Священник вскользь сказал во время проповеди о так называемой ночной молитве. И так, видать, его фраза запала в душу одной прихожанке, что, выйдя из храма, она стала спрашивать у всех подряд: «А вы не знаете, что имел в виду священник, говоря про ночную молитву?».
Содержание статьи:
- 1 Священник вскользь сказал во время проповеди о так называемой ночной молитве. И так, видать, его фраза запала в душу одной прихожанке, что, выйдя из храма, она стала спрашивать у всех подряд: «А вы не знаете, что имел в виду священник, говоря про ночную молитву?».
- 2 В храме один раз молишься, а дома – 300?
- 3 И начну, пожалуй, с цитаты схиигумена Саввы Остапенко (1898-1980) – известного духовника, старца Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря:
- 4 Ему вторит иеромонах Анатолий (Киевский):
- 5 «Великое дело — среди глубокой ночи, когда спят все люди, звери и скот, когда господствует глубочайшая тишина, тебе одному бодрствовать и дерзновенно беседовать с общим всех Владыкою». «Сладок сон? Но нет ничего слаще молитвы ночной».
- 6 Почему же все-таки с осторожностью следует относиться к ночной молитве?
- 7 И это, думается, сигнал к тому, что ночная молитва далеко не всем подходит. И людям боязливым, не очень уверенным, но тем не менее желающим читать её, безусловно, стоит попросить благословения у батюшки или у своего духовника.
- 8 Не забывайте про своих святых и Ангелов-хранителей, друзья! Никогда, ни при каких обстоятельствах не сдавайтесь! Будьте счастливы и здоровы!
Когда же женщина обратилась ко мне – я остановился и рассказал все, что сам знал.
В храме один раз молишься, а дома – 300?
А еще, друзья, там, возле храма, я понял, что эта информация для кого-то из вас может быть важной.
И начну, пожалуй, с цитаты схиигумена Саввы Остапенко (1898-1980) – известного духовника, старца Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря:
«Очень ценно молиться в 3 часа ночи. Обычно многие просыпаются в это время, ибо голос Ангела хранителя будит, но очень немногие молятся… повернутся на другой бок и опять спят. А Господь взыскивает за такое небрежение к молитвенному часу. Если уж проснулся, так поревнуй о молитве, прочитай хотя лежа:
"Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа…" или "Милосердия двери", "Взбранной Воеводе", или "Богородице Дево, радуйся". Это благой час Царицы Небесной, и она вознаградит верных Ей.»
Ему вторит иеромонах Анатолий (Киевский):
«…Один раз в Храме помолишься «Господи, помилуй» и Господь услышит, а дома нужно 200-300 раз».
Вот только сразу обращаю внимание, друзья, что оба высказывания принадлежат людям из монашеской братии. В частности, схиигумен находится на высшей ступени православного монашества. Соответственно при всей привлекательности к мнениям стоит отнестись с осторожностью. Ну хотя бы потому, что между монашеской братией и нами, мирянами, все-таки огромная дистанция.
И любимый многими православными христианами святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский и один из трех Вселенских святителей, прославившийся, как великолепный оратор и проповедник, тоже, кстати, принявший в молодом возрасте иночество, благоговейно относился к ночной молитве. И с таким упоением и сердечным трепетом о ней писал, что сомнений не могло быть – святой очень любил молиться именно ночью. Вы только почитайте, друзья, насколько убедительно и поэтично этот толкователь Священного Писания излагал свои мысли:
«Великое дело — среди глубокой ночи, когда спят все люди, звери и скот, когда господствует глубочайшая тишина, тебе одному бодрствовать и дерзновенно беседовать с общим всех Владыкою».
«Сладок сон? Но нет ничего слаще молитвы ночной».
«…Научимся неотступно и постоянно прилежать к молитве, и днем, и ночью, и особенно ночью, когда никто не смущает, когда ум спокоен, когда великая тишина и нет никакого волнения в доме, никто не препятствует нам заняться молитвою и не отвлекает от нее, когда возбужденная душа может обстоятельно высказать все Врачу душ».
«Преклони колена, воздыхай, моли Господа твоего быть милостивым к тебе; Он особенно преклоняется (на милость) ночными молитвами, когда ты время отдохновения делаешь временем плача».
«…Растения восстанавливают свои силы… во время ночи; тогда особенно и душа еще более их приниебя росу. Что днем накаляется солнцем, то освежается ночью. Ночные слезы лучше всякой росы нисходят и на пожелания, и на всякое пламенное разжжение, и не попускают потерпеть ничего вредного. Если она не будет питаться этой росою, то будет сожигаться во время дня».
«Поверь мне, не столько огонь истребляет ржавчину (металла), сколько ночная молитва — ржавчину грехов наших».мает в с
Почему же все-таки с осторожностью следует относиться к ночной молитве?
Сейчас, пожалуй, самый подходящий момент дать слово Николаю Пестову – православному мыслителю, ученому и педагогу, автору книги «Современная практика православного благочестия». Написанная в 50-е годы прошлого века, она по сей день является непревзойденным православным бестселлером.
В одном из семи томов уделив ночной молитве немало страниц, Николай Пестов признавал, что все положительные отзывы верующих, мнения святых и старцев – всё это правда. И только в одном месте оставил такую ремарку:
«По непостижимым для нас законам во время ночи (преимущественно от 12 до 2 часов утра) темная сила имеет наибольшую власть над миром и иногда мешает в молитве различными «страхованиями» (наведение чувства боязни, страха, ужаса, непонятными звуками, стуками и, наконец, различными явлениями и видениями)».
И это, думается, сигнал к тому, что ночная молитва далеко не всем подходит. И людям боязливым, не очень уверенным, но тем не менее желающим читать её, безусловно, стоит попросить благословения у батюшки или у своего духовника.
В заключение скажу, что лично я читаю её довольно часто без благословения. И могу сказать лишь одно: легкость потом и на душе, и на сердце неимоверная! Ощущение такое, будто крылья выросли за спиной.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Теракт в «Крокусе»: герои и предатели
Вопрос ребром: могут ли наказать подростка за дискредитацию армии?