СТАТЬ ГРАЖДАНАМИ ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО

Проповедь в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении иеромонаха Игнатия (Шестакова).

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17), – такие слова мы слышали в сегодняшнем Евангелии. Евангелист Матфей в этом сравнительно коротком чтении сегодня говорит о первых шагах Христа как проповедника Царствия Небесного. После того как Иоанн Предтеча, проповедник покаяния, был схвачен, Господь вернулся из пустыни, от тех искушений, в которых Он пребывал, и вышел на проповедь с этими словами.

Царствие Небесное, что это такое? Мы так часто это говорим, мы слышим возгласы во время богослужения, мы как-то представляем его себе, но в принципе мы достаточно мало задумываемся об этом. А мир в своем искаженном представлении через кинематограф, литературу тоже помнит о Царствии Небесном, о посмертной участи человека.

И мы, как христиане, тоже находимся под этим влиянием. Мы очень часто говорим о Царствии Небесном, но что это такое, мы не понимаем. С другой стороны, в этом нет ничего необычного, потому что, действительно, Царство Небесное в полноте для нас откроется только после Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. И сейчас даже самые святые люди говорят об этом все-таки с неким покровом неизвестности. Но тот человек, который в Духе живет, Духом Святым исполняется, принимает Царство Небесное в себя. Оттого Господь и говорит фарисеям: «Не будет так, что придут и скажут: Царство Божие там или там, в этом мире, оно внутри вас есть» (см.: Лк. 17: 21).

Царство Небесное, Царство Божие – это надмирная категория, она вне этого царства, вне этого мира, в котором мы сейчас живем. Географически невозможно установить, хоть мы и говорим о небесах, и говорим об аде как о чем-то, что находится где-то внизу, в огненных стихиях, но все это достаточно образно. Под Царствием Небесным понимается одновременно несколько категорий, которые не противоречат одна другой.

Царство Небесное – это собрание святых людей и ангелов. И те люди, которые, так же как и мы, состояли из плоти и крови, но и в которых была жизнь, благодаря душе, они сейчас уже в Царствии Небесном находятся со святыми ангелами и молятся за нас. И мы, прибегая к их помощи, просим помощи из Царствия Небесного.

Царствие Небесное, как многие святые отцы говорили, – это состояние нашего духа. Например, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что это состояние духа человека, когда он смирился пред Богом и примирился с Ним, это мирное состояние. И сегодня, придя в храм, многие из нас хоть в какой-то степени его сподобятся. Что такое храм? Это как притвор Царствия Небесного. Когда мы входим с мороза в притвор храма, нам уже хорошо, и душа наша, и все органы наши, осязания, обоняния, видят, чувствуют, что в храме, в алтаре, совершается какое-то великое таинство.

Сам по себе храм в этом мире – это как притвор Царствия Небесного, потому что там совершаются такие таинства, которые непостижимы для нас, как вообще таинства бессмертной жизни.

Мы говорим об этом очень много, но мы, как люди смертные, не можем до конца понять это и принять. Как, допустим, человек, лишенный зрения, не видит краски этого мира, или глухой человек не слышит. Есть такие творения Божии не из людского рода, которые лишены возможности видеть или слышать, и им, конечно, тяжело представить всю полноту и красоту Божьего творения, Божьего мира. Так и нам из-за нашей греховной жизни, из-за нашего греховного падшего состояния тяжело понять те тайны Царствия Небесного, которых сподобились святые Божии люди. Только евангелист Матфей говорит: «Царствие Небесное», только у него встречается это словосочетание.

Сейчас есть такие замечательные технические возможности – в одну секунду увидеть все те места, где то или иное слово в Священном Писании употребляется. И если у вас будет такая возможность, попробуйте посмотреть словосочетание «Царство Небесное». Как прекрасная выдержка из этих цитат евангелиста Матфея! Именно у него мы находим эти замечательные притчи Христовы.

Господь объяснял людям, что такое Царство Небесное, в притчах, и, казалось бы, вещи какие-то не связанные Он мудростью Своею связывал и открывал каждому человеку, простым людям простыми словами. И для нас эти слова не стали на протяжении веков сложнее, они могут дойти до нашего сердца, и изменить нашу жизнь, и стать ключом, которым Господь откроет наше сердце, нашу душу, чтобы Царствие Небесное соединилось с нами, чтобы мы стали наследниками Царствия Небесного.

Люди ученые дошли до великих познаний. Действительно, в какие только сферы и материи человек уже не вторгся, и, возможно, еще вторгнется. Какие-нибудь 20 лет назад мы даже себе представить не могли того, чем мы будем обладать в техническом плане. Люди прошли все расщелины земли, исследовали почти все свойства разных материй, всего того, что Господь им оставил, и научились из этого извлекать всевозможную выгоду, и материальную, и физическую, и выгоду в смысле удобного использования. Люди полетели в космос, люди научились даже свою плоть менять, научились искусственным образом зачинать себе подобных, но люди так до конца никогда, пока Господь во славе Своей не придет, Царствия Небесного не познают.

Дж. ди Паоло. «Сотворение мира и Изгнание из рая» Дж. ди Паоло. «Сотворение мира и Изгнание из рая»

Это бесконечный путь познания, и путь прекрасный на самом деле. И мы, когда пренебрегаем возможностью познавать, что такое Царствие Небесное, конечно, совершаем страшное преступление, в первую очередь перед своей душой. Мы сами отвергаем все те дары, которые Господь без меры дает любящим Его.

«Царствие Небесное внутрь вас есть» (Лк. 17: 21), – говорит Господь. Сегодня, причащаясь Тела и Крови Христовых, каждый из нас пустит в себя Христа и соединится с Ним. И хоть на какое-то мгновение благодатным образом станет причастником Царствия Небесного. Об этом мы и просим в молитвах. Это великое сокровище, которое дал нам Господь, мы должны хранить и преумножать, не терять времени, изучать Священное Писание, для того чтобы Господь просветил наши слепые души и открыл наши глаза, и чтобы мы стали по-настоящему детьми, причастниками, гражданами Царствия Небесного. Аминь.

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Comments (0)
Add Comment