СДЕЛАЕМ ПРЯМЫМИ СТЕЗИ КО ГОСПОДУ

Проповедь на Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) иеромонаха Лавра (Архипова).

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня особая служба, которая называется «Навечерие Богоявления Господня». Это богослужение очень похоже на то, которое мы служили в сочельник Рождества Господня: тоже начинается с Царских часов, продолжается вечерней, литургией святителя Василия Великого. Почему же так? Потому что до V века Рождество Христово и Крещение Господне торжественно праздновались в один день. После V века эти два праздника разделили. Но сочельник сохранился и в том, и в другом случае.

Навечерие означает «преддверие праздника», а сочельником этот день называется потому, что по традиции Церкви в этот день готовится особый взвар из пшеницы, меда, который называется сочивом.

Праздник Богоявления, праздник Крещения Господня, – особый для каждого из нас. На богослужении читается удивительное Евангелие от Луки, в котором повествуется, что Господь призывает Иоанна Предтечу к проповеди покаяния. Иоанн Предтеча, выйдя к берегам Иордана, возвышает свой голос – он ангел, вопиющий в пустыни, он уготовляет путь народа ко Господу (см.: Лк. 3: 3–18) К нему на проповедь приходят разные люди: и фарисеи, и саддукеи, и мытари, и воины, и простые люди. К каждому из них обращены его слова покаяния.

Что же такое покаяние? Мы много раз с вами об этом говорили. Покаяние – это не только осознание греховности тех поступков, которые не сообразны жизни верующего во Господа человека, но и желание полностью исправиться и никогда больше не совершать поступков, которые нарушают волю Божию и называются грехом, беззаконием.

Саддукеи и фарисеи, присутствовавшие во время проповеди Иоанна Предтечи, были уверены, что они намного лучше знают слова Священного Писания и точно наследуют Царство Божие. Но спрашивающим «Что же нам делать?» Иоанн Предтеча в первую очередь говорил о милостыни: «Если ты имеешь две одежды, то одну одежду, лишнюю, отдай нуждающемуся или хотя бы одолжи ее для того, чтобы другой человек согрелся».

Мытарей, когда они спросили: «Что же нам делать, чтобы покаяться?», Иоанн Предтеча не стал призывать к тому, чтобы они оставили свое служение, свою ответственность перед государством – взимать налоги, но сказал, чтобы лишнего не брали. Мытари – это люди, призванные на службу Римской империей, которая владычествовала на территории тогдашней Палестины, израильского народа, и, к сожалению, злоупотреблявшие своим положением и взимавшие больше денежных средств, налогов, нежели требовала от них власть. Это было всем известно, и поэтому мытарей очень не любил народ, из которого мытари и вышли – это были соплеменники израильского народа.

Когда же воины обратились к Иоанну Предтече с просьбой о совете: «Что же нам делать?», то он им ответил: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием».

Может быть, кому-то эти слова покажутся странными. Что значит «не обижать»? Ведь воины призваны защищать и во время войны даже убивать. Ведь они же воины. Но этот призыв был адресован мирному населению и не во время войны, когда воин призван стоять на защите, даже до своей гибели. И важно, чтобы воин понимал, против кого он поднимает оружие и против кого идет.

Что значит «не клевещите?» Воин обладает особой властью, и он для достижения собственных благ, особого положения и карьерного роста может кого-то оклеветать среди народа или тех, с которыми он несет службу. Иоанн Предтеча с особым вниманием указывает на эту проблему, которая была распространена среди военнослужащих и не только: они клеветали для достижения благополучия и быстрой карьеры.

Третий совет Иоанна Предтечи воинам – довольствоваться тем жалованьем, которое им платят. Ибо тот, кто не довольствуется тем, что имеет, будет пренебрегать всем для достижения большего благополучия: он будет убивать, красть, клеветать. Для него не будет ничего святого: ни родственников, ни близких, ни друзей. Отныне у него только один бог – это личное благополучие, а он просто наемник. И чтобы не быть таким наемником, нужно всегда быть довольным тем положением и теми благами, которые имеются сейчас и которые Господь в данный момент дарует каждому из людей. Это не значит, что мы не может развиваться, это не значит, что мы не можем достигать все новых и новых успехов, но все это должно быть сообразно воле Божией, Его милосердию, Его любви и в рамках заповедей Священного Писания.

Для тех людей, которые не услышат призыв Иоанна Предтечи, он говорит страшные слова, что секира уже при корне дерева лежит, и то дерево, которое не приносит доброго плода, будет срезано и ввержено в огонь.

Всем нам понятно поучительное слово Иоанна Предтечи: если мы не приносим доброго плода, если вера наша без дел мертва, то наше дерево, то есть мы сами, будем ввержены в геенну огненную, и никоим образом не будем иметь надежды на спасение. Поэтому нужно спешить делать добрые дела помимо той веры, которая в нашем сердце направлена ко Господу: дела милосердия, дела любви к ближним.

Сегодня, после богослужения, вода освящается особым чином. Такая вода называется Великой агиасмой, то есть водой Крещенской. И сегодня, и завтра вода освящается одним чином, поэтому она имеет одинаковую силу и одинаковую благодать Божию. Каждый верующий христианин должен иметь эту воду у себя дома в течение всего года. По традиции мы потребляем эту воду натощак, после молитвы, с кусочком просфоры. Вода у нас хранится на особом почетном месте, где и другие святыни, ближе к святому углу, ближе к домашнему иконостасу.

Если человек болеет или на него нападают нечистые духи, то вода употребляется в любое время и даже не натощак.

Этой водой, по традиции, сегодня и завтра мы окропляем свои жилища, окропляем тот участок, на котором стоит наш дом, мы сами умываемся этой святой водой, и она несет в себе особую благодать и целебные свойства. По вере нашей да будет нам, со всякой верой и тщанием будем принимать эту святыню и благодарить Бога, что мы имеем ее.

Также святая вода имеет особые свойства: если она у нас заканчивается, то мы можем добавить еще и простой воды, потому что знаем, что святая вода освящает последнюю, которая приобретает такую же силу благодати, как и Крещенская. Не надо брать огромные емкости святой воды, нести, пыхтеть, болеть после этого. Возьмите немножко, а дома разбавьте ее простой водой, и у вас будет очень много святой Крещенской воды.

Дорогие братья и сестры, услышим сегодня призыв Иоанна Предтечи о покаянии, исправим свои пути, прямыми сделаем стези Ему и придем ко Господу без всякой тени греха, уповая на Его милосердие и любовь к нам. Аминь.

Иеромонах Лавр (Архипов)

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment