Протоиерей Артемий Владимиров Разводы являются следствием неспособности созидать человеческое общежитие в самом широком смысле этого слова. Никакая дружба, никакой деловой союз не выдерживают испытания временем, если у участников процесса нет взаимного доверия, единодушия, единого целеполагания и сопутствующих качеств: терпения, выдержки, такта, деликатности, жертвенности. Там, где возрастает своекорыстие, мнительность, обидчивость, отчужденность от несогласных, неумение поступиться своим мнением, неумение найти червоточину в себе, непризнание собственной вины, самооправдание, там самые благие намерения, самые искренние заверения в любви и дружбе остаются пустым звуком.
____________________________
2024 год объявлен в нашей стране Годом семьи. О проблемах, с которыми сталкиваются современные семьи, говорим с духовником и старшим священником Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы протоиереем Артемием Владимировым.
– Отец Артемий, обсуждая тему семьи, хотела бы спросить о проблеме бездетности. В наше время в семьях почему-то не всегда рождаются дети. С чем это может быть связано? Как просить Бога помочь в таком горе? Или как принять его со смирением?
– Проблема бездетности, конечно, связана с токсичностью окружающей среды. Мы сами отравили нашу планету генно-модифицированными организмами: соей, пшеницей, помидорами. Мы сами вкалываем в наших перводневных младенцев по пятнадцать прививок, не дав ребенку даже окрепнуть, не доверяя естественному иммунитету, считая, что дитя не имеет природной защиты. Можно вспомнить пример господина Дональда Трампа, который, став президентом, тотчас выявил ряд вредоносных прививок. Я не против прививок, но президент Америки установил факт вредительства фармкомпаний, использовавших тяжелые металлы. Сейчас, простите, аутизм в каждом пятом ребенке развивается не на пустом месте. Мы в советское время едва ли сталкивались с такими явлениями.
На телеканале «СПАС» в программе «Я тебя люблю» был выпуск о прививках. Там сидели вполне благонамеренные вирусологи в белых халатах, и я спросил: «Скажите, пожалуйста, в вашей благородной деятельности (повторяю, я не против прививок) какая погрешность допускается?» А эти «погрешности» сидели тут же в студии: дети, у которых не развились умственные способности или у которых полетел иммунитет, появилась инвалидность. «Ну, до пятнадцати процентов». Я говорю: «Простите, а если в эти пятнадцать процентов войдет ваше собственное дитя, как вы посмотрите на свою деятельность?» Поэтому часто мамам, которые просят благословения на привитие ребенка, говорю: «Имейте в виду, что на каждого вирусолога должен быть иммунолог. Найдите иммунолога, у вас на руках должна быть иммунная карта вашего ребенка, для того чтобы вы знали, что показано, а что противопоказано, в какой последовательности можно делать прививки, а от чего вообще нужно отказаться в пользу девиза "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья"».
Итак, о проблеме бездетности мы косвенно с вами поговорили. Как просить Бога помочь в таком горе? С верой, надеждой, любовью и со смирением. Господь все ведает, все знает, все Ему открыто. У нас, священников, вне темы прививок есть еще и пастырские наблюдения. Дети рождаются не в результате физического соединения супругов, а по воле Божией. И можно ждать долгожданной беременности если не по примеру Авраама шестьдесят лет, то пять, десять лет. В Церкви Божией, хотя бы в нашей столице, заинтересованные лица знают, где служится акафист преподобному Давиду Гареджийскому, грузинскому святому, который помогает в бездетности.
Вспомним храм святого Мартина Исповедника с чудотворной Грузинской иконой Божией Матери. А где служится акафист святым Петру и Февронии – о семейной жизни и о чадородии? Многие стремятся побывать на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, побеседовать с блаженной Ксенюшкой, тем паче перед часовней стоит прекрасная статуя святой Ксении. А я бы еще напомнил, в связи с нашим разговором по семейной тематике, о крестном ходе в Грузии к святой равноапостольной Нине. Может быть, неплохо будет читателем найти адрес обители святой Нины в селе Фока [1] Ахалкалакской, Кумурдойской и Карсской митрополии, возглавляемой Николаем (Пачуашвили). Можно связаться с ним по сайту, чтобы присоединиться к такому крестному ходу. Его участники удивительным образом находят спутников и спутниц жизни, пройдя всего лишь три дня по благословенным тропам Грузии.
Да, нужно благодарно принимать все вехи Промысла Божиего, как наш Государь Николай Александрович II вместе со своей августейшей супругой благодарно принимал появление первых четырех детей – девочек, хотя вся империя ждала наследника. И государь писал: «Мы, как верующие люди, никогда не роптали на Провидение, зная, что все в воле Божией». А вот появился наследник – это была радость, отмеченная выстрелами пушек из Петропавловской крепости, и по числу выстрелов все поняли, что появился наследник, но радость была со слезами на глазах.
Смирение должно проявляться по-разному. Смирение перед тайной рождения детей проявляется в том, что супруги все отдают на волю Божию. Они не превращают свою супружескую родовую жизнь в фабрику смерти. Я думаю, меня вполне могут понять разумные читатели. Смирение заключается в том, что мы благодарно принимаем: явление ребенка – это не проклятие, не помеха счастью, это Божие благословение. Но смирение проявляется и в понимании того, что наши чаяния могут не осуществиться по неведомому Промыслу Господню. Богу лучше знать. И материнские, отцовские чувства, желание воспитывать, а прежде породить собственную кровиночку-слезиночку всегда могут раскрыться.
Нет чужих детей, и сегодня мир как никогда нуждается в любящих сердцах родителей. Пойдет ли речь об усыновлении, или о том, чтобы просто пригреть и утешить безродное дитя, сиротку, или о том, чтобы (если ты педагог) относиться к детям в классе, отданном тебе в руководство, как к самым любимым, самым желанным. Дай Бог, чтобы сердца всех взрослых людей раскрылись для подлинной любви и мудрого обхождения с подрастающим поколением.
– Батюшка, Вы написали много книг. Какие из них Вы посоветовали бы прочесть молодым людям, желающим вступить в брак, и почему?
– Если речь идет о моих «смертных» творениях, то считаю нескромным их рекламировать. Но коль скоро вы спрашиваете, назову первую книгу, написанную по просьбе директора общеобразовательной школы, – «Учебник жизни». Это задушевный диалог с мамой и ее ребенком, книга для семейного чтения. Ждет своего переиздания другая книга – «Любовь и вера». Это мой диалог с психологом, который задает мне каверзные вопросы. В этой книге в жанре диалога раскрыт идеал супружества, как мы в Церкви Божий его осмысляем. Есть книга «Моя первая исповедь» – для детей, подростков. Рассматривая картинки, они готовятся к встрече со священником у Креста и Евангелия. Есть воспоминания о моем собственном детстве «С высоты птичьего полета». Мемуарный жанр особенно интересен, потому что он свидетельствует о судьбах живых людей. Есть книжечка, именуемая «Семь слов о Таинствах Церкви». Она помогает понять, почему Таинство венчания является основой семейной жизни христиан. Есть труд «Мой университет» – тоже мемуарного жанра, где я рассказываю о там, как юношей вступал в сознательную жизнь, обрел собственную половинку, как мы пришли с невестой к венчанию. Думаю, что сказано достаточно.
– Теперь рассмотрим тему семейной жизни с другого ракурса. К прискорбию, сейчас происходит большое количество разводов, нередко это встречается и среди православных людей. В чем, по Вашему мнению, проблема такой катастрофы? Дух времени?
– Мы с вами уже сказали о мине замедленного действия, бикфордов шнур которой пришивается ребенку в первые годы его существования: самолюбие и эгоизм. Бикфордов шнур – это огрехи воспитания, когда капризы ребенка, его самоволие взращиваются, пестуются под маркой дурно понятого лидерства. «Ты самый хороший, самый умный», чувство собственной исключительности – вот что ты должен принять в своей жизни! Это оборотная сторона сатанизма, потому что чувство собственной исключительности лежит в основе всех человеконенавистнических учений, кончающихся на -изм: сатанизм, расизм, сионизм, фашизм, коммунизм, троцкизм и прочее, и прочее.
Итак, разводы – естественное следствие неумения любить, нежелания служить. Сегодня мы видим, что и монашество, и супружество бывает благоуспешной средой для спасения души только при одном условии. Когда человек, полюбив Христа, «снимает с себя верхнюю одежду», как евангельский слепец, получивший прозрение от Спасителя, и отбрасывает эту ветошь, припадая к Его стопам. Имеется в виду отказ от эгоистического «я». Только при этом условии человек становится личностью, возрожденной Божией благодатью во Христе Спасителе. Соответственно, и чернецы, и бельцы, если продолжают незаметно для себя возгревать самомнение в уме, самолюбие в сердце и своеволие в деятельном начале, идут по пути саморазрушения. Все распадается сначала внутри, а потом и вовне.
Наглядное этому подтверждение – разводы. Они являются следствием неспособности созидать человеческое общежитие в самом широком смысле этого слова. Никакая дружба, никакой деловой союз не выдерживают испытания временем, если у участников процесса нет взаимного доверия, единодушия, единого целеполагания и сопутствующих качеств: терпения, выдержки, такта, деликатности, жертвенности. Там, где возрастает своекорыстие, мнительность, обидчивость, отчужденность от несогласных, неумение поступиться своим мнением, неумение найти червоточину в себе, непризнание собственной вины, самооправдание, там самые благие намерения, самые искренние заверения в любви и дружбе остаются пустым звуком.
Итак, сегодня нужно противопоставить этой всегубительной тенденции слова: «И значит, нам нужна одна победа, одна на всех – мы за ценой не постоим…» Супруги – это десантный батальон, это бойцы – «Служили два товарища»; это альпинисты, которые в единой связке покоряют Эльбрус. Это – не разлей вода, со-трудники. Это Ромео и Джульетта, которые побеждают смерть, сохраняя взаимную любовь.
– Возможно ли нашим современникам прийти к такому духовному состоянию жертвенности и любви, чтобы это печальное явление почти не встречалось в России?
– Верующему все возможно, тем паче Бог лишь по жестокосердию человеческому в Ветхом Завете допускал разводы. А изначала не было так, и главным законом человеческого общежития и семейной жизни является Божий Закон: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 6). Это значит, что нам в семейной жизни сопутствует, содействует Божия благодать, вечная по своей природе. И, соответственно, нетленная любовь не скудеет, не умаляется, но она связывает супругов во все дни их земного бытия. А если супруги духовно единомысленны и живут душа в душу, и между ними Христос, то они не напрасно надеются и после завершения земного подвига предстоять, уже как ангелы, Святой Троице. Пример: Иоаким и Анна, Захария и Елисавета – покровители семейных союзов.
Говорят, что благодаря деятельности участников общественного движения «За жизнь» число абортов значительно сокращается. Если сокращается число абортов, а казалось, что в этом добровольном геноциде есть какое-то самопроклятье российского общества, то и число разводов также может сократиться. Здесь в первую очередь, мне кажется, важна деятельность учителей и их урок «Разговоры о важном». Да, конечно, неплохо говорить о подвигах воинов, но семейная жизнь – это тоже сражение, в котором не должно быть побежденных. Поэтому правы те, кто говорит о необходимости введения курса «Семейная этика».
Необходимо и учителям быть примером добрых семейных отношений, а пастырям усердствовать в подвиге семейной жизни и паству взращивать в этом духе. Мы снова приходим к тому, о чем говорили изначала: не будем замахиваться на все общество (мы не страдаем гигантоманией, мы не футуристы и не футурологи), но в нашем ограниченном спектре будем примером созидающего начала, а остальное вверим Богу, отдадим в Его руки. Он свидетельствует: «Иерусалим, Иерусалим… Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лк. 13: 34) Бог есть объединяющее начало, Бог есть любовь, точнее, источник любви. Прав святой Порфирий, греческий подвижник, говоря: «Прилепись ко Христу всеми фибрами души своей, и все будет хорошо и в твоей семье, и в семье твоих детей». Потому что если ты предоставляешь Господу место в своей жизни, Он все управит и все поправит. Нет такой раны, нет такой драмы и трагедии, которой ты не смог бы преодолеть, если Христос, Живой Бог, Который тебя видит, слышит, любит, с тобой и действует через тебя.
Когда священники друг друга приветствует при пении «Символа веры», то, целуя друг друга в плечи троекратно, они говорят: «Христос посреди нас!» «И есть, и будет. Живущий и действующий». Давайте введем такой обычай на территории Российской Федерации. Утром супруги встают в Архангельске, в Москве, муж говорит жене: «Христос посреди нас!» Зульфия, Гюльчатай отвечает: «И есть, и будет!» Он целует ее троекратно в щечки по-христиански, и она отвечает: «Живет и действует», а он завершает: «Во веки веков. Аминь». Пропишем это с вами… в Конституции? Вряд ли! Пропишем в Семейном кодексе, который волонтеры разнесут в почтовые ящики всем пятидесяти шести миллионам наших семей. И куда деваться? Мы напишем: «Тот, кто внедрит этот обычай, снимет ролик и пришлет в МФЦ, тотчас получит пятнадцать тысяч рублей». Вот это будет интересно. Шучу, конечно. Деньги не главное.
– Наверное, у семейных людей, как и у монашествующих, тоже идет духовная брань? Искушения помыслами, окаменение сердца, эгоизм… Мне кажется, это настоящий подвиг: искренне довериться друг другу и не подвести эту веру в себя близкого человека.
– «Нет христианина на земле, – говорит святой Макарий Великий, – который волей-неволей не был бы втянут в брань. Эту брань ведет с нами падший дух, он никого из последователей Христа в покое не оставляет». Раскрываем книгу «Откровение» и читаем о багряном драконе, сверженном с небес, который устремился вслед за детьми апокалиптической жены, Церкви, и вступил с ними в брань. Речь идет о семени Иисусовом, о носителях Божественной благодати. Тот же Макарий Великий говорит, что диавол не трогает полюбовников до поры до времени, но ополчается против венчанных супругов. Ополчается, потому что видит жемчуг, духовный бисер Божественной благодати. Он видит присутствие Христа Искупителя в среде семьи, ведь на супругах сбываются слова: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20), поэтому супруги во многом рано или поздно ощущают себя на передовой. И все вами перечисленное – помыслы, окаменение сердца – им хорошо знакомо. Помните у Лермонтова: «Мне грустно… потому что весело тебе». Часто лукавый подзуживает супругов и созидает «разность потенциалов» в семье. Муж в хорошем настроении, а жена «подкалывает». Супруга проснулась радостная, а муж бурчит и всем недоволен. Вот самое элементарное проявление духовной брани.
Подвиг, в чем он заключается? Это культура семейных отношений: договориться изначала, что мы будем общаться с тобой, милая-родная, всегда спокойно, взвешенно, доброжелательно, чтобы никогда у нас не искрило ничего и не взрывалось. А появятся дети, они вообще не должны видеть и знать, что мама и папа могут когда-то поссориться. Это величайшая культура, которой и монахи, я думаю, могут позавидовать. Видел я такие семьи. Видел! У меня мама и наш дядя Ленечка, отчим, но как отец родной, один раз только при мне, во время лыжного похода в воскресный день, чуть-чуть с напряженной интонацией что-то стали говорить друг другу, выясняя, каким маршрутом лучше идти. Мы, дети, так удивленно посмотрели на них. Родители ойкнули: «Да-да. Все, маршрут проложен». Больше никогда ничего подобного не было. Представляете себе?! И многие так о своих родителях ныне рассказывают, родителях двадцатого столетия. Подвиг заключается в том, чтобы постоянно сохранять мирную атмосферу.
Это закон такой же обязательный, как закон всемирного тяготения. Если твоя половинка не в духе, не подливай масла в огонь. Глупо отстаивать свою правоту, если в ответ на твое резонное слово ты получаешь шрапнелью пять слов. Молчание – золото, а слова потом придут. Дайте этой сопке Курильской чуть-чуть успокоиться. А если дым пошел, лава начнет изливаться. Либо заблаговременно удались: «Куда, куда вы удалились…» Либо улыбайся «беспричинной улыбкой». А еще лучше пой. Что петь? Русские романсы. Она говорит: «А еще что-нибудь спой» «Я встретил вас – и все былое в отжившем сердце ожило».
Итак, огромная духовная, нравственная культура супругов состоит в том, чтобы гасить недоразумения, уметь выходить из огорчений без пробоин, без потерь, восстанавливать взаимное доверие. Старец Порфирий Кавсокаливит, книги которого о семейной жизни я бы рекомендовал в первую очередь, говорит: «Молитвенная устремленность ко Христу в глубинах твоего сердца является противоядием и бронею, и защитой против всех-всех искушений семейной жизни. Соединись со Христом в молитве, умом и сердцем старайся призывать имя Иисусово, и ты облечешься в смиренномудрие и любовь, и будешь ежедневно утром говорить: "Я самый счастливый человек в этой жизни"».
– Батюшка, как утешить людей, особенно женщин, которые остались в этой жизни одни, и как им помочь? Хотя у нас по доброй традиции родственники в семьях общаются друг с другом, так что совсем одиноких женщин почти не бывает. Теоретически понятно, что таким особам нужно отдаться служению Богу и ближним, но женщины часто все равно тоскуют.
– Мужчины пьют – женщины тоскуют…
– Хотя мы знаем, что от Бога всегда исходит радость и свет, а уныние – это явление иного порядка. Однако люди, живые частицы мироздания, часто страдают, и как тут быть?
– Проблема одиночества вскрыта в романе Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Но мы с вами действительно знаем – христианин никогда не оставлен вниманием и любовью Создателя. Господь Свою волю о людях высказал в общении с Небесным Отцом: «Да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Ин. 17: 21). Слава Богу, что мы – чада Церкви, а не только частицы мироздания. Мироздание некогда будет обновлено очистительным огнем. А Церковь – нетленная невеста Христова, «стан возлюбленный», всегда будет пребывать, даже когда солнца и луны уже не будет, поэтому одиночество – это удел человека, чуждого Христу. Если ты чадо Матери-Церкви, сын или дочь Небесного Отца, твое сердце всегда раскрыто, как крымская роза. Лепестки раскрываются навстречу солнечным лучам, а твое сердце раскрыто навстречу лику Господа Иисуса Христа, прекраснейшему из сынов человеческих. Женщинам, которым не посчастливилось, если они в этом видели свое счастье, сохранить семью, вдовам, не я, а апостол Павел советует прилежать служению Церкви, умывать ноги нищим, питать сирых, то есть иметь «активную жизненную позицию». Необходимо, говоря современным языком, обретать в Церкви Божией поприще для мирных созидательных трудов.
Русские женщины, наши бабушки и девушки, сестры и невесты, наконец-то ощутили радость взаимного творческого труда: «Все для фронта! Все для Победы!» Это один из главных плодов – сплочение гражданского общества и прежде всего нашего женского контингента в помощи воинам, выполняющим свой священный долг. Но мне, как священнику, еще раз хочется сказать: тоска, уныние не соответствуют воле Божией и не являются печальной неизбежностью для человеческого сердца.
Христос говорит противоположное: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14: 27), «Радость даю вам, которую у вас никто не отнимет» (см. Ин. 15: 11; 16: 22). Христос, собственно, и является Источником радости. Живой союз со Христом в таинстве Причащения, стяжание всегдашнего молитвенного духа, общение с «униженными и оскорбленными»: обитателями богаделен, хосписов, больниц, домов престарелых, сиротских домов, с прихожанами, прихожанками, престарелыми людьми – вот путь к преодолению одиночества.
В общении друг с другом мы призваны делиться от избытка сердца дарами Святого Духа, о чем говорит апостол: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15). Поэтому то, о чем вы мне говорите – неприкаянность, ни рыба, ни мясо, я и не монахиня, но и не замужняя, я Мэри Поппинс, которая гуляет сама по себе; хотела посмотреть на короля, да его нету, а те, которых я вижу, одни чудики, а не женихи, – все это преодолевается в детской любви ко Христу, нашему Небесному Отцу, Который, простирая со Креста руки, нас всех обнимает, согревает и вкладывает в наши сердца дар Духа Святого, в котором все блага. Тайна богообщения – несказанная тайна, которую сердце осязает. Тайна невыразимая: Господь с тобой, Он, Всемогущий, Всеблагой, Вездесущий, Непостижимый в Существе, наполняет твое сердце.
Сердце становится бездонным колодезем, сердце раскрывает для себя горизонты и дали. Вот эта тайна богообщения, это то, что мне хочется предложить читательницам вместо хандры, сплина и уныния. Вслед за этой тайной бытия в Боге следует тайна мира, покоя, тишины и смирения. Где умиротворение, там и смирение. Причастившись Святых Таин, христианин всем старается послужить с радостью и внутренним смирением.
Умиротворение… Вкусив от этого умиротворения, описанная вами героиня-бесприданница становится Золушкой, Дюймовочкой, Красной Шапочкой, сестрицей Аленушкой и Белоснежкой в одном лице. Вслед за этим идут удивительные свойства Святого Духа: чистота, светлость, легкость сердца, целомудрие, радость во Христе.
Вы колибри, а не «разведенная бабенка». Вы летаете на Божиему лугу. Своим клювиком длинным вы в каждый цветочек заглядываете, пьете нектар. Ваши крылышки делают двенадцать махов в секунду – это гиперзвуковое движение. Вот двести двадцать взмахов – двенадцать махов. Думаете, это все? Нет, не все. Есть еще мудрость, проникновение в ткань земного бытия, знание, куда ступить, что молвить. Постижение тайны земного бытия, отчего хочется просто молчать и молиться. Есть еще сила Божия, проявляющаяся в немощи вашей, есть еще долготерпение, воздержание, есть еще свобода, когда ярем греха скинут. Вы осязаете эту нравственную свободу! А есть еще бессмертие – вечная жизнь во Христе. И где после этого ваша тоска и желание хоть с каким-нибудь пьяненьким посидеть в трактире и посмотреть, как он с красненькими глазами кролика in vino veritas кричит. Кому это нужно?
– Отец Артемий, как опытный пастырь, что бы Вы пожелали семейным людям для устроения их жизни в мире и благоденствии?
– «И опыт, сын ошибок трудных…» Как человек, совершивший множество ошибок, но старающийся на них не западать, а понемножку исправляться, я от полноты любящего пастырского сердца желаю семейным людям не терять способности улыбаться. Без улыбки, супруга, ты похожа на улитку. Без улыбки, муж, закрой за собой калитку с обратной стороны. Давайте будем благодушными. Как говорил святой Иоанн Лествичник, будем целовать золотые наручники, которыми мы собственноручно сковали себя с нашей половинкой. Она говорит: «Иду заниматься шопингом» А вы говорите: «А я?» «А ты плати» И стало так. Супруги – это сиамские близнецы: две физиономии, а тело одно, посему, находясь в такой удивительной связи друг с другом, давайте благодушествовать. «За что боролся, на то и напоролся». Сама придумала себе мужа, сама и заплакала. Это все шутки, я надеюсь, вы понимаете меня.
А теперь скажем о серьезном. Не будем забывать, что Христос посреди нас. Плод супружеского союза – это общение с Воскресшим Спасителем. Он ходит посреди рая во время прохлады дня (см. Быт. 3: 8). Мы слышим Его голос. Адам и Ева, муж и жена, соединенные венчанным браком, мы беседуем с Самим Господом, Который являет нам благоволение и любовь, как детям, если мы дружим и не ссоримся друг с другом. И пусть монахи еще нам позавидуют, что мы живем в раю и рай внутри нас самих.
И последнее, скажем вместе со святыми отцами: супруги являют собой тайну возрожденного благодатью человечества – природа одна, а лица два. Возрожденное человечество, воссоединение природы, единое тело – союз душ. Два лица, а природа такова, что мои почки могут быть привиты супруге. Ткань моего тела прививается, органично усваивается супругой. Но это у супругов. А у случайно встретившихся людей в плотском союзе нет такого родства на клеточном уровне. У супругов имеется единое существо, единая плоть.
Но все-таки нужно сказать, что человек в глубинах духа всегда один, «монос». Так говорит епископ Игнатий (Брянчанинов): «И слово было к Богу». Слово – это человеческий дух, сотворенный Богом. Наша устремленность к Небесному Отцу – это та вертикаль, которую каждый нomo sapiens, человек разумный, должен в себе ощущать и познавать. Только тогда ты сможешь (по горизонтали) находиться в гармонии с окружающими, в первую очередь со своей избранницей, если у тебя есть «вертикаль». Если ты осязаешь, чувствуешь, сознательно носишь в себе постижение, что Отец Небесный видит, слышит, любит, обнимает тебя и вдыхает в тебя Свою благодать, если ты взошел к этому устроению, ходишь пред лицем Господа. У нас с вами это магистральная тема: «Ходить пред лицем Господа».
Беседовала Светлана Рыбакова
[1] Обитель святой Нины в селе Фока (или Пока), Ниноцминдский район, Джавахети, Грузия.
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм