Светлана Рыбакова
Великий миссионер и проповедник ХХ века, «сербский Златоуст», святитель Николай (Велимирович) родился 23 декабря 1880 года в селе Лелич в семье простых крестьян Драгомира и Катерины.
Маленький Никола оказался на редкость талантливым ребенком. Если Бог творчески одаривает человека, то неважно, в какой среде он родился, главное – это его собственные труды для развития полученного таланта. Господь, видя такое прилежание, непременно поможет реализовать творческие дары, дабы они послужили на радость и пользу людям.
Будущий святитель был не только одаренным, но еще и трудолюбивым ребенком, поэтому, окончив монастырскую школу, продолжил обучение в гимназии города Валево. Затем поступил в Белградскую духовную семинарию. После нее работал сельским учителем, но вскоре получил от министра просвещения стипендию на продолжение учебы в Швейцарии, в Бернском университете. Там он, овладев немецким, защитил на этом языке диссертацию на тему «Вера в Воскресение Христово как основной догмат Святой Апостольской Церкви». После этого он едет в Англию, быстро осваивает английский язык и заканчивает философский факультет в Оксфорде. Свой второй докторат – «Философия Беркли» – он защищает уже во Франции на французском языке.
В 1909 году Николай принимает постриг в монастыре Раковица, становится иеромонахом и возвращается преподавать в Белградскую духовную семинарию.
В 1910 году отец Николай направлен учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую духовную академию. На одном из духовно-литературных вечеров иеромонах Николай настолько поразил преподавателей и студентов своими знаниями и проповедническим даром, что митрополит Антоний (Вадковский) испросил для него у императора право на бесплатное путешествие по всей России.
Во время своего паломничества по святыням России он полюбил эту страну всем сердцем, и это искреннее чувство сохранил до конца жизни.
В Первую мировую войну сербское правительство направило тогда уже известного проповедника отца Николая в Англию и Америку. С 1915 по 1919 годы он выступал на различных собраниях, в университетах, храмах, разъясняя причины, почему сербский народ так решительно бьется за единство своей Родины. Командующий английскими войсками заявил впоследствии, что «отец Николай был третьей армией», воевавшей за сербскую и югославскую идею.
В 1920 году иеромонах Николай был рукоположен во епископа Охридского. Владыка ежедневно ездил по епархии, проповедовал, восстанавливал разрушенные войной церкви. Чтобы противостоять сектантской пропаганде, он организовал православное движение, называемое «богомольческим», которое распространилось по всей Сербии. Это народное религиозное движение породило много подвижников, обновило веру в простом народе и укрепило Сербскую Церковь.
В 1934 году епископ Николай был переведен в Жичский монастырь. Его трудами восстановились многие монастыри, в первую очередь, Жича и Студеница, также служившие духовный опорой сербского православия.
В годы Второй мировой войны Гитлер приказал: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить Сербскую Церковь, в первую очередь уничтожить Патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича…» Владыка Николай и Сербский Патриарх Гавриил – единственные европейские иерархи, попавшие в лагерь смерти Дахау, но Бог сохранил праведников: 8 мая 1945 года они были освобождены союзнической 36-й американской дивизией.
После выхода из лагеря смерти епископу Николаю не пришлось вернуться в Югославию, уже находившуюся под правлением Тито. Святитель продолжил свою деятельность в Европе и Америке, много писал, выступал с лекциями. В эмиграции он тяготел к русской среде, преподавал в русских духовных учебных заведениях.
В русском же монастыре святителя Тихона прошли последние дни его жизни. Владыка отошел ко Господу во время молитвы 18 марта 1956 года. Тело владыки Николая было перенесено в сербский монастырь святого Саввы и захоронено на монастырском кладбище. В 1991 году мощи владыки Николая Сербского вернулись на родную землю. В 2003 году на заседании Святого Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви святитель Николай был причислен к лику святых.
Слово святого Николая Сербского – это духовная поэзия в прозе. Читая его «Молитвы на озере», невольно вспоминаешь псалмы царя-пророка Давида, стихотворения святителя Григория Богослова и гимны преподобного Симеона Нового Богослова.
Нужно сказать, что в проповедях и письмах святителя Николая, как и в его дневниках, отражается не только современная ему жизнь, но и будущая. В приведенных ниже выдержках, сделанных из разных трудов святителя Николая, поражаешься тому, насколько его замечания близки нашему времени, он писал, словно глядя на современную жизнь. Его дневниковые записи были написаны в концлагере Дахау, но мы не найдем в них отражения страшной, окружающей владыку действительности, его личных страданий. Он смог подняться над нечеловеческими условиями жизни, и его записи проникнуты только «скорбью по поводу нравственного состояния, в котором пребывает современное человечество, – "жизни без цели и смерти без надежды"». Особенно много святитель Николай пишет о богоотступничестве и, следовательно, богооставленности Европы, приведших ее к столь страшной войне.
Произведения святителя Николая отличаются поэтичностью, образностью и в то же время глубиной размышлений о сути вещей, о том, каким должно быть отношение человека к Богу, к себе самому, к ближним, к природе. Остается только удивляться, как ему удается высокие богословские, догматические истины передать через художественный образ. По прочтении записей святителя Николая каждому человеку становится понятен догмат Пресвятой Троицы: «И солнце необъятное на небесном своде являет Троицу во Единице – пламя, свет и тепло, – троичность нераздельная, неразлучная составляет Солнце это. И каждый атом земной представляет собой триединство. И душа человеческая – образ Бога Триединого – состоит из трех главных нераздельных сил: чувства, ума и воли, но троичность эта не делит душу на три души. Душа одна и едина; три ее силы составляют единство и остаются в единстве. Но мир познал Бога как Троицу не через образы природы, не через тени и символы. Небесное откровение было об этом: Господь наш Иисус Христос объявил о нем. От Него род человеческий узнал о родительстве Бога Отца, и о сыновстве Сына Божия, и об исхождении Духа Святого. И нас, грудящих во тьме ночной, Он приблизил к вечному Божественному свету, и мы стали видеть и различать Троих в Одном – три чуда в одной тайне, три Ипостаси в едином Божестве»; или совсем простыми словами суть православия: «Вера, проверенная в грозу и при ясном солнце, вера непостыдная, православная, спасительная. Воистину, это вера людей образованных, носящих в себе образ Божий. Они в день Страшного Суда Христова будут названы благословенными» (см.: Мф. 25: 34).
Читая записи святителя Николая, становится понятно, что Бог Иисус Христос есть любовь (см.: 1 Ин. 4: 8) и истинный смысл человеческого бытия.
«Христос не боялся опороченных людей, а мы боимся. Христос не боялся, что пороки грешников запятнают Его добродетель, а мы боимся. Его добродетель была воздвигнута на нерушимой скале, а наша – на песке, поэтому Он не боялся, а мы боимся. Христос был на рыночных площадях, на перекрестках дорог вместе с обесчещенными людьми, с отвергнутыми грешниками, презренными грешницами на большой соблазн фарисеям. Фарисеи боялись даже встречи с грешниками, а Христос шел им навстречу и именно их искал. Фарисеи не желали переступить порог дома мытаря, а Христос ел и пил с мытарями. Фарисеи были готовы побить камнями любого грешника, а Христос был готов остановить каждый брошенный камень и спасти голову грешника. Фарисеи попирали ногами всякого, кто пал в грязь, чтобы еще больше его опозорить, а Христос протягивал им руки, поднимал из грязи и ставил на ноги, говоря: "Встань и иди!" Фарисеи считали ниже своего достоинства ходить среди простых людей и интересоваться их судьбами, а Христос именно это считал Своим сокровищем. Вот в чем разница между Христом и фарисеем».
«Вы знаете слова Господа Иисуса "иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Мф. 11: 30). Поистине, вера в Бога легче неверия. Пост легче объедения, а трезвость – пьянства. Жизнь легче с молитвой, чем без нее, прощение легче злопамятства, давать милостыню легче, чем отбирать чужое. Поддерживать слаще, чем унижать. Взаимная любовь радостней, чем самовлюбленность и ненависть. Путь правды может показаться трудным, но необходимо знать, что путь неправды много труднее».
«Когда Христос придет снова, чтобы судить мир, то спросит нас, как распорядились мы данными нам талантами? Как использовали мы время своей жизни? Поддались ли соблазнам этого времени и продали душу за сладкую земную горечь или все отдали за душу свою? Потому исполняй заповеди Христовы каждый день. Так ты будешь дорожить днями, которые даровал тебе Бог».
Любовью и грустью проникнуты рассуждения владыки о современном человеке. Иногда кажется, что, прозревая грядущее «общество потребления», он пишет о нас с вами. «Братья мои, какая трагедия заключена в страхе человека пред великими высотами и бездонными глубинами! Ему милее низины и мелководье. Высоты и глубины кружат ему голову, поэтому многие отрицают божественность Христа и существование дьявола. Человек хочет равенства и простоты. Но как только люди пытаются что-то упростить, они все усложняют. Если бы они создавали мир, то сотворили бы лишь грядки для капусты и пригорки для пикников. И удивительно им, для чего нужны божественные высоты и адские глубины!»
«Гордый человек и когда ползет, думает, что летит, в своем самодовольстве презирая и людей, и Бога. А нищий духом смирен, неизменно недоволен собой, стыдится перед людьми и боится Бога. Поэтому он совершенствуется и прорастает, как живое семя из земли, пока не дорастет до высот Царствия Небесного, которое таковым принадлежит».
Человек – венец творения – должен любить и беречь природу, полностью зависящую от его жизни. Поэтому «природа – друг, а не враг. Она создана быть человеку другом и помощником, а не рабом или палачом. Люди, делающие из природы раба, делают ее врагом и палачом. На Балканах еще сохранилось что-то от былого уважения к природе и милосердия к ней. Еще живет обычай, недавно общий на Балканах – когда крестьянин хочет срубить дерево, косить траву или забивать скот, он крестится и говорит: "Прости, Господи!" Народы, объявившие природе войну не на жизнь, а на смерть, придумавшие и беспощадно применяющие жестокое выражение "эксплуатация природы", навлекли и навлекают на себя нескончаемые беды. Ибо расторгающий дружеские отношения с природой неминуемо расторгает их с Богом».
О блеске и нищете европейской жизни, как уже говорилось, владыка Николай много писал, особенно, когда пребывал в лагере Дахау. Читая его записи, кажется, что это написано сегодня: «Что такое Европа? Это похоть и рассудок. И то, и другое – человеческое. Человеческая похоть и человеческий рассудок…»
«Одной из главных причин нынешних смут и бедствий европейского континента является двойная мораль. Одна мораль применяется в частной жизни, другая – в общественной. О том, что двойная мораль не приводит к добру, свидетельствуют нам отношения израильских старейшин ко Христу и дальнейшая история народа Израиля. Казня лжесвидетелей в своем народе, первосвященники сами искали лжесвидетелей для суда над Христом. Между собой они говорили, что Он на стороне римлян (см.: Ин. 11: 48), а перед римлянином Пилатом – что Иисус против римлян и кесаря, ибо Сам Себя царем делает (см.: Ин. 19: 12), прибавляя лицемерно: "Нет у нас царя, кроме кесаря" (Ин. 19: 15). Вот двойная мораль. Вот политическая мораль, которой иудейские политики, желая спасти свой народ, погубили его. Видя все эти сети, всю эту безнравственную фарисейскую возню вокруг Себя, Господь прорек: "Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Мф. 23: 38). Вот вам плод политической морали. Вот страшный урок всем народным лидерам, которые раздирают мораль надвое, удаляясь от народной аксиомы: правдой земля стоит».
Владыка Николай любил Россию до последнего своего вздоха. Именно он положил начало прославлению царя-мученика Николая II и его семьи. Святитель Николай писал о нашем святом государе: «Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения? Разве можем мы не признать пред небом и землей, что наша свобода и государственность стóят России больше, чем нам?»; и о России: «Посмотрите на Россию. Это самая большая страна из всех стран мира. И это страна кроткого народа. Величайшей страной нашего века обладает самый кроткий народ мира. Вот очевидное доказательство истинности слов Христа: "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" (Мф. 5: 5). Воистину, не требуется доказательства очевиднее и яснее, чем православная Россия и православный русский народ. Бесконечные захватчики и насильники владели землями, которые унаследовали кроткие люди».
Как завещание владыки Николая живущим в нынешнем, столь тяжелом и безрадостном веке, остались его слова о молитве: «Каждый из вас может сделать что-то для спасения своего народа и мира. Пусть одна молитва в день, пусть одна милостыня, один вздох к Спасителю, пусть все это станет лептой, которую Он увидит и не отвергнет. Счастье мира создается внутри человеческой души. Мир в мире устанавливается возрождением души каждого, кто знает Бога. Совершите подвиг, который определен законом Христа, и вы, когда придут счастливые и мирные дни, сможете сказать, что в этом есть лепта каждого из вас».
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм