Протоиерей Артемий Владимиров
«Батюшка, а что вы говорите этим несостоявшимся невестам? Этим особам, которые жаждут обретения спутника жизни, но, оглядываясь направо и налево, не видят никого?»
*
В России в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей 2024 год объявлен Годом семьи. В наше время тьма века сего особенно нападает на домашнюю крепость, вероятно, борясь с Божиим благословением: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1: 27–28). А ведь наши «семь я» – как ни банально, наверное, это звучит – основа всенародного мира. Без счастливых семей на земле уже не будет ни священников, ни космонавтов, ни архитекторов, ни машинистов электропоездов, ни металлургов – никого. Хорошо, что люди всей планеты сосредотачиваются и объединяются, чтобы защитить на ней Богом данную прекрасную жизнь. Тему семьи обсуждаем с протоиереем Артемием Владимировым, духовником Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы.
– Батюшка Артемий, как, на Ваш взгляд, сегодня спасаться мирянам в семье?
– Эпиграфом к этому разделу может служить прекрасное изречение святого Иоанна Лествичника, который предлагает супружникам «целовать свои золотые кандалы», то есть благодарить Господа за добровольно избранный ими крест супружества и нести этот крест с благодарением, мужеством и великим терпением.
Как сегодня спасаться бельцам? Не люблю слово «миряне» (но если от слова «мир Христов», то – да). Как спасаться бельцам в кругу своей семьи? Как спасались в XIX, в XVI, в III столетии христиане, выбравшие путь семейной жизни? Так, как определяет нам этот путь апостольское слово. «Жена спасается чадородием» (1 Тим. 2: 15) (если Бог дает), соблюдая веру и верность. Веру Богу и верность мужу, воспитывает детей в учении Господнем. А вы, мужья, так должны «любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5: 28). Не терзает, но греет свое тело. Однако эти богодухновенные свидетельства нуждаются в комментарии. И в каждую эпоху комментарий может быть свой.
В наше время чудовищным цветом, ряской на болоте расцвел эгоизм. Часто молодые люди не приучены к жизненным трудам и, соответственно, ничего не понимают в любви. Воспринимая ее в призме себялюбия, люди и не понимают любви, не умеют отдавать, служить, жертвовать. На вопрос, как спасаться мирянам в семье, нужно отвечать следующее: «Всеми силами, любой ценой сохранять взаимный мир, единомыслие, единодушие». Если непонятно, что это такое, скажем еще проще: не ссориться, не допускать разобщенности, все прощать. Смотреть не столько друг на друга, сколько в одном направлении. Рука об руку двигаться тропой бескорыстной любви. Сколько двигаться? До победного конца, до водружения знамени на Рейхстаге, образно выражаясь.
Как сегодня спасаться мирянам в семье? Созидать домашнюю церковь, а домашняя церковь прежде всего проявляет себя в совместный молитве. Каждому возгревать в сердце лампаду тайного обращения к Небесному Отцу, начинать и завершать день, предстоя перед венчальными иконами, передавая детям это самое замечательное наследство. Благой обычай – начинать и завершать день, прославляя Бога.
Как спасаться мирянам в семье? Чтить воскресные и праздничные дни, памятуя, что Евхаристическое собрание, Божественная литургия, Причащение Святых Христовых Таин с сохранением полученной благодати, мира, радости, любви – это «оселок» семейной жизни. Это гарантия того, что Христос и Его благодать пребывает с вами и внутри вас, освящая души и тела энергией Святого Духа.
– В последнее время замечается странность, что многие верующие девушки и юноши не могут найти друг друга, пребывают в одиночестве и печали. А нецерковная молодежь, наоборот, зачастую пускается во все тяжкие, убивая в себе радость жизни, ведь грех приводит к цинизму и отчаянию. Батюшка, отчего происходят эти печальные явления нашего времени и как менять ситуацию?
– Да, вы совершенно правильно подметили происходящее в среде молодежи. Человек с нравственными принципами, не говорю – старающийся быть верным Христу Искупителю, живя в многомиллионном городе, ощущает себя странником в пустыне. Он не может найти половину, которая разделяла бы вместе с ним идеалы семейной жизни. Настолько эти идеалы выветрены в сознание многих молодых людей. Брак иными воспринимается как неудобоносимое и никому не нужное бремя, которым легче жертвовать в пользу сожительства, ни к чему не обязывающего его участников. Для христианина – это откровенный блуд, носящий в себе семена саморазрушения. Соответственно, храня себя от смертного греха, христианская душа оказывается как будто в изоляции от современников.
И напротив, человек, чуждый Христа, ныряет в омут, живет «как все» и считает себя праведником, если избрал для сожительства лицо иного пола. Потому что современность нашему взору являет и вовсе инфернальный образ жизни. Отчего происходит это? О времена, о нравы! Развращенность общества возрастает, выветриваются остатки не благочестия, а просто адекватных, соответствующих нашей человеческой природе представлений.
Я часто вспоминаю середину XX века, когда были закрыты храмы, но парни, сами не зная об этом, еще мыслили по-христиански. И юноша говорил приглянувшийся ему девушке: «Люсь, нравишься ты мне, – и не ставил точку, а ставил запятую и продолжал, – выходи за меня замуж», то есть он априори был готов взять на себя ответственность за любимого человека. Понимал, что любовь – дело молодое, и раскрываться она должна в контексте семьи. А значит, существовал идеал: рождение первенца, получение однокомнатной квартиры или комнаты в общежитии, подкапливание деньжат для покупки холодильника «Север» или «Саратов», через пять лет – стиральной машинки, а о «Запорожце» никто и не мечтал.
Итак, что мы можем сделать? Вспоминая епископа Игнатия, уместно процитировать его парадоксальное изречение: «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею», то есть изучи дух времени и устранись от него. Сам употреби усилие, чтобы не быть потопленным этим бурным потоком. Сохрани свою душу от греха.
С другой стороны, мы с вами служители слова. Мы, пастыри, писатели, педагоги, воспитатели, не имеем права, как сверчок, спрятаться за печкой, поэтому проповедуем всем, чтобы спаслись хотя бы некоторые. Мы призваны делать все от нас зависящее, как учит святой Паисий Афонский: «Мы должны делать то, что возможно, чтобы невозможное сделал Бог». Вот у нас в России невозможное вчера, свершилось сегодня: ЛГБТ-сообщество изгнано с поля правовой жизни. Накладываются мало-помалу ограничения на убийство детей во чреве. Вчера я прочитал о том, что в школе удельный вес преподавания истории возрастет в три раза. Значит, позитивные изменения возможны, когда ты сам хранишь себя от греха, когда ты болеешь душой за души, когда искренно служишь Отечеству. Как менять ситуацию? Важно успеть просветить умы и сердца подрастающего поколения, ведь свято место пусто не бывает.
Я был на премьере пяти киноновелл, посвященных любви, жизненному выбору, семейной жизни, воспитанию детей. С великими трудами создатели этих пяти прекрасных новелл (в них играют лучшие киноартисты страны) пробили брешь и преодолели препятствия, которые чинились на всех уровнях, от заправил киноиндустрии, еще не понимающих, что такое специальная военная операция. Фильм называется «Он + она». Недавно Владимир Заманский сказал: «Мы потеряли нашего зрителя». Развратили, попросту говоря. Он теперь перед просмотром запасается поп-кормом… Я вообще не хожу в кинотеатры, а вчера был. Увидел впервые, как несут ведра с дутой кукурузой.
Но не будем печалиться: вечная жизнь впереди. Я говорю об энтузиастах, оптимистах, романтиках, к числу которых и мы с вами относимся. Люди, верующие в идеал, будут трудиться, закидывать удочку в житейское море: «Ловись, рыбка, большая и маленькая», – а наши совокупные труды привлекут к сердцам все больше и больше благодати. Слава Тебе, Господи, «верхи могут, низы хотят». Россия поднимается с колен. Мы с вами ведем борьбу с сатанизмом, поэтому, как говорил апостол Иоанн Богослов: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша». (1 Ин. 5: 4).
Мы будем сражаться и не отдадим «ни пяди родной земли», ни пяди нашего сердца врагу. А Господь Сам распорядится относительно времен и сроков. И даст Бог, благодаря воспитателям, учителям, пастырям и нашему интервью, нарождающееся поколение вновь откроет для себя идеал семейной жизни: чистый, честный, радостный, творческий, плодоносный. Тогда Россия начнет прирастать, пусть и не шестьюдесятью миллионами, как при Николае Александровиче II, но, по крайней мере, выйдет на ноль в отношении смертности и рождаемости. Как сказал Владимир Владимирович Путин, семья состоит из папы, мамы и двух детей. Но ориентир должен быть на многодетность. Как сказал недавно президент, это рядовое для Российской империи явление сегодня может быть возрождено.
– Что же делать молодым людям, которые не могут найти близкую душу? Усиленно молиться о себе и о еще не венчанных родителях? На моей памяти произошла история, когда известный на всю страну старец Кирилл благословил венчаться родителей знакомой девушки, переживавшей, что она не может выйти замуж. После венчания родителей дочь тоже быстро создала семью. Помню, читала рассказ о том, как Вы молились вместе с одной молодой особой из Ваших духовных чад, и она, можно сказать, чудесным образом вышла замуж. Батюшка, как Вы думаете, это исключительные примеры или некая закономерность духовной жизни?
– Для себя я вывожу некоторые закономерности, почерпнутые из пастырского опыта. Одна из них такова: если ты со своими родителями на ножах, если у тебя с родителями сплошные конфликты, если ты сетуешь, что родители тебя не понимают, жучат, контролируют, а ты в ответ лишь озлобляешься, не несешь в своей душе начатков признательности, благодарности, тепла, желания утешать, лелеять седины твоих родителей, то возникают те самые трудности, о которых вы в своем вопросе говорите. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле» (Исх. 20: 12). Если ты супружество почитаешь благом, то выполни первое основное условие: чти нелицемерно словом, делом и самой жизнью своих отца и матерь. Таково мое наблюдение.
Относительно венчания родителей – да, для верующих душ это, несомненно, так. Верующая душа понимает, что с венчанием родителей, пусть они прожили уже две трети своей жизни, Божия благодать осеняет весь род, освящает семейный очаг. Божия благодать через венчание родителей выстилает тебе дороженьку. Это как первый снег, по которому никто никогда не ходил. Ты обретаешь тихое веяние благодати, которая из сердец родителей исходит и, как теплый ветер, подталкивает тебя в спину. Ты словно видишь Божию Десницу, перст указующий в своей жизни.
Итак, определенная закономерность духовной жизни состоит в том, что от «апельсинки не родятся осинки»; и если семья родителей напоминает апельсиновую рощу с благоуханными плодами взаимного уважения, молитвы, мира, любви, то детям легко устроить собственную жизнь, потому что они проникнуты этим ароматом. Однако не будем считать сказанное безусловно фактором. Иные родители разведены или просто далеки от Церкви, они не понимают, о чем идет речь, когда воцерковленные дети говорят им о венчании. Поэтому будем кузнецами собственного счастья, не будем опускать крылья надежды.
– Полностью согласна. Все в нашей жизни, как в медицине, очень индивидуально.
– А если бы вы у меня спросили: «Батюшка, а что вы говорите этим несостоявшимся невестам? Этим особам, которые жаждут обретения спутника жизни, но, оглядываясь направо и налево, не видят никого?»
Я говорю так: «Помните слова Христа: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). Мы сейчас ищем того, что приложится, при этом забывая о тайне Царства Небесного внутри нас. Где Царствие Небесное, там и Царь Небесный. А где Царь Небесный? Внутри нас. Если ты крещен во имя Святой Троицы и пребываешь в вере, то ты должен верить и знать, что Христос таинственным образом сокрыт в глубинах твоего духа. Ты – храм Божий по предназначению. Соответственно, нужно заглянуть вглубь самого себя, войти чрез прежде запертые двери: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучитесь, и отворят вам» (Мф. 7: 7). Когда ты познаешь хотя бы в малой степени, что Господь восседает на престоле твоего духа, когда ты вступишь, как блудное дитя, в союз с Небесным Отцом, когда ты научишься черпать от Воскресшего Иисуса токи кротости, смирения, мира, чистоты, любви, радости, благодарения, мудрости, упования, мужества, когда ты познаешь, что во Христе имеешь полноту, все собою наполняешь, когда ты осознаешь себя во Христе мирным, счастливым, блаженным человеком – вот тогда зазвучит в твоих ушах детская песенка: «И тогда наверняка вдруг запляшут облака, и священник запиликает на скрипке…»
Итак, обрети, как мудрая дева, союз со Христом, затворись вместе с Ним в брачном чертоге души своей, возожги лампаду сердца, обнови светильник духа; и если после отверстых объятий Отчих тебе все еще захочется выйти замуж и опереться на чье-то, предположительно, твердое плечо, Бог тебе даст. Бог тебе даст, потому что «браки свершаются на небесах». «Жених завидный» и «невеста на выданье» даруются Самим Господом, но не без наших исканий и трудов.
– Если заглянуть в русскую историю… А у нас веками было так принято, что при возникновении проблем наши предки смотрели, как в таких случаях поступали их отцы. До Октябрьского большевистского переворота, как мы помним, существовал так называемый институт свах. Тогда были известные женщины, постоянно занимавшиеся сватовством, устройством браков. Они, вероятно, хорошо знали молодежь в своем околотке или деревне и могли выбирать кандидатуры избранников и избранниц, либо приходили в дом потенциальной невесты с готовым предложением. Сейчас эта традиция уже канула в Лету. Однако не так давно появились (даже и православные) сайты знакомств. Как Вы к этому относитесь?
– Весьма дельное размышление ваше… Увы, с разрушением сословий исторической России – купеческого, мещанского, крестьянского, дворянского – «все смешалось в доме Облонских». Не будем говорить о ленинских реформах в области социальной жизни, когда в советском обществе были легализованы «командировочные браки»: вы приезжали в командировку, расписывались на ее время, 25 дней, потом разводились и возвращались домой. С разрушением сословий и институт свах приказал долго жить.
Я, например, помню двух пожилых сестер, подруг своей мамы, к которым однажды приехал, чтобы причастить их Святых Таин. Они в благодарность попросили меня залезть под кровать и извлечь оттуда какой-то сундук. Я сделал это «за послушание», открыл сундук, а там – красный атлас и нетронутый свадебный сервиз, изготовленный в мастерской Овчинникова – поставщика двора Его Императорского Величества. Сребропозлащенная посуда: кофейник, молочник, чашечка с блюдечком, конфетница – все это сияло первозданным блеском и никогда не видело свет Божий. Этот сервиз пережил Ленина, Троцкого, Каменева, Зиновьева, Сталина, Хрущева (роль которого в разрушении нашего общества еще не оценена по достоинству), Брежнева, Черненко, Андропова, Горбачева – не перечислить всех. Я спросил: «Что это?» «Это наш свадебный набор – приданое». «А почему оно у вас под кроватью?» «Ну, после революции женихов уже не стало. И мы никогда не входили замуж. Мы – девицы, потому что после революции все закончилось». Вот с таким самосознанием эти пожилые милые Божии пташки прожили и отошли в мир иной в девяностых годах. Я до сих пор пользуюсь какими-то элементами из этого набора.
Как бы я ни относился к сайтам знакомств, они в известной степени восполняют исчезнувший институт свах. Люди с позитивными намерениями жениться, выйти замуж, посещают эти сайты, знакомятся, присматриватся друг ко другу. Есть, кстати, и ателье знакомств. Знаю немало удачных примеров.
– Православных?
– Разных. Когда ко мне приходят желающие повенчаться, я часто вопрошаю: «Простите, а где вы познакомились?» Иногда не без доли стеснения и смущения отвечают: «На сайте знакомств». Думаю: «Ну как же хорошо!» Оказывается, интернет служит и созиданию семьи. Да, действительно, это тайна встречи двух половинок, соединяющихся в целое.
– Так хорошо или плохо – знакомиться по интернету? Если сама жизнь это устроила, то пусть все идет, как идет? Какие могут быть подводные камни в виртуальных знакомствах?
– По плодам узнаете, каково древо: доброе или злое. Если плоды добрые, то и древо доброе. Речь идет, конечно, не о самом сайте, это дело техническое, речь идет о сердцах человеческих, желающих блага. Если ты ищешь хорошего, если ты желаешь быть матерью или отцом, если ты благоговейно относишься к идеалу брака и самый идеал начертан в твоем сердце, Господь поможет тебе.
Поможет и через сайт. Или ты увидишь ее, как это тоже случалось, съезжая вниз по эскалатору в час пик. А она будет ехать вверх по эскалатору. Ты увидишь ее и перепрыгнешь через барьер и начнешь искать там, наверху, это лицо. Не без участия Ангела Хранителя такое происходит.
Подводные камни в виртуальных знакомствах, конечно, имеются: не все что блестит, то золото, не все что сладко, то сахар. Очень часто в интернете люди ныне выкладывают свои портреты иногда в одежде, а иногда и без оной. Вообще, это уже болезнь – выкладывать свою жизнь на всеобщее обозрение. Какой-то виртуальный эксгибиционизм. Соответственно, и на сайтах внешне милое личико, а внутри, как говорит Антон Павлович Чехов, совершеннейший крокодил. Поэтому встреча и знакомство еще ни о чем не говорят, нужно почувствовать душу, и это гораздо сложнее, чем увлечься презентабельной внешностью. Поэтому знакомство – отправная точка. Нужно общение, в ходе которого мы понимаем: судьба или не судьба. Или как сейчас говорят: мой или не мой человек. Это вторая ступень, более содержательная, нежели первая. Здесь, наверное, разговор должен идти о «красных линиях», которые по заповеди Божией не должен переступать ученик Христов. Речь идет о сохранении целомудрия в общении. Переступишь черту – и все потеряешь.
– Сейчас появилось еще одно новшество: поздние браки. Наверное, это поветрие тоже с Запада пришло? У меня есть знакомые, искренне верующие люди, которые женились уже несколько «перезревшими». Как Церковь относится к такому явлению современной жизни?
– С одной стороны, для семейной жизни необходим определенный жизненный опыт. Плохо, когда юнцы-сорвиголовы, которые не видят дальше собственного носа, не чувствуют ни грамма ответственности за свои поступки, пробуют себя в семейной жизни только для того, чтобы расстаться через два месяца.
Но, с другой стороны, есть такие объективные законы нашей земной жизни, как половозрелый возраст, способность родить детей и воспитать их. Это побуждает мало-мальски мыслящих людей не дожидаться сорока пяти лет для вступления в брак. Мы уже с вами говорили о гибельных последствиях развращенности. В чем эти последствия? Эфемерные блудные союзы: сожительства, в которых отсутствует идеал материнства, отцовства, где правят эгоизм, себялюбие, а естество приносится в жертву сладострастию. Соответственно, ущербляется человеческая природа и наносится непоправимый вред потенциальному потомству.
Следует ли из этого, что мы будем легкомысленно осуждать людей, соединившихся в семью не в двадцатилетнем, не в тридцатилетнем возрасте, а в период уже среднего возраста? Конечно, нет. Брак, подлинный союз любящих друг друга сердец – это всегда тайна. Дети могут быть, а могут и не быть. Мы обращаемся к Пречистой Богородице в акафисте пред иконой «Всех скорбящих Радость»: «Радуйся, Пречистая Дево, безчадных родителей плодами веры и духа веселящая»… Таким образом, остается лишь пожелать современным молодым людям не сидеть на печи до пятидесятилетнего юбилея, но оглядываться на Александра Невского. Ему двадцати лет не было, когда он венчался со своей Александрой, княжной Полоцкой.
Пожелаем молодым людям взращивать в себе идеал ответственности, долга, верности, жертвенности, неоскудевающей любви; а вместе с тем и мира, кротости, спокойствия – тех драгоценных злотников, имея которые можно жениться сразу по получении диплома или свидетельства о том, что у вас за плечами техникум, кулинарное училище, колледж… Большому кораблю – большое плавание!
Беседовала Светлана Рыбакова
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм