РАЗРУШЕНИЕ ГОРДЫНИ

Складывается впечатление, что в мире уважают только тех, кто залез повыше по карьерной лестнице и имеет много денег и власти. И многие, чтобы добиться всеобщего признания и восхищения, готовы идти по головам, предавать, лгать, подставлять других, обворовывать доверчивых людей и вообще делать что угодно, лишь бы ощутить себя богачом хоть на какое-то время.

Не бывает какого-то одного греха в чистом виде: он всегда будет переплетаться с другими пороками и соединяться с ними в одно целое. Однако давайте попробуем определить признаки гордыни, найти причины ее появления и хотя бы наметить способы борьбы с ней.

_____________________________

Иерей Алексий Таах

Как мы знаем, гордыня – один из семи смертных грехов, которые описывали еще святые древности. Это один из самых опасных грехов, который разрушает душу человека и препятствует его духовному развитию.

П. Фурниус. «Гордыня», ок. 1600 г.П. Фурниус. «Гордыня», ок. 1600 г.

В современном мире, особенно в соцсетях, мы видим всеобщее стремление к богатой и успешной жизни. Такая жизнь – с отдыхом на дорогих курортах и разъездами на дорогих машинах в дорогой одежде – возводится чуть ли не в культ. И голос интернета кричит, что только жизнь в роскоши и популярности может считаться настоящей. И многие из тех, у кого нет денег на роскошную жизнь, пытаются в сети «делать вид» и монтируют фотографии, где они будто бы живут такой жизнью. Они хотят, чтобы и ими восхищались, чтобы их гордыня подогревалась хотя бы ложными похвалами и восхищением.

Складывается впечатление, что в мире уважают только тех, кто залез повыше по карьерной лестнице и имеет много денег и власти. И многие, чтобы добиться всеобщего признания и восхищения, готовы идти по головам, предавать, лгать, подставлять других, обворовывать доверчивых людей и вообще делать что угодно, лишь бы ощутить себя богачом хоть на какое-то время.

Не бывает какого-то одного греха в чистом виде: он всегда будет переплетаться с другими пороками и соединяться с ними в одно целое. Однако давайте попробуем определить признаки гордыни, найти причины ее появления и хотя бы наметить способы борьбы с ней.

Симптомы болезни

Для начала стоит выделить несколько признаков, по которым можно определить, что человек болен гордыней (именно болен: напомню, что святые отцы называют страсти болезнями).

В первую очередь это стремление мерить других своей меркой. Человек, подверженный гордыне, считает, что только его мнение и взгляды являются правильными, а остальные ошибаются. И если чье-то мнение будет отличаться, то такой человек может воспринять это иное мнение чуть ли не как личное оскорбление. Отсюда вытекает и обидчивость. Гордый человек легко обижается на критику и замечания, даже если они верны. Он понимает, что неправ, но ему очень трудно смириться с тем фактом, что ему посмели сделать замечание.

Дж. Мителли, гравюра. Лавка дьявола и товары семи смертных греховДж. Мителли, гравюра. Лавка дьявола и товары семи смертных грехов

Здесь же и болезненное самолюбие. Человек ставит или же желает поставить себя выше других, считая себя особенным и неповторимым. И отсюда вытекают еще два признака гордыни – высокомерие и презрение к другим. Гордый человек считает себя лучше других и презирает их. Причем это превозношение может быть лишь по одному параметру: умение петь, количество заключенных контрактов на работе, достижения в спорте, количество денег и что угодно еще. Как королева с волшебным зеркалом в сказке: «Я ль на свете всех милее?». И если такому человеку укажут или он увидит сам, что кто-то его превосходит, то этот превосходящий тут же станет для него первым врагом. И гордыня дополнится злобой, ненавистью, обидами, враждой и так далее.

Зависть. Гордый человек не способен радоваться успехам других, наоборот, он оскорбляется ими, стремится их уничтожить, унизить или высмеять, поэтому и в подчинении такой человек создает множество проблем: он не может принять тот факт, что кто-то им командует. А даже если и принимает, то подчинение кому-либо является для него внутренней проблемой, которая угнетает его. Возникает своеволие. Человек не желает подчиняться установленным правилам и нормам, считая себя свободным от обязательств.

Однако и в роли начальника такой человек не сможет быть счастливым. Стоит отметить, что одним из признаков гордыни является нетерпение: человек не умеет ждать и требует немедленного исполнения своих желаний, даже если это невозможно. Для него не будет оправданием, что у другого человека произошла беда или болезнь. Подверженный гордыне человек стремится удовлетворить свои потребности и желания, не считаясь с мнением и чувствами других. Удерживать власть такой начальник долго не сможет.

И даже если такой человек ходит в храм, то ему очень трудно молиться и любить Бога. Вся его вера заключена в потребительском отношении к Богу, Церкви и людям. Это означает, что человек использует веру и Церковь для удовлетворения своих потребностей и желаний, не проявляя истинной веры и любви к Богу, ближним и даже к себе.

Конечно, эти признаки указаны в абсолюте, в крайней степени. В реальности одни из этих признаков или «симптомов» слабее, другие сильнее, а некоторые словно отсутствуют, хотя и могут проявиться в будущем. Человек, болеющий гордыней, страдает сам, от этой его страсти страдают и окружающие. Он не может ужиться с близкими, сработаться с коллегами и постепенно разрушает отношения с ними, от чего и сам несчастлив. И самое печальное, что в большинстве случаев такой человек даже сам не замечает в себе этой страсти, обвиняя в своих неудачах других.

Причины возникновения гордыни

Преподобные Макарий и Варсонофий Оптинские выделяют две основные причины возникновения гордыни: недостаток смирения и отсутствие покаяния.

Смирение – основа духовной жизни, оно позволяет человеку видеть свои греховные недостатки и желать покаяния, а значит, и очищения. Без смирения человек становится уязвимым перед многими страстями, в том числе и перед гордыней. А покаяние – это в первую очередь осознание своих грехов и стремление к их исправлению. Опять же, в духовной жизни все взаимосвязано: без покаяния человеку крайне трудно смириться, усмирить свои страсти. А без смирения навряд ли возникнет и желание раскаяться. И человек не может избавиться от гордыни, так как попросту не видит своих недостатков.

«Гордыня», мозаика в Базилике Нотр-Дам-де-Фурвьер«Гордыня», мозаика в Базилике Нотр-Дам-де-Фурвьер

Так может ли подверженный гордыне победить в себе эту страсть? Без Бога – нет. Об этом говорится в Евангелии: «ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19: 25–26).

И это самое важное, что нужно помнить в борьбе с любой страстью. Труд над своей духовной жизнью возможен только с помощью Бога, если мы будем регулярно обращаться к Нему в молитвах, участвовать в таинствах и творить добро. Только доверившись Богу, мы можем победить в себе грех, а с ним и страсть. Без обращения к Богу мы можем лишь обмануть себя, убедить, что страсть побеждена, а по факту можем лишь перевести ее в другое состояние или в другую страсть.

Как бороться будем?

Итак, святые отцы говорят о нескольких ступенях борьбы с гордыней. Во главе всего, как мы уже говорили, стоит смирение. Более того, смирение является прямым антиподом гордыни. Как гордый человек видит себя самым лучшим и идеальным, так человек смиренный, напротив, осознает свои грехи и пороки. Как и в случаях болезней тела, основа для выздоровления – это осознание больного, что он болен, поэтому гордыня и стоит первой в списке смертных грехов. Человек должен осознать свою греховность и смириться перед Богом. Но тот, кто преисполнен гордостью и самомнением, не пожелает и слышать, что ему нужна какая-либо помощь. Он будет обвинять в своих проблемах всех вокруг, но только не себя. И лишь смирение, а с ним и осознание своей греховности помогут человеку начать путь к исцелению от страсти.

Следующая ступень – покаяние. Мне вспоминается строчка из одной известной песни: «…чтоб я забрал с собой избавление, но не покаяние». С точки зрения духовной жизни эта строка попросту оксюморон. Без раскаяния в грехе прощение этого греха невозможно. Простить грех может только Господь, Он видит наши души и разум лучше, чем мы сами. Он милостив, но справедлив. И если человек не желает покаяться в грехе, то и прощение греха ему получить попросту невозможно.

Вместе с покаянием нужна и молитва. Как мы уже говорили выше, без Бога, самостоятельно избавиться от греха человек не сможет. И только общение с Господом через молитву, обращение к Нему со своими слабостями и просьбами, страхами и любовью призывает Его в жизнь человека. Важно помнить, что Бог не бывает навязчивым: Он не будет насильно лезть в жизнь человека, если Его об этом не просят. Ведь Он дал нам свободную волю и чтит ее. Если мы используем эту свободу во грех, то Господь со скорбью наблюдает за нами, но не вмешивается, если мы сами этого не хотим.

Церковная молитва и таинства. Исповедь и Причастие – это самые важные составляющие духовной жизни, об этом вам скажет любой православный человек. В таинстве Исповеди мы каемся, а через Причастие соединяемся с Господом через принятие Его Тела и Крови.

Еще святые отцы советуют побольше читать духовную литературу. Труды, которые писали о духовной жизни постники и молитвенники прошлого, просвещенные подвижнической жизнью, содержат в себе их опыт и наставления. Перенимая этот опыт и прислушиваясь к наставлениям святых отцов, мы можем лучше понять природу гордыни и более успешно бороться с ней.

Общение с духовником. Практика духовничества, когда более опытный монах прикрепляется к молодому для наставления и помощи в духовной жизни, существует в монастырях. Многие из святых отцов, чьи труды мы читаем, были монахами, поэтому упоминание духовничества в их трудах встречается часто. Но в некотором виде духовничество перешло и в мир, правда, не в том же значении, но в приближенном. Духовниками в миру называют тех священников, с которыми вам легко общаться, которые знают вас и ваши проблемы, то есть, по сути, духовник – это близкий вам священник из вашего храма. Он где-то посочувствует, где-то поможет советом, а где-то помолится, что также будет немалой помощью в вашем духовном становлении.

И важно помнить, что борьба со страстью, как и борьба с хроническим заболеванием, это постоянный процесс. Грех побеждается медленно и постепенно, это путь многих лет, а иногда и всей жизни. И, разумеется, если вам удалось освободиться от той или иной страсти, нельзя бросать молитву и духовную жизнь: это было бы сравнимо с тем, как если бы вы выгнали из дома вора и затем оставили дверь незапертой.

Гордыня – один из самых опасных духовных пороков или, вернее сказать, недугов, который разрушает добродетели человека и саму его душу, а вместе с тем препятствует его духовному развитию и даже спокойной материальной жизни. Борьба с гордыней требует немалых усилий и времени, но она необходима для спасения души и обретения истинного счастья как здесь, на земле, так и в жизни вечной.

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment