Ирина Дмитриева
В этот день у Храма Гроба Господня чин омовения ног совершал Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил. Посредине площади выстроили большой помост, застелили его коврами и украсили цветами. На высоком балконе священник на греческом читал Евангелие, а тем временем на помосте происходило то, что было на Тайной Вечере. Патриарх, разоблачившись, остался в одном подсаккоснике.
«Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Ин. 13: 4–5).
Блаженнейший Феофил, взяв Священное Писание, прочитал ту часть, где Господь умывал ноги Своим ученикам. И начал омывать ноги архиереям.
Я невольно вспомнила нашу сентябрьскую поездку в Иерусалим. Мы попали в горницу, где происходила когда-то Тайная Вечеря, во время которой и произошла самая удивительная беседа Господа с учениками.
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; кáк Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга; по тому узнáют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 34–35).
Небольшая группа во главе со священником на одном из славянских языков читали текст Священного Писания. Мы тихо встали рядом, прекрасно понимая, о чем говорит Господь. По всей горнице на полу, в нишах прогуливались белоснежные голуби.
Вернувшись от воспоминаний к происходящему, я увидела такую картину: подпоясавшись, Патриарх омывал ноги священникам, по числу двенадцати, одному из которых пришлось изображать Иуду. Решается это всегда жребием. Рассказывали, что батюшки, кому выпадает эта роль, не скрывают своих слез.
Развитие событий Евангелия происходило у нас на глазах: предательство Иуды, пребывание Господа в Гефсиманском саду, взятие Спасителя иудеями. Паломники заполонили всю площадь, крыши, купола соседних храмов, рабочие леса. Наша группа оказалась практически рядом с помостом. День был очень жаркий, но будто специально для нас, сибиряков, небольшое облачко закрыло палящее солнце почти на все время нашего пребывания на площади.
Я смотрела на происходящее передо мной и мысленно задавала себе вопрос: учимся ли мы чему-нибудь у Господа? Он Свое учение о смирении и любви оставил не только ученикам-апостолам, но и всем нам. Способны ли мы хоть что-нибудь повторить за Своим Учителем? Господи, помилуй. Не только ноги омыть, но и простить друг друга, уступить друг другу, не злобствовать. Удается с трудом, а порой… Да…У нас было о чем подумать в этот день, хотя об этом следует помнить всю жизнь.
Вечером того же дня мы посетили Русскую Духовную Миссию. В красивом большом Троицком соборе отстояли службу. Читали 12 Страстных Евангелий. Поймала себя на ощущении, что нахожусь в России. Как-то стерлось из памяти, что за стенами этого собора стоят пальмы, цветут апельсиновые, грейпфрутовые деревья, зреют бананы, живет своей жизнью многонациональный Израиль. Русским было всё: храм, иконы, служба, пение, священники, люди, благоговение и сам воздух, наконец. В общем, русским было само православие.
В гостиницу возвращались на подъеме. Мы побывали почти дома.
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм