ПУСТОТА ПРАЗДНОСЛОВИЯ

Иерей Алексий Таах

Грех празднословия в большей или меньшей степени присущ каждому из нас. По сути это пустые разговоры, которые не приносят пользы ни нам, ни другим. В контексте духовной жизни, празднословие рассматривается как грех, который отвлекает человека от молитвы и размышления о своей душе. Некоторые скажут, что это монахи упражняются в безмолвии, а в миру как обычному человеку жить без общения? Однако сегодня, в эпоху информационных технологий, грех празднословия проявляется особенно часто, и многие его даже не замечают. Опасность этого греха кроется не только в том, что он мешает духовной практике, но и в том, что он может негативно влиять на обычную жизнь человека и его отношения с близкими. И в День блогера, который празднуется 14 июня, эта тема особенно актуальна.

Т. Вебстер «Деревенские слухи», 1865 г. Т. Вебстер «Деревенские слухи», 1865 г.

Любой грех связан сразу с несколькими страстями. Так празднословие, что видно из названия, прежде всего связано с ленью и праздностью, то есть пустым проведением времени без физической или духовной пользы. Конечно, Господь не требует от нас постоянного труда: отдых, физический и умственный, необходим каждому. Нет ничего страшного в том, чтобы полистать ленту новостей или смешных картинок, посмотреть художественный фильм или видео своих любимых блогеров или поиграть в какую-нибудь игру. Греховной праздностью такое действие становится тогда, когда оно происходит слишком часто, когда от него начинает страдать молитва, работа, учеба или общение с близкими.

Также празднословие может быть связано с гордыней и тщеславием, с желанием продемонстрировать свои знания и умения. А может – и со злобой, злорадством или осуждением, когда мы пересказываем (или сочиняем) сплетни и слухи о других людях. При этом все понимают, что эти разговоры не принесут пользы ни нам, ни слушателю, ни тому, о ком вы говорите. Это лишнее, бесполезное слово, которое мы произносим без должного размышления о его значении и необходимости.

Монахи, живущие в монастырях, отрекаются от мирской суеты, стараются хранить безмолвие и употреблять слова только для молитвы, чтения за трапезой духовных наставлений (опять же, чтобы во время еды слушать полезные слова, а не произносить бесполезные) или для краткой и емкой передачи информации: что нужно сделать, через сколько будет служба и так далее. Почти вся существующая литература о практике безмолвия написана монахами и для монахов. Особенно много трудов, посвященных этой теме, встречается у отцов Оптиной пустыни.

У многих возникнет вопрос: как праздные слова могут навредить человеку, ведь это просто слова? Ответ стоит рассмотреть с двух сторон: с духовной и физической.

С духовной точки зрения празднословие отвлекает нас от молитвы и богомыслия. Вроде бы уже собрались с близкими помолиться, встали, как вдруг кто-нибудь начинает говорить на любую стороннюю тему: погода, животные, качество свечей или даже высказывать какие-то размышления, отталкиваясь от текста молитвы. И вот вы уже не заметили, как пролетели пятнадцать минут, а молитва так и не началась. И вроде бы вы уже стоите, собравшись молиться, а сосредоточенность на важном ушла. И молиться после этого уже труднее, потому что какие-то мысли после беседы все еще вертятся в голове. Конечно, после такой молитвы останется ощущение, что толком и не помолились.

Еще хуже, когда разговаривают в храме, особенно кого-то осуждая. Так время молитвы проводится не только впустую, но и во грехе. Вроде бы встали на молитву или пришли в храм, а по факту нагрешили еще больше.

Фото: holidaydays.ru Фото: holidaydays.ru

Также вредно празднословие во время таинства Исповеди. Как священник, я не могу раскрывать тайну исповеди, поэтому приведу абстрактный, но жизненный пример. Например, бабушка осудила соседку. И начинает подробно рассказывать, как она проснулась, позавтракала, что она надела и в какой магазин пошла, прежде чем встретить соседку, которая сказала ей те или иные слова или сделала что-то предосудительное.

Или же рассказывает историю своей юности, как она работала на швейной фабрике, а за ней бегал симпатичный парень из цеха, с кем он, кроме нее, встречался и кому, кроме нее, нравился. А в итоге вся эта история подводит к тому, что он что-то украл, а она это краденое спрятала у себя. Для исповеди нужно обвинить себя в грехе, а не рассказывать истории. Достаточно было просто сказать, что осудила соседку, а в молодости спрятала у себя краденое. Грех только в этом. А вся эта долгая история отнимает время. И священник, тоже ведь слабый перед грехом человек, начинает раздражаться. Да и люди, ждущие своей очереди, тоже негодуют, раздражаются и осуждают. Вот так празднословие на исповеди вводит в грех окружающих.

И в нашей личной жизни каждый из нас так или иначе страдал от этого греха. К примеру, от все тех же сплетен и слухов. Когда кто-либо распространяет про вас неприятные вещи, неважно, ложные они или нет, вы начнете чувствовать себя неуютно. Люди начинают шептаться за вашей спиной, хихикать, оглядываться в вашу сторону. Это неприятно.

Из своего опыта могу рассказать, как несколько человек ушли из храма, когда церковный служащий, которому настоятель сделал несколько замечаний, стал мстить, сочиняя слухи про его личную жизнь, его супругу и их моральные качества. Прихожане же эти слухи продолжили распространять дальше, и храм опустел почти на треть. Настоятель не мог понять, что происходит, пока эти слухи не дошли до него самого. Стоит ли говорить, что после такого работник был с позором изгнан из храма. А свое честное имя отец-настоятель еще долго восстанавливал. Увы, далеко не все ушедшие прихожане потом вернулись. Конечно, тут не только пустословие, но и злословие, и месть, и гордыня. Однако пример очень показательный: пострадал и сплетник, и его жертва.

Да и в более простых ситуациях, думаю, каждый сталкивался с тем, что необдуманное высказывание своего мнения или критики становилось причиной недопонимания или даже обиды, которая подрывает дальнейшие добрые отношения с близкими людьми. И человек начинает справедливо корить себя за то, что вовремя не промолчал. Согласитесь, не очень приятно общаться с теми, кто всегда пытается высказать свое мнение, даже когда об этом не просят. Таких людей все стараются избегать, и они сами же из-за этого страдают.

Фото: dzen.ru Фото: dzen.ru

Порой трудно увидеть в себе какой-то грех, однако для борьбы с ним нужно определить в себе «симптомы», ведь без осознания болезни вылечить ее не удастся. Первое: стоит следить за своей речью. Если вы часто говорите без цели, точнее, говорите, чтобы просто говорить, что не приносит никакой пользы ни вам, ни собеседнику, стоит задуматься.

Второе: нужно насторожиться, если разговоры заменяют действия. Когда человек планирует что-то сделать и говорит об этом, возникает ложное чувство достигнутой цели. И оно заставляет человека прокрастинировать, то есть ничего не делать. Как итог, слова сказаны, а действий и результатов по-прежнему нет.

И, конечно, слухи, сплетни и критика, о которых мы сегодня много говорили, – это не что иное, как смесь празднословия с осуждением и гордыней, и они вредят больше всего.

С чего начинается грех празднословия? С того, что человек недоволен собой, когда чувствует какие-то свои недостатки или испытывает чувство стыда из-за пережитой неудачи, или же страх, он начинает ощущать некую пустоту внутри себя. Мысленная тишина приводит к самоанализу и самоосуждению, которые причиняют ему моральный дискомфорт. И чтобы заполнить эту пустоту, человек стремится как можно больше говорить, только бы не было этой мучительной внутренней тишины. К тому же празднословие позволяет ему, хотя бы в глазах окружающих, создать иллюзию успешности, уверенности в себе.

Чтобы побороть в себе грех празднословия, отцы дают несколько советов. В частности, нужно стараться не говорить первым, конечно, если этого не требуют обстоятельства: если нужно что-то спросить, попросить или предупредить собеседника. Если же вас спросили, то старайтесь, чтобы ответ был кратким и лаконичным, без лишних подробностей и превозношения над собеседником. Нужно стараться не высказывать свое мнение, дабы никого не обидеть, ведь мнения всегда у всех разные. Не стоит говорить всё, что думаете; лучше старайтесь больше слушать. Заметьте, гораздо больше ценятся те собеседники, которые умеют слушать, а не просто ждут своей очереди говорить.

По возможности в любой ситуации нужно стараться больше делать, чем говорить: пусть лучше за вас говорят ваши поступки. А в словах стоит избегать искусственности: искренность в общении снижает вероятность празднословия, речь становится более целенаправленной и значимой.

В монашеской литературе также описывается аскетика слова, когда монахи ограничивают количество слов, произносимых в день, и ежедневно проводят какое-то количество времени в тишине и самоанализе. Да, мирянам это сложно сделать, но всегда можно хотя бы попробовать.

М. Нестеров «Тишина» 1888 г. М. Нестеров «Тишина» 1888 г.

И самое важное в борьбе с любым грехом – помнить, что «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф 19: 26). Не обращаясь к Богу, без регулярной молитвы, исповеди и Причастия мы всегда будем бессильны перед нашими грехами.

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment