь костра. А священномученик Поликарп уже предал Господу свою душу.

Это произошло в 167 году (по другим данным – в 166 году). Тело священномученика Поликарпа палачи сожгли. Христиане боялись, что его мощи достанутся язычникам, поэтому через некоторое время они собрали кости святого и пепел с кострища. От мощей святителя исходило благоухание. Его смерть наступила в Великую Субботу.

Христиане Смирны говорили:

– Они не понимают, что мы никогда не можем ни оставить Христа, Который пострадал за нас, ни поклоняться языческим богам, потому что Христу мы поклоняемся как Сыну Божию, а мучеников достойно любим как учеников и подражателей Господа, любим за их неизменную приверженность к своему Учителю. Да сподобимся и мы быть их общниками!

И христиане обязались каждый год почитать день памяти мученической кончины святого Поликарпа, епископа Смирнского.

Мученические акты святителя Поликарпа сохранились у Евсевия в «Церковной истории», но дошли до нас и в других, более древних рукописях. Эти акты – это послания Церкви города Смирны, которые ставят в известность другие Церкви о мученической смерти епископа Смирнского и других христиан.

Акты называют мученичество святого Поликарпа «сообразным с Евангелием»: «Он, Поликарп, ожидал, когда предан будет, как поступил Господь, и мы должны быть подражателями Господа». В финале актов звучит та же мысль: «Поликарп и учитель был превосходный, и мученик преславный; его мученичество было сообразно с Христовым Евангелием; все желаем подражать ему».

Елена Детинина

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment